Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 08:29, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение сущности и основных положений законов диалектики.
Задачи работы:
определить понятие диалектики как теории и метода познания;
раскрыть понятие законов диалектики и их роль в познании;
раскрыть закон перехода количественных изменений в качественные;
проанализировать закон «единства и борьбы противоположностей»;
описать сущность и значение закона отрицания отрицания.
Введение 3
1. Понятие диалектики и ее законов 4
1.1. Диалектика как теория и метод познания 4
1.2. Понятие законов диалектики 8
1.3. Роль законов диалектики в познании 10
2. Характеристика основных законов диалектики 11
2.1. Закон перехода количественных изменений в качественные 11
2.2. Закон «единства и борьбы противоположностей» 12
2.3. Закон отрицания отрицания 14
Заключение 16
Список использованных источников 17
Итак, «закон диалектики» можно определить как закономерности, отражающие объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического взаимодействия.
По степени общности охватываемых явлений законы диалектики подразделяются на:
1. специфические, или частные;
2. общие для больших групп явлений;
3. всеобщие, или универсальные.
Частные и общие законы исследуются конкретными науками, а всеобщие являются объектом внимания философии. Универсальные, всеобщие законы не имеют конкретной функциональной формы и не могут быть выражены математически потому, что они выступают как всеобщие принципы бытия, как то общее, что присутствует во всех видах законов и закономерностей. Таким образом, законы диалектики выражают всеобщие, объективные, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами, явлениями и системами в целом. Основными законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания8.
Метафорически действие всех законов диалектики в их единстве часто иллюстрируется графическим изображением развития как спирали с направленным вектором, т. е. раскручивающейся спирали. В самом деле, спираль синтезирует теории круговорота (ибо в ней присутствует круг) и теории линейного развития, ибо в ней есть несомненная поступательная направленность. Одновременно в ней есть и определенный возврат назад, к прежнему качеству, т. е. отображен и момент регресса. Наконец, каждый оборот спирали, надстраивающийся над предыдущим с пустым пространством между витками, весьма точно схватывает рациональные моменты эмерджентной концепции. Однако само движение спиральной линии непрерывно, т. е. вполне учитывает здравые моменты эволюционистского подхода к развитию9.
Законы диалектики, ее категориальный аппарат являются важной составляющей мировой и отечественной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, не допуская огульных отрицаний или догматизации тех или иных положений. Диалектика помогает нам творчески осмысливать противоречия бытия; она не допускает абсолютизацию достигнутого сегодня знания, ибо завтра мы обязательно познаем нечто принципиально новое.
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития.
Известно,
что познание начинается с выделения
из бесконечного многообразия действительности
определенного объекта. Исследуемый
объект ограничен пространственно-
Качество определяется совокупностью свойств. Под свойством понимается качество предмета, проявляющееся по отношению к другому предмету. Несмотря на свою противоположность количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Эта связь осмысливается в философии через понятие меры. Представление о мере присутствует и в обычном словоупотреблении. Так, например, говорим о «чувстве меры», характеризуя поведение человека, его поступки, манеры, вкусы и т.д. Мера определяет границы, «рамки», за которыми изменение количества ведет к изменению качества предмета. Так, например, пределы существования воды от нуля до ста градусов. Преодоление этих параметров ведет к агрегатному изменению воды (лед или пар). Количественные изменения происходят постепенно, последовательно, непрерывно, качественные – прерывно, скачкообразно. В процессе развития выявляется два вида скачков: точечное изменение во времени и как некоторая длительность. Скачок может длиться в микропроцессах миллиардную долю секунды и миллиарды лет в космических процессах. Главной отличительной чертой скачкообразного изменения является исчезновение старого качества и возникновение нового. Количественный и качественный анализ действительности имеет важное методологическое значение, ибо позволяет избежать эффекта «дурной бесконечности», обеспечивает всестороннее рассмотрение процессов развития10.
Закон «единства и борьбы противоположностей» выражает взаимодействие полярно-противоположных свойств, функций, сторон целостного предмета, раскрывает источник движения, развития материального и духовного мира.
Понятие о противоречии развивалось в истории европейской философии начиная с античности. Буквальный смысл противоречия заключается в резком рассогласовании высказываний о каком-либо предмете. Например, в логике недопустимы два взаимоисключающих утверждения в отношении одного предмета: «Этот стол круглый»; «Этот стол не круглый»; «Эта экономика носит рыночный характер»; «Эта экономика не носит рыночного характера». Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается в логике как необходимо-ложное, свидетельствует об ошибке мышления. Со времен Аристотеля существует запрет противоречия в формальной логике. Аксиоматичным является требование логичности человеческих высказываний, размышлений в устной и письменной форме.
Но
известно и другое – логически
правильно оформленные
Мир противоречив и это проявляется даже в простейшем сравнении двух предметов. Когда мы говорим об их сходстве, одинаковости, то одновременно имеем в виду и их различия. Каждая вещь одновременно и тождественна другой и отлична от нее, т.е. заключает в себе единство тождества и различия. Но независимо от сравнения каждая вещь или объект содержат противоречия и в себе самих. Так, живое существо не тождественно себе в каждый момент времени, так как в организме происходят постоянные изменения, ведущие его к гибели, смерти. В неорганической, неживой природе также каждый предмет противоречив в силу того, что он является как бы началом развития другого предмета, ибо его существование ограничено определенными пространственно-временными границами. Все сказанное означает, что все предметы противоречивы, ибо они заключают в себе единство противоположностей. Причем эти противоположности носят объективный характер, выражают разнонаправленные стороны, свойства, тенденции развития, взаимоположены, взаимообусловлены, связь их носит взаимопроникающий характер.
Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей. Они находятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Конкретные формы «борьбы» в природе, обществе, мышлении разнообразны и существенно отличны (борьба классов, столкновение различных мнений в научном споре, отталкивание и притяжение планет, взаимодействия микрочастиц, борьба за выживание в природе и т.д.). Единство носит относительный характер, борьба – абсолютный.
Как и сами объекты, заключенные в них противоречия возникают, развиваются и исчезают (разрешаются). Можно условно выделить следующие этапы развития противоречий:
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания11.
Закон
отрицания отрицания
1. Признание разрушения, преодоления старого.
2.
Удержание, сохранение
3. Формирование нового, как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне.
Так, развитие экономики опирается на необходимые предпосылки, условия, которые возникают в предшествующий период. Возникновение новых экономических форм связано не только с разрушением старых, отживших, но сохранением через преемственность всего необходимого для дальнейшего развития. В качестве графического образа закона диалектического синтеза используют спираль, которая объединяет в своей конструкции как цикличность (окружность), так и поступательность (прямая). Абсолютизация повторяемости характерна для древнегреческой концепции развития, в средневековье возобладал взгляд на развитие как на поступательное, прямолинейное, необратимое движение. Но, разумеется, спираль – это только условный образ, а в действительности развитие может приобретать самый различный облик («ступени роста», «фазы роста», «волны развития» и т.д.)12.
Итак, закон отрицания отрицания характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим.
Заключение
Диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Современным концепциям свойственно понимание диалектики как учения о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.
Законы диалектики можно определить как закономерности, отражающие объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического взаимодействия.
В контрольной работе проанализированы основные законы диалектики: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачков образному переходу от старого качества к новому.
Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности, который раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития.
Закон отрицания отрицания выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней.
Список использованных источников