Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
эра высокого массового потребления.
46. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Цивилизация - это преобразованный человеком мир внеположенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего соц. мира или его духовной автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Анализируя переход от первобытности к цивилизации можно выделить ее основные характеристики: общественное разделение труда, отделение города от деревни, умственного труда от физического ,возникновение товарно-денежных отношений, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, как следствие — появление государства, права наследования имущества, создание письменности и развитие форм духовного производства. Цивилизация (Ц) — это синоним культуры? В социальной философии понятие Ц используется для характеристики конкретного общества как социального образования локализованного в пространстве и во времени (цивилизация древнего Египта, Вавилона, Арабсакая цивилизация) или как фиксация определенного уровня технологического развития. Цивилизация включат в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу (в девственной природе существование цивилизации не возможна) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений. Как форм социальной организации культуры. Цивилизация — понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе — это различия внутри цивилизации. Цивилизация представляет собой социокультурное образование . если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации, которую представляет исторический процесс. Классификация формаций и цивилизаций - это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.
Традиционными обычно принято
называть те цивилизации, где
жизненный уклад ориентирован
медленными изменениями в
47. Научно-технический
прогресс и опасности
48.Глобальные проблемы современности и перспективы выживания человечества. Глобальные проблемы:
1) Предотвращение
мировой термоядерной войны,
2) Преодоление
возрастающего разрыва в
3) Обеспечение
дальнейшего экономического
4) Преодоление
экологического кризиса,
5) Прекращение
стремительного роста
6) Своевременное
предвидение и предотвращение
различных отрицательных
7) Борьба с международным терроризмом, наркоманией и алкоголизмом. СПИДом.
Для правильного понимания
Проблема а)экологии и жизненного пространства; б)формирования мировых политических процессов; в) выживаемости человека; г) войны и мира
Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них рез-т предшествовавшего всемирно - исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, владение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Сущность экологической проблемы состоит в противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания. Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. По мере того, как постепенно исчезала рабская зависимость от необходимости тратить основное время на добывание <хлеба насущного>, современный человек попадает в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг. Если мы хотим обуздать техническую революцию и натравить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке.
49. Гуманистический потенциал науки и проблема социальной ответственности ученых. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Проблема ответственности ученого с большой ясностью и отчетливостью встает, когда он сталкивается с дилеммой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса — препарата «606». Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась одним принципом, да и теперь еще он фигурирует в «гиппократовой клятве». Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к совести ученого. Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать.
В случае Эрлиха ответственность ученого была необычайно высокая, можно сказать, гигантская. На одной чаше весов была страшнейшая болезнь, имеющая колоссальное распространение повсеместно. На другой чаше — многообещающее, но до конца неизведанное лечебное средство с опасностью вторичных, быть может, тяжелых побочных явлений. Но уверенность в своей правоте, в надежности проверок способствовала тому, что принцип «прежде всего приноси пользу» восторжествовал. Несмотря на риск некоторого, предположительно возможного вреда, была побеждена тяжелейшая, подлинно глобальная болезнь.
Нет сомнения, что в случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникающих угроз. И, разумеется, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности — всемерно бороться с причинами, вызывающими вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление вреда, который сама паука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла бы принести и тем самым оказаться причастной к возникновению тех или иных глобальных проблем. И не чем иным, как капитуляцией, следует считать встречающуюся в последнее время своеобразную форму реакции на возникающие перед совестью ученого трудные решения, которая находит свое выражение в выдвижении лозунгов «контрнауки» и «контркультуры» с призывом приостановить поступательное движение научного исследования.
Можно признать, что в язвах, поражающих и разъедающих тело современного западного общества, повинны в определенной степени и ученые, даже если это выражается в их неучастии, в стремлении уйти от ответственности, так сказать, в новой форме «невмешательства» сочленов мирового сообщества ученых. Многие из нас, старшей возрастной прослойки, вспомнят, какие плачевные плоды принес злополучный принцип невмешательства в области международной политики, который привел в дни Мюнхена к пожару второй мировой войны. Он несет в себе дурные семена, когда становится нормой поведения ученого.
Надо приветствовать движение за коллективную ответственность ученых. В настоящее время привлекают все более пристальное внимание такие широкие формы общественного движения, какими являются Международная федерация ученых, их профессиональные объединения в отдельных странах, возникновение организаций с четко выраженной специальной целью, таких, как Британская ассоциация по социальной ответственности ученых (BSSRS), и т.д. В развитии этого движения мы видим важную форму проявления учеными своей ответственности в периоды, характеризующиеся особенно широкими, достигающими глобальных масштабов проблемами, затрагивающими различные стороны современного общества.
50. Будущее человечества : угрозы и надежды. Будущее манит и пугает, предстаёт загадочным и перспективным, или, наоборот, мрачным и безнадёжным. Многое во взгляде на будущее зависит от вашего нынешнего состояния. Когда мы довольны жизнью, будущее кажется нам многообещающим. Если же в данный момент, Вы переживаете чёрную полосу, то и будущее рисуется Вам в тёмных тонах. Следовательно, чтобы прямо сейчас изменить своё отношение к будущему, измените своё нынешнее состояние. Будущее человечества зависит от тех целей и задач, которые каждый из нас ставит перед собой. Объединение этих личных целей в одну грандиозную цель всего человечества указывает направление развития человеческой цивилизации.
Будущее человечества – это на самом деле главный вопрос будущего. Даже если Земля в какой-то момент своего существования подвергнется реальной угрозе исчезновения, человечества предприняв заранее определённые усилия, может сохраниться и продолжить своё существование. Весь вопрос в том, сможет ли человечество к этому моменту развиться настолько, чтобы быть способным уцелеть. Чтобы описать будущее человечества, нам необходимо внимательно рассмотреть современное состояние дел, отыскать в существующей ситуации перспективные моменты или, наоборот, угрозы для существования человечества в будущем. Пессимистические сценарии будущего человечества.