Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:16, реферат
Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых
догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в
длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на
всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя
абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.
1)Историческое развитие диалектического понимания мира.
2)Законы диалектики
1)Историческое развитие диалектического понимания мира.
2)Законы диалектики
Диалектика как теория развития.
Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых
догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в
длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на
всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя
абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют
собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей
ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того
времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для
диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика как учение о единстве противоположностей. Диалектика -это
учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, и при
каких условиях они бывают тождественны
Диалектика как метод познания.
По этому поводу К. Маркс писал : "Мой диалектический метод по своей основе не
только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.
Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в
самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое составляет,
лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,
как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь,
после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от
неё мой метод."
Идея как предмет
философии впервые был
есть то изначальное целое ,что при всём многообразии отдельных вещей делает
их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных
вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как
бы их прообразом - таково свойство идеи.
Критика Аристотеля идеи Платона : - "идеи Платона как самостоятельные
сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют ни
бытия идей, ни познания вещей".
Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в
систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, и находят тенденцию
вывода знания из тупикового или кризисного состояния.
Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической
деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.
Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение
реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития
действительности.
1)Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она
представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их
неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние
противоречия как источник их развития.
2)Догматизм - возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает
метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее
догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть
догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма,
оппортунизму, политическому авантюризму.
3)Софистика - учение, основанное на преднамеренном нарушении законов
логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых
доказательств.
Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя
недостаточность логического и семантического анализа.
4)Эклектика -как метод предполагает механическое соединение разнородных,
часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи
и сознания, бытия и жизни.
Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.
Законов целое множество, есть и не познанные.
Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:
--- Закон единства и борьба противоположностей,
--- закон взаимного
перехода количественных и
--- закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и ограничеваются.
Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют
диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и
методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше
тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет
собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон
,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами
,процесс столкновения противоположных стремлений и сил .
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо
–исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или
иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула
"Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие
"полярных" свойств, изложений движения, развития.
"Растение, животное,
каждая клетка в каждое
тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря
усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию
клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме
непрерывных молекулярных изменений
которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде
жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс
размножения, старость, смерть".
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой
объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических
начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют
наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения -
анатомической, психологической,
Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о
Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда,
когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую
фигуру.
Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.
Справа влево, вниз, от периферии - женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.
Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.
Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия
отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в
самой сущностей предметов"
"Диалектическое
противоречие есть единство
друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". "Единство
тождества
и различия - такова диалектическая форма противоречия"
Противоположности
характеризуются как
стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по словам Гегеля,
"имеют
против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает
двойственное отношение внутри целого:
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между
элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений.
Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные
превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют
собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не
приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются!
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый
момент развития,
условие качественного
Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным
переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в
составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,
препятственности, трансляции );
3) конструкции (формирования ,создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость,
поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к
Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917
года -вектор времени снова
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество-это
совокупность свойств,
собой вещь, чем она является.