Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:59, реферат
Актуальной темой для реферата мы посчитали «Философия и религия», так как эти понятия очень плотно взаимодействуют друг с другом, хотелось бы разобраться в их происхождении и понятиях о каждом.
Введение…………………………………………………………………3
Философия.
1). Понятие о философии. Основные вопросы философии……………4-9
Религия.
1). Понятие религии. Возникновение религии…………………………10-11
2). Первоначальные виды религии…………………………………………12
3). Стержень религии………………………………………………………...13
Философия и религия……………………………………………...14-26
Заключение…………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………28
Содержание.
1). Понятие о философии. Основные вопросы философии……………4-9
1). Понятие религии. Возникновение религии…………………………10-11
2). Первоначальные виды религии…………………………………………12
3). Стержень религии………………………………………………………..
Введение.
Духовная культура человека покоится на четырех основаниях – это наука, религия, искусство и философия.
Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.
Актуальной темой для реферата мы посчитали «Философия и религия», так как эти понятия очень плотно взаимодействуют друг с другом, хотелось бы разобраться в их происхождении и понятиях о каждом.
Понятие о философии. Основные вопросы философии.1
Основным в философии
традиционно считается вопрос об
отношении мышления к бытию, а
бытия – к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается
в том, что от его достоверного
разрешения зависит построение целостного
знания об окружающем мире и месте
человека в нем, а это и является
главной задачей философии. Материя
и сознание (дух) – две неразрывные
и в то же время противоположные
характеристики бытия. В связи с
этим существуют две стороны основного
вопроса философии –
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
- материализм;
- идеализм;
- дуализм.
Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:
- материя реально существует;
-материя существует
- материя является
- материя существует и
различается по своим
- сознание (дух) есть свойство
(модус) высокоорганизованной
- сознание не является
самостоятельной субстанцией,
- сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому
Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:
- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
- субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
- реально существует только идея;
- идея первична;
- вся окружающая
«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);
«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
- каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);
- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
- все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
- идеи существуют в разуме человека;
- образы (идеи) материальных
вещей также существуют только
в разуме человека через
- вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма
– отсутствие достоверного (логического)
объяснения самого наличия «чистых
идей» и превращения «чистой
идеи» в конкретную вещь (механизма
возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление
господствовал в платоновской Греции,
средние века, в настоящее время
широко распространен в США, Германии,
других странах Западной Европы. Наряду
с полярными (конкурирующими) главным
направлениями философии –
Дуализм как философское направление был основан Декартом.
Суть дуализма заключается в том, что:
- существуют две независимые
субстанции – материальная (обладающая
свойством протяжения) и духовная
(обладающая свойством
- все в мире производно
(является модусом) либо от
одной, либо от другой
- в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;
- материя и сознание (дух)
– две противоположные и
- сновного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
- эмпиризмом (сенсуализмом);
- рационализмом.
Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
- мир познаваем;
- возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):
- мир непознаваем;
-возможности познания
ограничены познавательными
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:
Бог существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».
Возникновение религии.2
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религия как явление, присущее
человеческому обществу на протяжении
значительной части его истории,
и религиозные убеждения
С одной стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.
В марксизме считается, что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум народа».
Согласно представлениям
концепции «дорелигиозного
Некоторые исследователи полностью отвергают концепцию «дорелигиозного периода» и утверждают, что современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное.
С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.