Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 07:42, контрольная работа
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий.
Введение 3
Объективный идеализм Гегеля 4
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений 5
Закон отрицания отрицания 7
Закон единства и борьбы противоположностей 10
Заключение 12
Список использованных источников 13
Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание
отрицания в двойном виде включает
в себя эти три момента и
характеризует цикличность
Произошло
отрицание отрицания. Гегель придает
значение этому тройственному ритму,
но не сводит цикличность в этой «триаде».
Главное в этой цикличности состоит в
том, что в развитии осуществляется повторение
прошлого, возвращение к исходному состоянию,
«якобы к старому», и переходящую на новую,
более высокую ступень. Каждая новая ступень
богаче по своему содержанию, поскольку
она включает в себя все лучшее, что было
накоплено на предшествующей ступени.
Этот процесс обозначен в гегелевской
философии термином «снятие». Таким образом,
процесс развития характеризуется поступательным
движением расширяющейся спирали.
Закон
единства и борьбы противоположностей
Закон
единства и борьбы противоположностей.
Противоречие между формой и содержанием,
возможностью и реальностью. Причина
развития - единство и борьба противоположностей.
Это присуще духу. Изначально тождество,
но потенциально таит различие. Тождество
- различие - противоположность. Противоположности
взаимодействуют, то есть борются. Борьба
ведет к трем исходам: взаимное уничтожение,
иллюминация одной из сторон или компромисс.
Противоположности - это такие стороны,
моменты, предметы, которые одновременно
неразрывно связаны, взаимоисключают
друг друга, причем не только в разных,
но и в одном и том же отношении, взаимопроникают
и - при определенных условиях - переходят
друг в друга.
Помимо диалектического истолкования
категории и разработки трех
законов, диалектический метод Гегеля
включает в себя такие принципы
анализа действительности, как восхождение
от абстрактного к конкретному,
соответствие исторического и логического,
всесторонности и другие. Это
наследие вошло в сокровищницу мировой
философской мысли.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Все что разумно - действительно, а все что действительно - разумно». Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.
В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абсолютная идея, существовавшая до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Построена на единстве триады тезис - антитезис - синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д.
Философия
Гегеля проникнута глубоким противоречием.
Что же это за противоречие? Метод,
разработанный Гегелем, направлен
на бесконечность познания. Поскольку
же объективной основой его
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования", и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Диалектика вещей, по Гегелю, есть, отраженная, "отчужденная" форма подлинной диалектики, присущей "только жизни понятия", или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.
Своеобразным
введением в гегелевскую
Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.
В
диалектике понятий, в их взаимосвязи,
взаимопереходах Гегель угадал и
выразил действительную диалектику,
диалектику вещей. Однако Гегель был непоследователен
в проведении того или иного диалектического
принципа, так как диалектика разрабатывалась
в рамках идеалистической системы. Удовлетворяя
требованиям своей объективно-идеалистической
системы, Гегель вынужден был изменять
диалектическому методу. Его метод был
направлен на бесконечность познания,
а идеалистическая система его ограничивала.
Противоречие между методом и системой
Гегеля - это противоречие между конечным
и бесконечным. Тем не менее, Гегель поднял
на новый уровень разработку диалектического
метода и осуществлял с его помощью анализа
познания, исторического процесса, человеческой
деятельности.
Заключение
Центральное место в немецкой классической философии занимало исследование активности человека, т.е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности. Немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности о тождественности законов исторического процесса и деятельности людей, об общественной природе и др. Главные достижения немецкой классической философии лежат в области теории познания. Попытки преодоления созерцательности привели к представлению об общественно обусловленном и активно-творческом характере познавательной деятельности.
Одним
из первых эти вопросы поставил Кант.
Признавая существование
Гегель же положил в основу всего сущего абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается, затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т.е. в человеческой истории. В явно идеалистической форме здесь выражена мысль о тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т.д.
Философия
немецкой классики и в наши дни
продолжает свою жизнь как относительно
единое образование. Но немецкая классическая
философия - созвездие, которое состоит
из ярчайших звёзд. На всю последующую
жизнь человечества они зажглись на небосклоне
немецкой, европейской, мировой культуры.
Список
использованных источников
Информация о работе Суть основных законов диалектики Г.Гегеля