Основные законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 07:57, доклад

Краткое описание

В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами или явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

Файлы: 1 файл

Основные законы диалектики.docx

— 24.23 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки РФ

Саратовский государственный технический университет 
 
 
 
 
 
 

Доклад

 по  дисциплине «Философия» 

на тему:

«ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ» 
 
 
 

Выполнила:

студентка гр. ПВС-21

Морозова  Л.Ю.

Проверил:

Заров Д.И. 
 
 
 

Саратов, 2012

Что такое диалектика?

    В древности  диалектикой называли искусство  вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о  наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще  говоря, диалектика - это учение о  развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами или явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

    Диалектика (в современном, то есть главным образом  гегелевском, смысле термина) — это  теория, согласно которой нечто —  в частности, человеческое мышление,—  в своем развитии проходит так  называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, вероятно, вызовет оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он будет небесспорен, т.е. не лишен слабых мест. Противоположная ему идея называется «антитезисом», так как она направлена против тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не появляется такое решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый синтез может стать первой ступенью новой диалектической триады, если окажется односторонним или неудовлетворительным. В последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне. Она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.

    Можно выделить следующие принципы диалектики:

    • всеобщая взаимосвязь всех явлений;
    • всеобщность движения и развития;
    • источник развития - становление и разрешение противоречий;
    • взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
    • развитие через отрицание;
    • отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;
    • противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

    Содержание  этих принципов предвосхитило многие последующие открытия. Так, на принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений органично легла общая теория систем. Ведь если любой объект материального мира можно рассматривать как состоящую из взаимосвязанных элементов самостоятельную систему и одновременно как элемент системы более широкой, то получается, что любой элемент любой системы нашей Вселенной через многоуровневую иерархию взаимосвязей бесчисленных систем связан с любым другим элементом абсолютно любой системы. Каждая вещь в этом мире пусть опосредованно, но связана с любой другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса, «эхом всей Вселенной».

    Не  менее значим оказался для науки и практики и принцип всеобщности развития. В нынешнем естествознании он фигурирует под названием принципа глобального эволюционизма. Открытия XX в. (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и пр.) существенно подкрепили диалектическую аксиому о всеобщем характере процессов развития. 

Основные  законы диалектики

    Законы  диалектики - это основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определенными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как то общее, что проявляется во множестве законов. Существуют три основных закона:

    1. Единство и борьба противоположностей

    Ключевым  моментом диалектической концепции  развития является принцип противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его  формулировка гласит: источником и  движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся  предметов. Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности полностью отвечают диалектическим требованиям:

    • они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения);
    • именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

    Диалектический  характер развития подразумевает также  наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

    1. Взаимный переход количественных и качественных изменений

    Механизм  такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) — взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

    Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория  количества подразумевает отношение  качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это  те границы, те пределы, внутри которых  количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и  качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги  уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится — ее все еще  можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной  для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного  предмета. Границы же, или пределы  количественных изменений, где книга  будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

    Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость — в скупость и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет — почти что вечность, а для биосферы в целом — лишь мгновение.

    Диалектика  количественных и качественных изменений  подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений  выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем  и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное  накопление студентом знаний приводит, в конечном счете, к появлению  нового качества его личности —  он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать  более умело и рационально.

    1. Отрицание отрицания

    Сброс развивающейся системой старого  качества можно квалифицировать  как его отрицание. Но поскольку  оно должно обеспечивать продолжение  развития, диалектическое отрицание  не может быть простым отвержением  или уничтожением прежних форм. Оно  непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания  в диалектике определяется как такое  отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

    Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а  включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные  достижения не уходят безвозвратно в  прошлое, но сохраняются на всех последующих  этапах исторического развития, пусть  и в существенно измененном виде.

    Развитие  любого объекта распадается на ряд  фаз или стадий, каждая из которых  характеризуется обретением нового качества и, следовательно, может рассматриваться  как отрицание предыдущего состояния. В цепи диалектических отрицаний особое значение получают два следующих друг за другом отрицания, формирующих относительно законченный цикл развития объекта. Специфичность именно двойного отрицания легче всего увидеть в чисто формальных преобразованиях: если мы имеем некое состояние объекта, то первое отрицание превратит его в свою противоположность, а второе — вернет на исходную позицию. В реальных процессах развития такой безусловный возврат к начальной ступени, конечно же, невозможен в силу их необратимости. Однако частичный повтор на высших стадиях развития существенных характеристик первых его фаз обязательно имеет место.

    Закон можно сформулировать так: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.  

    Таким образом, диалектика представляет собой  глубокий и эвристичный способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат — признание саморазвития материального мира как следствия  становления и разрешения противоречий. 

    Литература: Поппер К. «Вопросы философии».— 1995.— №1.— С. 118—138.


Информация о работе Основные законы диалектики