Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

 Выделим два следствия из  определений пространства и времени.

 Во-первых, пространство и время объективны.

 Во-вторых, пространство и время  неразрывно связаны друг с  другом и с движением материи.  Более того, пространство и время  - это стороны движения. В самом  деле: поскольку пространство - это  отношения сосуществующих в некоторый  момент времени объектов, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы отвлекаемся от времени; поскольку время - это отношения объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы отвлекаемся от пространства. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Это и дало основание Ф.Энгельсу утверждать: “...Основные формы всякого бытия суть пространство и время...”(1.51). Данный тезис, однако, еще нуждается в обосновании, как это станет ясным после рассмотрения основных подходов к пониманию природы пространства и времени, сложившихся в ходе развития науки.

10. Проблемы сознания  в философии: особенности материалистических  и идеалистических подходов. Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая  на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.

Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и  Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.

Философия сознания имеет не только теоретическое значение.

Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она.

Во-вторых, теории сознания связаны  с этическими и даже правовыми  вопросами, такими как вопрос о свободе  воли и ответственности человека за свои поступки.

Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние  на развитие концепции искусственного интеллекта.

Вопрос о соотношении  сознания и тела, известный также  как психофизическая проблема, нередко  считается главной теоретической  проблемой философии сознания   Зародившаяся на рубеже 7-6 веков до нашей эры философия при определении субстанции мира разделила все взгляды мыслителей на несколько направлений, из которых основными утвердились два: материализм и идеализм. Спор между представителями различных направлений о субстанции мира свелся конкретно к вопросу о природе сознания и материи, об их взаимоотношении и в итоге определился  как основной вопрос философии. Подробно этот вопрос рассматривался в первой теме курса философии. Поэтому здесь достаточно напомнить его основные моменты, делая акцент на понимании сознания.

       Идеализм, как  известно из предыдущего материала  курса, выступает в двух видах  –  в виде объективного и  субъективного идеализма. Оба  они зародились в глубокой  древности и в ходе истории выражались в различных вариантах. Но суть их оставалась неизменной: сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо от первого. В концепциях объективного идеализма человеческое сознание – продукт якобы существующего объективно некоего духовного начала, мирового разума. У Платона этот разум существует «где-то там, на хребте нашего мира» в виде идей (эйдосов) как вечных духовных сущностей, своего рода образцов, по которым каким-то образом порождаются в виде бледных копий все вещи материального мира, и бессмертных душ, которые, падая на Землю, вселяются в рождающиеся человеческие тела. По мнению другого философа – объективного идеалиста, Гегеля, человеческое сознание было потенциально заложено в некоем мировом духе, который, пройдя через стадии диалектического развития сначала в самом себе, то есть в стихии чистого мышления, затем в природе как форме его инобытия, достигает высшего выражения в человеческом разуме и его деятельности. Существуют также и другие варианты объективно-идеалистического представления о действительности, но их отличия не принципиальны.

       Субъективные  идеалисты, в противоположность  объективным, первоосновой всего   считают сознание человека, вне  и независимо от которого ничто не существует. А каковы его истоки, причины и что оно собой представляет – это, по их мнению, познать невозможно, как невозможно увидеть себя со стороны.

       Дуалисты полагают, что сознание и материя –  две параллельные, независимые друг от друга, разные по природе субстанции. Но обе они сотворены высшей субстанцией – Богом. Бог понадобился дуалистам для того, чтобы с его помощью объяснить совмещение в человеке духовного и телесного. Но в результате оказалось, что их взгляды сходятся с позицией объективных идеалистов и религиозных философов, поскольку все они видят первооснову как человеческого сознания, так и всей реальности в якобы существующей объективно и вечно высшей духовной субстанции. Такое понимание обусловлено метафизическим мировоззрением философов-дуалистов, не принимавшим идею развития как качественного изменения (например, перехода идеального в материальное и наоборот).

