Религия и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:59, реферат

Краткое описание

Актуальной темой для реферата мы посчитали «Философия и религия», так как эти понятия очень плотно взаимодействуют друг с другом, хотелось бы разобраться в их происхождении и понятиях о каждом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Философия.
1). Понятие о философии. Основные вопросы философии……………4-9
Религия.
1). Понятие религии. Возникновение религии…………………………10-11
2). Первоначальные виды религии…………………………………………12
3). Стержень религии………………………………………………………...13
Философия и религия……………………………………………...14-26
Заключение…………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

Содержание.

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. Философия.

1).  Понятие о философии. Основные вопросы философии……………4-9

    1. Религия.

1).  Понятие религии. Возникновение религии…………………………10-11

2). Первоначальные виды религии…………………………………………12

3). Стержень религии………………………………………………………...13

    1. Философия и религия……………………………………………...14-26
    2. Заключение…………………………………………………………….27
    3. Список литературы……………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Духовная культура человека покоится на четырех основаниях –  это наука, религия, искусство и  философия.

  Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.

Актуальной темой для  реферата мы посчитали «Философия и  религия», так как эти понятия  очень плотно взаимодействуют друг с другом, хотелось бы разобраться  в их происхождении и понятиях о каждом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о философии. Основные вопросы философии.1

Основным в философии  традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а  бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте  человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя  и сознание (дух) – две неразрывные  и в то же время противоположные  характеристики бытия. В связи с  этим существуют две стороны основного  вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

  Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть  гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем  или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления –  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическую  сторону основного вопроса философии представляют:

- материализм;

- идеализм;

- дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

- материя реально существует;

-материя существует независимо  от сознания (то есть существует  независимо от мыслящих существ  и от того, мыслит о ней кто-либо  или нет);

- материя является самостоятельной  субстанцией – не нуждается  в своем существовании ни в  чем, кроме самой себя;

- материя существует и  различается по своим внутренним  законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи  отражать саму себя (материю);

- сознание не является  самостоятельной субстанцией, существующей  наряду с материей;

- сознание определяется  материей (бытием).

К материалистическому направлению  принадлежали такие философы, как  Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство  материализма – опора на науку, в  особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений  материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего  мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием  материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как  сущность и его возможность ответно  влиять на материю. Материализм как  господствующее направление философии  был распространен в демократический  Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции  XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

     Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два  самостоятельных направлениях:

- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

- субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма  считается Платон. Согласно концепции  объективного идеализма:

- реально существует только  идея;

- идея первична;

- вся окружающая действительность  делится на «мир идей» и  «мир вещей»:

«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования  и является воплощением «мира  идей»;

- каждая единичная вещь  – воплощение идеи (эйдоса) данной  вещи (например, лошадь – воплощение  общей идей лошади, дом – идеи  дома, корабль – идеи корабля  и т.д.);

- большую роль в преобразовании  «чистой идеи» в конкретную  вещь играет Бог-Творец;

- отдельные идеи («мир  идей») объективно существуют  независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным  идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- все существует только  в сознании познающего субъекта (человека);

- идеи существуют в  разуме человека;

- образы (идеи) материальных  вещей также существуют только  в разуме человека через чувственные  ощущения;

- вне сознания отдельного  человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма  – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых  идей» и превращения «чистой  идеи» в конкретную вещь (механизма  возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление  господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время  широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным  направлениями философии – материализмом  и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

 Дуализм как философское направление был основан Декартом.

Суть дуализма заключается  в том, что:

- существуют две независимые  субстанции – материальная (обладающая  свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

- все в мире производно (является модусом) либо от  одной, либо от другой указанных  субстанций 9материальные вещи –  от материальной, идеи – от  духовной);

- в человеке соединяются  одновременно две субстанции  – и материальная, и духовная;

- материя и сознание (дух)  – две противоположные и взаимосвязанные  стороны единого бытия;

- сновного вопроса философии  (что первично – материя или  сознание) в действительности не  существует, так как материя и  сознание взаимодополняют друг  друга и существуют всегда.

Гносеологическая  сторона основного вопроса философии представлена:

- эмпиризмом (сенсуализмом);

- рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

  Основоположником рационализма (от лат.  ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого направления  выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии  связаны понятия гностицизма  и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

- мир познаваем;

- возможности познания  неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- мир непознаваем;

-возможности познания  ограничены познавательными возможностями  человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют  свои границы. Исходя из конечности и  ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком  не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует                                  Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что  входит в познавательные возможности  человеческого разума, все равно  не будет никогда познано, поскольку  разум может лишь познать отображение  вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

 

 

 

 

 

Возникновение религии.2

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей  части населения земного шара.

С одной стороны, религия  представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без  одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую  систему мысли, мало затрагивающую  практическую жизнь человека. Религиозное  мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более  или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих  последователей, культом и т. д.

В марксизме считается, что  корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в  его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о  том, что «религия — опиум народа».

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал  период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о том, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности.

Некоторые исследователи  полностью отвергают концепцию  «дорелигиозного периода» и утверждают, что современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее  религиозной традиции, дорелигиозное.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с  момента появления человека. Впервые  как научно обоснованная концепция  прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором  Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического  священника, антрополога и лингвиста  В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно  обнаружить отголоски древнейшей, изначальной  веры в Единого Бога-Творца, которая  предшествовала всем известным религиям.

Информация о работе Религия и философия