Взаимосвязь основных форм бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:04, реферат

Краткое описание

“Бытие” – одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и “теперь”, наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий.

Оглавление

1. Бытие человека в мире вещей
2. Пространство и время - форма бытия материи
3. Специфика человеческого бытия
4. Взаимосвязь человека и общества
5. Общественное бытие и общественное сознание
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

 Понятия пространства  и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных противоположных друг другу объектов в один и тот же момент времени; а в положении времени отражаются координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства. 

 Специальная  теория относительности, построение которой было завершено Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. 

 Следовательно,  пространственно временной интервал всегда сохраняется. Пространственные и временные свойства объектов порознь оказываются изменчивыми, но пространственно-временные интервалы остаются постоянными. Тем самым специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, так как само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, каково движение материи. Следовательно, хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.  

 Диалектико-материалистическая  концепция материального единства  мира, а также неисчерпаемости строения и свойств материи была подтверждена достижениями науки XX в., и прежде всего физики. В квантовой механике было открыто такое свойство материи, как её одновременно корпускулярное и волновое строение. За внешней формальной противоречивостью учёные увидели отражение сущностных свойств единой материальной субстанции, которая вместе с тем не исчерпывалась и этими корпускулярно-волновыми представлениями. Субстанция едина во всех своих формально противоречивых свойствах – это отныне неоспоримый, теоретически и экспериментально подтверждённый факт.  

 Вопрос “откуда”  в своём качественном аспекте  относится к качествам созидания,  возникновения, зарождения. Идея  здесь в том, что объект не  возникает из небытия, а возникает  как самосущее бытиё. Современная физика показала что не существует абсолютного вакуума: в пространстве, кажущемся пустым, постоянно беспричинно возникают элементарные частицы и затем аннигилируют друг с другом. Подобно этому явлению, принципиальным отличием созидательной оценки является спонтанное возникновение качеств из пустоты, содержащей потенциально все качества. Пустота в этом случае означает изначальную свободу объекта от качеств, приписываемых ему сознанием. Утверждение, что всё новое - хорошо забытое старое относится к созидательной оценке явлений. 

 Бытие, Вселенная  предстает в этой концепции  как бесконечно развивающееся  многообразие единого материального  мира. Выработка конкретного представления  о материальном единстве мира  не является функцией философии.  Это входит в компетенцию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания научной картины мира. 
 

3. Специфика  человеческого бытия 
 

 Особенность  человеческого существования состоит  в возникновении специфической,  уникальной для живой природы,  “нежесткой” и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них. 

 Специфика  существования человека: в соединении  пересечении взаимодействия трех  относительно разных измерений бытия. Человек это: данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело); индивидуальная особь, эволюционировавшая к виду homo sapiens и взятая на данном витке его развития, существующего мира; социально – историческое существо. Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия человека. 

 Жизнь человека  связана с жизнью рода, следовательно,  для каждого из индивида есть  место на едином “генеалогическом”  древе человечества; каждое переходящее  существование включено в необратимую историческую цепь человеческого бытия и цель бытия природы в эволюции социального мира и образует одно из звеньев социально – исторического бытия. 

 Человеческое  бытие – реальность, объективная  по отношению к сознанию отдельных  людей и поколений. Люди существуют  до, вне и независимо от сознания  каждого отдельного человека. Каждый  из нас – реальность для  самого себя: мы существуем, а  вместе с нами реально существует наше сознание. 

 Каково же  место и значение бытия человека  в целостном единстве бытия? 

 Было немало  философских идей и концепций,  общий смысл которых: человек  не более чем песчинка в  необозримом мире. Даже бытие  человеческого рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира. 

Сейчас актуализируются  другие идеи: миллионы лет, столетия и  даже десятилетия жизни человечества – важные «мгновения», ибо они  включены в уникальный «человеческий  эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и влиять на мир и на самих себя. Они способны познавать собственное бытие и бытие как таковое. Человек должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью. 

 Природа,  человек, мысли, идеи, общество равно существуют. Различные по формам своего существования, они образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. 

 Особенно  тревожно стоит вопрос об ответственности  каждого человека за судьбы  человечества, за бытие человеческого  рода и за планету земля. 

 Итак, особенность  человеческого бытия определяется: 

возможностью  регулировать свои потребности в  пределах и формах, определяемых обществом; 

человек – пересечение  относительно разных бытийных измерений 

 а) реально  существует отдельный человек (мыслящая и чувствующая вещь); 

 б) человек  – существо разумное, находящееся  на определенном витке развития; 

 в) человек  – социально-историческое существо. 

 Человеческое  бытие – реальность, объективная  по отношению к сознанию отдельных  поколений и людей. 

 Элементы  философского пространства, в частности,  такие основные измерения человеческого  бытия как история, общественная  жизнь, политика, выступающие в  качестве взаимосвязанных предметных  секторов. 
 

