Взаимосвязь основных форм бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:04, реферат

Краткое описание

“Бытие” – одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и “теперь”, наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий.

Оглавление

1. Бытие человека в мире вещей
2. Пространство и время - форма бытия материи
3. Специфика человеческого бытия
4. Взаимосвязь человека и общества
5. Общественное бытие и общественное сознание
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

Тверской филиал 

Кафедра общегуманитарных дисциплин 
 

РЕФЕРАТ 

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит. 

Учебная дисциплина: «Философия» 

Тема: «Взаимосвязь основных форм бытия» 
 

Руководитель-консультант 

Иванов Николай  Иванович 

Ученая степень: доктор 

философских наук 

Ученое звание: профессор 
 

2007 

Оглавление 
 

Введение 

1. Бытие человека  в мире вещей 

2. Пространство  и время - форма бытия материи 

3. Специфика  человеческого бытия 

4. Взаимосвязь человека и общества 

5. Общественное  бытие и общественное сознание 

Заключение 

Список литературы 

Введение 
 

 “Бытие”  – одно из тех понятий, которые  многими мыслителями прошлого  и современности положены в  основание философии. Философское  понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и “теперь”, наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего, благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире – предпосылка единства мира. А исследование бытия – только предпосылка осмысления единства мира. 

 Впервые этот  термин-термин «Бытие» ввёл античный  философ Парменид. Определяя бытие  как истинное сущее, Парменид  учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. 

Бытие мира и  бытие человека взаимосвязаны и  эта взаимосвязь бытия мира и  бытия человека осуществлена именно в мышлении, которое тем самым  приобретает статус самостоятельной, как бы посредничающей между миром  и человеком, реальности, но реальности при этом все же самым тесным образом связанной именно с глубинами существования человека. 

 Раскрытие  источника, качества и мучения  бытия как всегда – моего  бытия. В мышлении и речи  вообще не только и не столько  говорится о…, сколько нечто впервые выговаривается, открывается в своем бытии, ибо только так и может сбыться. Отсюда, «уклончивость» и часто «абстрактный» характер философского языка, призванный всякий раз впервые, на собственный страх и риск, устанавливать суть вещей. А, установив, держать ее до времени в себе и для себя, словно оберегая разум человека и его душу перед доселе неведомым, непростым и даже страшным началом этого мира, началом как таковым, началом всего, началом как Бытием. И быть может поэтому, рождение философа, что называется, от Бога, происходит так редко. 

Бытие – философская  категория, которая фиксирует существование  и взаимосвязь предметов и  явлений (людей, состояний, идей, мира в  целом).  

 Оно представлено  в нескольких формах. 

1)Бытие вещей  и процессов. 

 В свою  очередь также может быть представлено в двух формах: 

 а) бытие  вещей и состояний природы,  которое большинство людей воспринимают  как объективную реальность, которая  существовала до них и от  них не зависит. Это взгляд  с позиции материализма. б) бытие  второй природы, цивилизации. Идеалистическая позиция. Это бытие двойственно, так как с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложена сознание и душа человека. 

2) Бытие человека. 

 а) бытие  человека в мире вещей (человек  рассматривается как часть природы, как вещь); б) специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 

3) Бытие духовное, идеальное: а) индивидуальное  духовное (сознание индивида). Структура  бессознательного: рефлексы, подсознание,  интуиция. б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре. 

4) Бытие социальное: а) бытие человека; б) бытие  человека в обществе. 

 Подлинно  или неподлинно бытие – что  мы видим? 

 Имеется ли  нечто объединяющее главные формы  бытия, некая общая основа, объединяющая многообразие явлений, событий, процессов, включённых в эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? 

1. Бытие человека  в мире вещей 
 

 Бытие отдельного  человека и человека в целом  специфично и уникально. Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. 

 Тело человека  – тело природы, и это делает  человека конечным, переходящим  (смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что относится к диалектике бытия: возникновение – становление - гибель переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другое состояние 1-ой природы. Проблема человеческого бытия включена в вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека. 

 Человек существует  как тело в мире вещей, следовательно,  первичная предпосылка – существование  тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы) удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще невозможно человеческое существование. 

 Материализм  уделял большое внимание данному факту: 

Подтверждается  идея первичности материального  по отношению к духовному. 

Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого  существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище). 

Подвластность человека законам жизни, и, прежде всего, наследственности. 

Философия оправданно искала и ищет связь между телом  человека и психикой. 

 Значит, бытие  отдельного человека – диалектическое  единство тела и духа: 

Функционирование  тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, следовательно, с психикой, с духовной жизнью индивида. 

Работа духа зависит от здоровья тела человека. 

Человек для  самого себя не только 1-ая, но и 2-ая природа. Мысли и эмоции – важнейшая  сторона целостного бытия человека. 

Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чувствующей) – одна из первых предпосылок, побудивших людей  к производству и общению (характерно для марксистской философии). 

 Хотя бытие  вещей совершенно непонятно, но  есть один вид бытия, отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существование есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. 
 

2. Пространство  и время - форма бытия материи 
 

 Пространство  и время неразрывно связаны  друг с другом и с движением  материи. Таким образом, пространство  и время не существуют вне  движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Поэтому Ф.Энгельс утверждал: “Основные формы всякого бытия суть пространство и время...”. 

 Бытие это  и есть материя. Основной признак  материи – неисчерпаемость, следовательно:  бытие неисчерпаемо. Действительный принцип единства мира – мир материален, следовательно различные формы материи связаны (жидкое, твердое, газообразное состояния), то есть одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытием. Но бытие сущего приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. 

Переход в небытие  есть уничтожение данного вида бытия  и превращение, становление его  в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. 

 Важнейший  атрибут, способ существования  материи включает в себя все процессы (всякое изменение и движение частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи – внутреннее движение перерастает во-внешнее. Движение – есть вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Бесконечное движение мира – закон развития и вечности. Нет материи без движения. Движение абсолютно, так как покой относителен и являет собой одну из стадий движения (Земля, Луна, Солнце). Движение входит в структуру бытия основным компонентом. Формы движения различны. 

 Бытие есть  движение. Мир не может существовать  без движения. Любой объект существует  только потому, что в нем существует  определенный тип движения. При  прекращении движения объект  распадается и переходит в другой объект, с другим типом движения. 

Одни формы  движения превращаются в другие. Формы  движения материи органически связаны  с определенным уровнем ее структурной  организации, каждый из которых характеризуется  своей системой закономерностей и своим носителем. Субмикроэлементарный уровень - форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень). Далее образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (молекулярный), из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический). Последние образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма движения материи. Формы движения: механическая - химическая - биологическая - социальная.  

 Появление  нового качества – это появление  нового предмета с новыми закономерностями  жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на другой, является как бы межевым знаком процесса развития. 

 Пространство - оно есть форма бытия материи,  характеризуемая такими свойствами  как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте. Время - есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. 

Информация о работе Взаимосвязь основных форм бытия