Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 07:42, контрольная работа
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий.
Введение 3
Объективный идеализм Гегеля 4
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений 5
Закон отрицания отрицания 7
Закон единства и борьбы противоположностей 10
Заключение 12
Список использованных источников 13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Суть
основных законов диалектики Г.Гегеля
Студент
гр. ЗБМН-10-01 ___________________________
Преподаватель
___________________________
Владивосток
2011
Содержание
Введение
Объективный
идеализм Гегеля
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений 5
Закон
отрицания отрицания
Закон
единства и борьбы противоположностей
Заключение
Список
использованных источников
Введение
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главным.
В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.
В
своей работе мне хотелось обсудить
две стороны гегелевской
Гегель
задавал себе вопрос: почему наше сознание
может постигать мир? И вместе с другими
идеалистами он отвечал: «Потому что мир
подобен нашему сознанию». Он говорил,
что «сознание есть мир» или еще: «разумное
есть действительное; действительность
и разум тождественны».
Философия
Гегеля была кульминационным пунктом
развития немецкой философии, которая
начинается с Канта. Хотя Гегель часто
критиковал Канта, его система никогда
не могла бы возникнуть, если бы не существовало
системы Канта.
Это
и называется гегелевской философией
тождества разума и действительности,
или кратко: философией тождества.
Объективный
идеализм Гегеля
Диалектический
метод предполагает рассмотрение всех
явлений и процессов
во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности
и развития. Первоначально
термин «диалектика» означал искусство
ведения спора и разрабатывался, по
преимуществу, в целях совершенствования
ораторского искусства.
Родоначальниками диалектики можно считать
Сократа и софистов. Вместе с
тем, диалектика разрабатывалась в философии
как метод анализа
действительности. Вспомним учение о развитии
Гераклита, а позже Зенона,
Канта и др. Однако только Гегель придал
диалектике наиболее развитую и
совершенную форму.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию. Целостного человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение конкретного человека. Поздний Гегель растворяет антропологическую тематику в общих рассуждениях о сущности и значении духа.
Высшим
достижением немецкой классической
философии являлась диалектика Гегеля,
великая заслуга которого состоит
в том, что он впервые представил
весь природный, исторический и духовный
мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном
движении, изменении, преобразовании и
развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю
связь этого движения и развития. Значение
философии Гегеля заключалось в том, что
в ней в систематической форме было изложено
диалектическое миропонимание и соответствующий
ему диалектический метод исследования.
Гегель разрабатывал диалектику как философскую
науку, обобщающую всю историю познания
и исследующую наиболее общие закономерности
развития объективной действительности.
В особенности же Гегель стремился исследовать
и всесторонне обосновать важнейшие принципы
диалектического способа мышления, в корне
противоположного метафизике. Подвергнув
глубокой и основательной критике метафизический
метод, Гегель сформулировал, правда, в
идеалистической форме, законы и категории
диалектики. Категории качества и количества.
Качество это то, без чего объект существовать
не может. Количество безразлично к объекту,
но до определенного предела. Количество
плюс качество есть мера. Три закона диалектики
(суть истории развития).
Закон взаимного перехода
количественных и качественных изменений
Закон перехода количественных
отношений в качественные (при
изменении количественных
Количество Гегель определял
как внешнюю для бытия
Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.
Гегель
показал, что переход от одной
меры к другой, от одного качества к другому
совершается всегда в результате перерыва
постепенного количественного изменения,
в результате скачка. Скачок - это всеобщая
форма перехода от одного качественного
состояния к другому. Гегель характеризует
скачок как сложное диалектическое состояние.
Скачок - это единство бытия и небытия,
означающее, что старого качества уже
нет, а нового качества еще нет, и одновременно,
прежнее качество еще есть, а новое - уже
есть. Скачок - это состояние борьбы нового
со старым, отмирание прежних качественных
определенностей и замена их новыми качественными
состояниями. Не существует другого вида
перехода от одного качественного состояния
в другое помимо скачка. Однако скачок
может принимать бесконечное многообразие
форм в соответствии со спецификой той
или иной качественной определенности.
Закон
отрицания отрицания
Закон направления развития (отрицание отрицания).
Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.
При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество - категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие - это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности - это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида».1
Информация о работе Суть основных законов диалектики Г.Гегеля