4. Взаимосвязь  человека и общества 
 

 Важнейшим продуктом общественного производства является, конечно же, само общество. В процессе совместного производства людьми своей общественной жизни складывается форма общества. Она определяет все социальные взаимодействия людей. Исторически сложились такие формы как традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Связи подразделяются на короткие (личностные: семья, работа) и длинные (опосредованные: право, деньги). Связи осуществляются с помощью определенных социальных «механизмов», таких как язык; социальные институты, организованные формы человеческой деятельности, наиболее явно воплощенные в социально-государственных учреждениях; процесс публичного и законодательного признания конкретного социального порядка. 

 Отсюда, и  предмет социальной философии: совокупность условий, которые определяют способы связи отдельных людей в обществе; совокупность условий, которые придают продуктам труда определенную общественную форму и делают продуктом само общество. К примеру, при капитализме, главной формой, связывающей людей в общество, является товарная. При капитализме все является товаром. Все продается и покупается.  

 С позиций  социальной философии, предметом  которой является общество, сфер  деятельности, не связанных с  производством, в общественной жизни не существует. Тем самым, вся жизнь общества подлежит интерпретации через основополагающую категорию – производство. В этом смысле, воспроизведение символических форм, воспроизведение ценностей также является производством, порождающей специфические «товары»: идеи и ценности, символическая форма которых является основной формой, связывающей людей в современных капиталистических, индустриальных и постиндустриальных обществах. 

 Отличительной  особенностью формирующихся в  настоящее время современных постиндустриальных обществ является институционализация потребления - оно становится не только функцией человека, но и конституирующим основанием самого общества. Потребление - социальный институт. Социальная система все больше нуждается в человеке не как в производителе и носителе творческого начала, а как в потребителе. Потребление носит добровольно-принудительный характер. С одной стороны, потребитель объявляется свободным в своем выборе, но, с другой стороны, декларируется, что уровень потребления является своеобразным мерилом социальных заслуг - более высоким социальным статусом обладает тот, кто больше потребляет. В такой ситуации ожидать от индивида соответствия некоей абстрактной мотивации, отвечающей требованиям высокой идеи общего блага, вряд ли оправдано. 

 Кризис замысла  общества постмодерна - общества  потребления является закономерным, поскольку современное общество  представляет некий заключительный  фазис становления социальной  жизни. На этом пути, малые общности  превращаются в большие, доверие к людям сменяется доверием к большим абстрактным системам (государство, право, наука, деньги), связь личного типа сменяется связью универсальной и абстрактной. Тем самым, конфликт между индивидуальностью и социальностью, как двумя наиболее общими основаниями человеческого существования неизбежен. 

 Понятие бытия  отвлечено от конкретных различий  вещей, предметов, явлений и  процессов, но оно тесно связано  с фундаментальной характеристикой  как явлений и процессов - с  феноменом их существования. Через  существование вещей и явлений задается целостность мира, вне которой невозможен не только мир, но невозможно и бытие. Данные измерения бытия определяющим образом влияют и на процесс философского познания бытия. 

 При этом, в контексте диалектико-материалистического подхода феномен существования как такового подразделяется на два уровня: существование (мир) физических состояний и существование (мир) состояний сознания. 

 Если принять,  что мир природы и мир сознания  равно бытийственны, то тем не  менее необходимо отметить различие способов их существования. Если мир природы существует объективно, то мир сознания - субъективно. Комбинация данных основных форм существования образует менее общие формы бытия. 

 Среди вещей,  явлений и процессов бытие  человека специфично тем, что он принадлежит одновременно двум мирам: природному и феноменальному (миру сознания). Можно считать, что человек есть диалектическое единство объективно-предметного и субъективного начал бытия, единство тела и духа. 

 При этом, двойственным существованием отличается бытие и самого духовного мира человека: субъективный дух - внутренний психический мир человека, структурированный множеством подвидов от бессознательного до самосознания; объективный дух - интерсубъективная духовность, не являющаяся достоянием отдельного индивида, выступающая в качестве духовной культуры общества как целого. Примером объективного духа является язык, а также такие формы социального сознания как наука, религия, мораль, искусство и т.д. При этом, в своем развитии объективный и субъективный дух взаимосвязаны. Однако, двойственным существованием обладает не только духовный мир человека, но и духовная сфера общества. В бытии социальной системы материальное и идеальное как качественно различные состояния социального существуют в неразрывной связи. 

 Наряду с  бытием индивида и социума  можно говорить о таких измерениях  бытия как "бытие в возможности"  и "бытие в действительности". При этом, возможность не есть  небытие, но есть "потенциальное  бытие", а его антитезой является "актуальное бытие". 

 Типология  форм бытия важна при выборе  решения так называемого "основного  вопроса философии". К примеру,  материализм полагает основной  формой бытия природное бытие;  субъективный идеализм - субъективное  бытие; объективный идеализм - объективный дух. 

 Само содержание  бытия как феномена и как  понятия не исчерпывает философского  определения бытия. Важными являются  такие проблемы и аспекты онтологической  сферы как единство бытия, его  неизменность-изменчивость, упорядоченность-хаотичность  и другие. 

Информация о работе Взаимосвязь основных форм бытия