Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     Воздействующие на  нас предметы, события вызывают  в нас не только познавательные  образы, мысли, идеи, но и эмоциональные  “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

     Без человеческих  эмоций никогда не бывало, нет  и быть не может человеческого  искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

     В силу определенного  отношения к объекту познания  знания получают различную значимость  для личности, что находит свое  наиболее яркое выражение в  убеждениях: они проникнуты глубокими  и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

     Чувства, эмоции суть  компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

14. Сознание и самосознание. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

    Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.

Самосознание предполагает выделение  и отличение человеком самого себя,

своего Я от всего, что его  окружает. Самосознание -  это  осознание

человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,

своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

     Самосознание есть  сознание, направленное на самого  себя: это —

сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем  состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

    Самосознание обычно  рассматривают лишь в плане  индивидуального

сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в  широком философском аспекте  включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим  же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

15. Сознание и бессознательное:  проблемы скрытых детерминант  поведения человека. Сознание и бессознательное. Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. Два вида неосознанных действий: никогда не осознававшиеся и ранее осознававшиеся действия. Не все в бессознательном является ранее автоматизированным. Именно за счет неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики шире сознания как такового. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль,  они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.

16. Диалектическая концепция развития. Принципы и законы диалектики. Диалектика - сложное, многогранное учение. Диалектика может быть определена как самое богатое, самое всестороннее и глубокое учение о всеобщей, универсальной связи и развитии. В этом определении охвачены и выражены два основных принципа диалектики : принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития. Принципы диалектики позволяют схватить только самую общую картину состояния материального мира. Почему происходит развитие, каковы его причины, источник, как оно происходит, каков его внутренний механизм, есть ли определенная тенденция, направленность в развитии и т.д.? Решение этих вопросов требует разработки помимо принципов целой системы законов диалектики. В домарксистской философии такая система законов диалектики (идеалистическая) в наиболее полной форме была разработана Гегелем. Коренную переработку его систем законов диалектики произвели К. Маркс и Ф. Энгельс. Определение Энгельса: диалектика - это <наука о наиболее общих законах всякого движения . Наиболее общий характер законов диалектики означает, что они действуют и в природе, и в человеческой истории, и в мышлении. К основным законам диалектики относятся закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Любой закон - связь, причем связь объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчивая, повторяющая закономерность. Материалистическая диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории. Термин <категория> получил широкое распространение в науке. Им обозначают наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной отрасли знания. Философские категории - это понятия, отражающие всеобщую, универсальную связь предметов и процессов действительности. Отличие философских категорий от категорий других наук состоит в том, что философские категории - это универсальные понятия, т. е. такие понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений, в том числе и связи в человеческом мышлении. Нефилософские категории являются общими понятиями, отражающими ту или иную область действительности. Необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектическое мышление. Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, мы должны признать, что субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в мыслящем мозгу. По содержанию, которое она черпает из единственно возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике, являясь более или менее полным, постоянно развивающимся отражением ее. Диалектика - не только учение о развитии и не только метод познания, она также метод изменения мира. Мы осмысливаем свои действия, ставим перед собой определенные цели, намечаем пути достижения их .Решая в общем виде вопрос о том, что делать и как делать, мы исходим из своего мировоззрения, опираемся на диалектику. В этом смысле она играет неоценимую роль. Она представляет собой такую систему взглядов, которая предполагает практическое отношение человека к миру, как бы <вписывает> человека в него. Давая общую характеристику диалектике, следует рассмотреть и ее альтернативы - метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности. Метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения (самодвижения) явлений действительности, скачки в развитии природы и общества, сводила процесс движения только к количественным изменениям. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Особой формой выражения релятивизма является софистика. Софистика - это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Релятивизм, поскольку он содержит в себе момент абсолютизации, совпадает с метафизикой, крайности сходятся. Особой формой выражения метафизики является эклектика. Эклектика - это соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она, в отличие от софистики, прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Материалистическая диалектика как наука представляет собой сложную систему, элементами которой выступают все ее категории, принципы и законы, тесно связанные и взаимодействующие между собой.

17. Понятия и структура диалектического  противоречия. В философии диалектического материализма под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве.Диалектическая противоположность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Характер противоречия зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба.

Различают следующие противоречия:

Внутренние противоречия — это  взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.

Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

Антагонистические противоречия —  это взаимодействие между непримиримо  враждебными социальными группами и силами. Термин " антагонизм " распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п.

18. Категории «качество», «количество», «мера». Скачок как всеобщий механизм  развития. Основные законы диалектики.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия  и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. выражается в системе  филос. категорий и законов. Главные  законы:

1) превращение количества в качество(как  ?),

2) взаимное проникновение полярных  противоположностей и превращение  их друг в друга, когда они  доведены до крайности (почему  развитие?) (единство и борьба  противоположностей)

3)развитие путем противоречия, или отрицание отрицания(куда?) -спиральная форма развития.

 Качество - определенность предмета, характеризующая его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств. Количество - характеристика по степени развития или интенсивности присущих свойств. Мера - интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Закон выражает взаимосвязь качественных и количественных изменений.

Скачок - переход из одного качественного состояния в другое.

2) Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, как полюса магнита. Единство противоположностей означает, что их нельзя обособить, они взаимопроникают друг в друга(причина - следствие, часть - целое). 3) Диалектическое отрицание предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Включает в себя триединый процесс : 1.разрушение прежнего, 2.его частичное сохранение, 3.формирование нового.

19. Причина и следствие  как категория детерминизма. Виды  причинно-следственных связей. Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление(причина) при определенных условиях  обязательно  вызывает  к  жизни  другое явление  (следствие).  Соответственно  можно  дать  и  рабочие   определения        причины и следствия. Причина есть  явление,  действие  которого  вызывает  к жизни, определяет последующее  развитие  другого  явления.  Тогда  следствие есть результат действия определенной причины.

      В детерминацию  явлений, в систему их определенности  наряду с  причиной входят  и условия  — те  факторы,  без наличия которых причина не  может

породить следствие. Это означает, что причина сама по  себе  срабатывает  не

во  всяких  условиях,  а  только  в  определенных.  В  медицине,   например,

существует такое  выражение:  "Каждый  человек  инфицирован,  но  далеко  не каждый является инфекционным больным". Действительно, в каждом из нас  могут быть обнаружены те или иные инфекционные агенты (палочка Коха  и  т.п.),  но соответствующей болезнью (в данном случае туберкулезом)  человек  заболевает только в определенных условиях — хроническое переохлаждение  или  пребывание в сырости, истощение организма в результате недоедания, недосыпания и т.д.

      Среди условий  встречаются более существенные  и менее существенные. При этом  иногда удельный вес условия в общей детерминации настолько  велик,  что дает повод для смешения его с самой причиной. Чтобы избежать этого  в  своей практической и научной деятельности, нужно  всегда  помнить,  что  при  всей схожести условий и причины между ними есть принципиальное различие,  причина и следствие связаны между собой генетически,  то  есть  причина порождает следствие, в то время как условие ни в коем  случае  не  порождает,  а лишь способствует ее порождению.

Понятия причины и следствия  возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С другой стороны, уже с точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"