Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

 б) в социобиологии: человек  появился в результате мутации  - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.

 в) человек всегда существовал  на Земле, но для этого надо  допустить вечное существование  Земли. Это не верно, чел-к  вечно существует в природе,  космосе, Земля заселена пришельцами  из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке человека “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мирового разума в человеке выразилось в становлении сознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют человека. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мирового разума..

3. выражается в трудовой теории  возникновения человека. С момента  появления мат.производства начинается  процесс возникновения человека  и общества. Общество выступает  как способ бытия человека. Отсюда  берет начало антропосоциогенез. Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на создание матер и духовных благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд отличает человека от животного, так как он есть единственная присущая всем формам общ жизни вещь.

Процесс труда включает два ряда отношений.

1. Отношение человека к природе.  Преобразуя внешнюю сторону, человек  тем самым преобразует и внутреннюю  сторону. Изменение внешней стороны  есть приспособление предметов  к потребностям. Процесс труда включает

а) целесообразную деятельность или  собственно труд;

б) предмет труда; в) средства труда;

г) результат труда.

2. Общественный характер отношений  людей в процессе труда. Эта  сторона развилась на основе  и в единстве с первой, но  не сводится к ней. Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь устная и письменная. Вырабатывается язык слов, в членораздельную речи, звуках фиксируется символы. Символы в матер. смысле - слова и графическое изображение - это средство изобретения человеком для общения Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутренний мир формирующегося человека во вне и сделать внутреннее наглядным. Это положило начало абстрактному мышлению. Тем не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось сознание, что и отличает человека от животного. Сознание есть особое онтологическое понятие, свойственное исключительно человеку, и появившееся из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг жив существ.

37. Духовная сфера общественной  жизни. Духовная сфера - сфера отношений людей по поводу различного рода дух ценностей. Под духовными ценностями подразумевается все то , что составляет духовное содержание общественной жизни и духовность общества. Одна из фундаментальных проблем развития современного общества. Заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей. Для характеристики производства идей, знаний, представлений вводится понятие духовное производство. Это составная часть общественного производства. Зависит от материального производства, определяется его отношениями. Господствующий класс в материальном производстве держит в своих руках и духовное производство, поэтому д.п. носит исторический характер, представляет собой духовную деятельность, облеченную в определенные общественные формы. Творческая деятельность тесно связана с преемственностью, поскольку лишь воспринимая наследие люди обретают возможность творить сами. Выделяют две формы д.п.: функционально-заданную и универсально-преемственную. В первой индивид действует как носитель определенной функции, поле его деятельности заранее задано предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве производительной силы.

38. Наука как деятельность  и социальный институт. Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, которая направлена на познание и преобразование объективной действительности, духовное производство, имеющее своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука является одновременно:

— системой знаний;

— духовным производством системы  знаний;

— практической деятельностью основы системы знаний.

 

Для любого научного познания существенно  наличие того, что исследуется, и  то, как оно исследуется.То, что  исследуется, раскрывает природу предмета науки, а то, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.Большое многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания.

Современная наука — это достаточно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей.

Предметом науки является:

— внеположный человеку мир;

— различные формы и виды движения сущего;

— отражение в сознании форм и  видов движения сущего, т. е. сам человек.

По своему предмету науки делятся:

— на естественно-технические, которые  изучают законы природы и способы  ее освоения и преобразования;

— общественные, которые изучают  различные общественные явления  и законы их развития, а также  самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).

Среди общественных наук особое место  занимает комплекс философских дисциплин, которые изучают наиболее общие  законы развития природы, общества, мышления.Предмет  науки оказывает влияние на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта.В современном мире для развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучные логические приемы — это индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое др.В любой науке существует эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, которые нуждаются в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук соединяются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Существенной частью научного познания является философское истолкование данных науки, которое составляет ее мировоззренческую и методологическую основу. Даже отбор фактов, особенно в общественных науках, подразумевает большую теоретическую подготовленность и философскую культуру ученого. В настоящее время развитие научного знания требует не только теоретического осмысления фактов, но и анализа самого способа их получения, размышлений об общих путях поисков нового.

39. Проблема соотношения  биологического, социального и духовного  в человеке. Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в науке  распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

Происхождение человека как существа биосоциального явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы – это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными. По основным же признакам, характерным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, способности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас – сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате таких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляция. С развитием цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает снижаться. В результате усиления взаимодействия между народами начинает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя на это и уйдут тысячи и тысячи лет.

40. Понятия «человек»,  «индивид», «индивидуальность», «личность». Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

 

 Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.

 Проблема личности есть одна  из центральных во всей системе  гуманитарного знания. И каждая  из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.

 По-своему анализирует проблему  личности философия. Не случайно  в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм»–философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.

 С позиций философского персонализма  личность не есть объект среди  других объектов, вещь среди других  вещей. Ее нельзя познать извне.  Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.

 Большинство философов считали,  что индивид становится личностью,  не замыкаясь в себе, а вступая  в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.

 Исходя из того, что в разных  теоретических построениях личность  «смотрится» не одинаково, можно  утверждать с той или иной  мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"