       Материализм тоже  имеет различные варианты понимания  сознания и его причин. Это  зависит как от общего развития философии в эпоху, когда жил и творил тот или иной философ, так и от особенностей его личности. Однако прежде чем рассматривать конкретно варианты материалистического понимания сознания, следует отметить одно коренное различие материализма и идеализма в подходе к анализу проблемы сознания. По мнению идеалистов, духовное является субстанцией мира, оно изначально и вечно, поэтому вопрос о происхождении сознания и объективных причинах его развития, тем более – с опорой на науку и практику, здесь попросту отпадает. Материалисты же, напротив, единственной объективной реальностью и, таким образом, субстанцией мира, то есть причиной себя и всех своих изменений, считает материю. А сознание, по их мнению, либо вид материи (что характерно для античных материалистов), либо ее атрибут, преобразовавшийся из потенциального в реально существующий в результате развития материи. Поэтому материалисты отводят в сторону как идею Бога, так и другие идеи, выдвигаемые  в качестве духовного первоначала, и стремятся объяснить мир исходя из окружающей реальности, опираясь на науку и практику, выявляя естественные причины природных и общественных явлений. Отсюда следует, что раскрытие сущности сознания, его истоков, происхождения и развития возможно только с материалистических позиций.

11.Понятие сознания. Сознание  и язык. Психология изучает, прежде всего, происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Этимология слова:  Со-знание  означает соучастие знания в самом себе, т.е. знание человека о самом факте своего знания. Этимология слова не раскрывает сущности понятия.Сознание человека возникло и развивалось вместе с развитием общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания  является совместная, продуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.Индивидуальное сознание, вероятно, возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации. Точно так же, по-видимому, и в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Т.е., чтобы оно развивалось, необходима совместная деятельность и общение взрослого с ребенком.В онтогенезе сознание развивается в том случае, когда ребенок живет совместно со взрослыми, совместно с ними действует и поэтому приобретает общечеловеческий способ отношения к объективной действительности.

 

1.   В начале своего развития  сознание человека направлено  на внешний мир. Человек сознает,  что находится вне него. Благодаря органам чувств он воспринимает этот мир как отдельный от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. И начинает развиваться рефлексивное направление в развитии сознания.

 

2.   Второе направление развития  сознания связано с развитием  мышления и постепенным соединением  мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает  в суть вещей. Параллельно с  этим развивается язык. Слова  языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в  котором оно возникает, называют  понятийным.

 

3.Третье направление – историческое  направление развития сознания. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Мифологическое сознание древнего грека и религиозное жителя средних веков; коммуниста времен революции и современника…

Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма целенаправленного психического отражения действительности общественно  развитым человеком. Жизненный смысл  сознания состоит в том, чтобы  верно ориентироваться в мире, утвердить себя в нем, познавать и преобразовывать его на основе общественной практики.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с  речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.В учебниках дается сокращенное определение, которое можно произносить на экзамене: Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно историческому существу.

Сознание характеризуется: активностью, направленностью на предмет (сознание – это всегда сознание чего-либо); способностью к рефлексии и самонаблюдению (осознание самого сознания); мотивационно-ценностным характером и различной степенью (уровнями) ясности. Язык является обобщением действительности выраженной в понятиях и операциях с понятиями. Т.о. язык является материальной оболочкой сознания, материальным его потребителем. Это относится и к речи и к письму и к электронному (машинному) языку. Сущность связи сознания с языком выражается в том, что сознание первично как идеальное свойство человека. Язык вторичен, как материальный носитель сознания, т.е. сознание первично, материя вторична в этом и заключается суть идеализма. В то же время существует проблема первичности языка по отношению к сознанию. Существуют 3 основных правила языка: 1) прежде чем сказать подумай. 2) думай когда и что говоришь. 3) не говори все то, о чем думаешь. Вопрос о функциях языка. Несмотря на то, что язык вторичен по отношению к сознанию, он универсален и уникален. Эта универсальность проявляется в его функциях и типах. 1) Язык является внешним выражением сознания, т.е. первейшее значение в языке имеет его форма (качество формы). 2) Язык является средством передачи сознания, т.е. определенной информационной оболочкой. 3) Язык фиксирует, закрепляет и увековечивает сознание. 4) Язык систематизирует, организует и классифицирует сознание. 5) Язык выполняет ф-ию общения между людьми. Сознание и язык неразрывно связаны друг с другом и вместе выражают одну материально-идеальную систему. Существуют 2 основных типа языков: естественный язык, выраженный в устной речи и в форме письма и искусственный язык, символический и технический.

12. Сознание как отражение. Общественно-историческая  сущность сознания. Сознание -высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов , созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Общие свойства отражения а)оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

13. Структурные компоненты сознания. Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"