Философия и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:07, реферат

Краткое описание

Не последнюю роль при решении программ государственного становления играет такой важный государственный орган как Государственная таможенная служба, деятельность которой регулируется большим пакетом законодательных актов, которые рассматриваются и развиваются одной из отраслей права - таможенным правом.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
1. Зарождение таможенного дела ……………………………………….4
2. Таможенное дело в России ……………………………………………7
Заключение …………………………………………………………………..11
Список используемой литературы …………………………………………12

Файлы: 1 файл

реферат по там. правуMicrosoft Word.doc

— 55.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение ………………………………………………………………………3                                                                                        

 

1.      Зарождение таможенного дела ……………………………………….4

2.      Таможенное дело в России ……………………………………………7

Заключение …………………………………………………………………..11

Список используемой литературы …………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Не последнюю роль при решении программ государственного становления играет такой важный государственный орган как Государственная таможенная служба, деятельность которой регулируется большим пакетом законодательных актов, которые  рассматриваются и развиваются  одной из отраслей права - таможенным правом.

Потому необходимо иметь хотя бы общее представление о таможенном деле и праве. А для этого необходимо рассмотреть таможенное право России в его историческом развитии.

Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж экономических и торговых связей, между и внутри государств. Это один из механизмов регулирования экономики, а также внешней торговли, стабилизации финансов.

Таможенное дело имеет свой предмет и содержание. Зародившись на этапе становления древнерусского государства, оно изначально выступало важным элементом фискальной системы, а также регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зарождение таможенного дела

Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.

В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.

Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правители стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников.

В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы таможенного права.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находит отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Таможенное дело в России

В развитии таможенного дела в Российском государстве можно выделить
пять периодов, каждый из которых имеет несколько этапов.

1) Первый период - начало IX в. - середина XVI в. - время создания централизованного Московского государства. Этот период условно можно разделить на три этапа:

первый - зарождение таможенного дела (VI в. - начало IX в.);

второй - таможенное дело в Киевской Руси;

третий - таможенные обряды и сборы в период феодальной раздробленности.

2) Второй период - середина XVI в. - начало XIX в. Это время становления и развития таможенного дела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватывают деятельность государства по становлению таможенного дела.

Во втором периоде два этапа: первый связан с централизацией таможенного дела в Московском государстве, он продлился с середины XVI века до создания таможенной законодательной базы. Начало первому этапу было положено выходом в свет Царской уставной грамоты с боярским приговором от 25 октября 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г., созданием новой структуры таможенных органов, переходом к единой рублевой пошлине;

второй этап связан с введением нового управления таможенным делом, сосредоточенным в Коммерц-коллегии, принятием протекционистского тарифа 1724 г. и Морского регламента (Устава), а также совершенствованием таможенно-тарифной политики России.

 3) Третий период продлился с 1811 г. по 1927 г. В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскую политику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой, активно осуществлялась разработка теории таможенного дела, создавались законодательные таможенные документы: уставы, инструкции, тарифы.

В данном периоде можно выделить несколько этапов, тесно связанных с развитием таможенного дела, органов таможенной охраны, таможенного законодательства.

На первом этапе ( 1811 - 1864 гг.) осуществлялись поиски наиболее приемлемой структуры управления таможенной охраной, т.е. создание органов, обеспечивающих экономическую защиту государственной границы, велась разработка документов, определяющих содержание таможенно-тарифной политики Российского государства.

Второй этап (1864 - 1927 гг.) характеризуется широким использованием таможенного (экономического) механизма регулирования в интересах индустриализации страны. В указанные годы таможенное законодательство достигло наибольшего развития. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритредерские подходы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и   интересов внутренней экономики.

Таможенное законодательство отвечало потребностям государства,
а к концу XIX - началу XX века -   мировым стандартам.

Вместе с тем в силу политической конъюнктуры (вхождения России в Антанту) Россия поступилась своей независимостью в таможенном деле и потеряла самостоятельность в определении стратегии таможенной политики.

На втором этапе произошли крупные изменения в определении места таможенного дела в государстве в связи с принятием 22 апреля 1922 г. Декрета СНК РСФСР о монополии внешней торговли. В этом просматривается недооценка объективного характера таможенного дела, что сказалось в дальнейшем на его функции в Советском государстве.

Лишь трезвая оценка положения в экономике, вытекающая из необходимости восстановления народного хозяйства после разорительных первой мировой и гражданских войн, заставила Советское государство включить таможенный механизм в период нэпа и использовать его возможности в интересах стабилизации экономики и пополнения доходов государства.

4) Четвертый период (1927 - 1986 гг.) был связан с тем, что таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и, естественно, производства.

Вместе с тем полученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля в рамках стран-участниц СЭВ, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.

Однако, учитывая тот факт, что государство взяло на себя регулирование ввоза и вывоза товаров, а таможенный механизм не работал, таможенная система не выполняла функций, обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчиненность, непричастность к формированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальные учебные заведения по подготовке таможенных кадров и научно-исследовательские подразделения.

5) Пятый период (с 1986 г. по настоящее время) характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов, их управлении, статусе, участии в международных таможенных организациях. Период включает два этапа.

Первый - февраль 1986 - 25 октября 1991 г. Главное таможенное управление было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля, выведено из МВЭС и подчинено Государственной внешнеэкономической комиссии, а последняя - Совету Министров СССР. Этот шаг позволил получить более широкие права, участвовать в решении вопросов таможенной политики.

Были увеличены штаты таможенных органов, создан Институт повышения квалификации таможенных работников, подготовлен и введен в действие новый Таможенный кодекс. В деятельность таможенных органов введены ранее забытые правила таможенного контроля. Заработал механизм таможенного регулирования, выделены средства для обустройства таможен и решения социальных вопросов. Начало новому, второму этапу было положено изданием Указа Президента Российской Федерации от 25.10.1991 г. о создании Государственного таможенного комитета РСФСР.

Таможенные органы России были превращены в органы экономического регулирования, на них возлагалось решение многочисленных задач. Они стали правоохранительными. Эти положения получили законодательное закрепление в Таможенном кодексе РФ, в законе РФ о таможенном тарифе РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение историчиского опыта и пути развития таможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированию таможенной системы, понимание того как складывалась её историческая сущность и того какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государства она оказывает.

Ныне, по истечении 15 лет независимости, таможенная служ­ба России, созданная в 1991 году (Государственный тамо­женный комитет России) представляет собой разветвлен­ную, многофункциональную структуру, органично вписыва­ющуюся в реформируемую экономическую систему нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.      Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. – М., 2004 г.

2.      Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М., 2001 г.

3.      Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор
П.В. Дзюбенко. — М.: РИО РТА,2005 г.

4.      Таможенное право /под ред. Б.Н. Габричидзе. – М., 2002 г.

 

 

 

11

 



Информация о работе Философия и религия