Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:36, реферат
Философия занимает промежуточное положение между научно-теоретическим и духовно-практическим (мифологическим, художественным, религиозным) способом освоения действительности. С наукой ее сближает системный, рационально-теоретический, объективный подход к миру; с мифологией, искусством, религией – эмоциональный, личностный и ценностный подходы, духовно-нравственное осмысление мира.
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
Н.Я. Зарецкая
Философия представляет собой квинтэссенцию, живую душу духовной культуры человечества. Это обусловлено органическим сочетанием в ней научно-теоретического и духовно-практического освоения действительности.
Философия занимает промежуточное положение между научно-теоретическим и духовно-практическим (мифологическим, художественным, религиозным) способом освоения действительности. С наукой ее сближает системный, рационально-теоретический, объективный подход к миру; с мифологией, искусством, религией – эмоциональный, личностный и ценностный подходы, духовно-нравственное осмысление мира. Кроме того, философия подобно религии трансцендентна, направлена к вечному, непосредственно провозглашает общечеловеческие духовно-нравственные ценности и идеалы.
Философия и религия – основные исторические типы
Мировоззрения
Философия – учение об универсуме, т.е. обо всем окружающем мире.
Философское мировоззрение представляет
теоретическую и духовно-
Философия – это свободное от догм критическое мышление о предельных началах мироустройства.
В.И.Курашов.
Религиозное мировоззрение представляет духовно-рациональную и духовно- образную картину мира, основанную главным образом на вере.
Религия (от лат. religio) означает благочестие, набожность, святыню, а также (от religare – связывать) связь земного и неземного, естественного и сверхъестественного мира.
Религия опирается не на критический анализ, а на священные предания, догмы вероучений, авторитет отцов церкви.
Энгельс определяет религию как фантастическое отражение в сознании людей внешних сил, господствующих над ними, отражение, в котором земные явления принимают форму неземных. Это определение религии с позиции материализма и атеизма.
Религиозные мыслители дают альтернативное определение. А. Мень рассматривает религию как реальное отражение в сознании людей сокровенной Божественной сущности, отражение, в котором неземные явления преломляются в земных.
П. Флоренский полагает, что религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас. Религия обеспечивает душе спасение, приводя душевную жизнь в равновесие, водворяя мир в душе. Поэтому религия – «художница спасения».
А. Эйнштейн акцентирует ценностно-
Клайв Льюис в произведении «Страдание» выделил три элемента религии:
1. Ощущение священного.
2. Нравственные чувства.
3. Их объединение, отождествление
Мир – танец, в котором добро, исходящее от Бога, столкнулось со злом, исходящим от твари.
Религия – это челн, на котором верующие плывут по бурным волнам житейского моря.
Преподобный Иоанн Дамаскин в произведении «Источник знания» дал оригинальное и разностороннее определение философии, сочетающее разные формы знания (философию, науку, религию, искусство). Центральное место в данном определении занимает религия. Философия есть 1) познание сущего, 2) познание Божественного и человеческого. Далее, 3) философия есть попечение о смерти, как произвольной, так и естественной. Ибо смерть двояка: естественная, т.е. отделение души от тела и произвольная, когда мы презираем жизнь настоящую и устремляемся к будущей. 4) Философия есть уподобление Богу. Уподобляемся же мы через мудрость, т.е. истинное познание блага, через справедливость (нелицеприятное воздаяние каждому должного) и через кротость превыше справедливости, когда мы делаем добро обижающим нас. 5) Философия есть любовь к мудрости; но истинная Премудрость – Бог, поэтому любовь к Богу есть истинная философия. 6) Философия – искусство искусств и наука наук, ибо
философия есть начало искусств и наук.
Стержень религии – религиозная вера
Вера – особое состояние психики человека, выражающееся в твердой убежденности, несомненном доверии и надежде. Вера выражает ценностное отношение к объекту. Она представляет сплав рационального, волевого и эмоционального; рационального, иррационального и сверхрационального, осознанного и неосознанного.
Вера религиозная – интегральная черта религиозного сознания и существенный признак религии в целом, ее краеугольный камень. Религиозная вера лежит в основе любой религии. Религия – вера в священное (сакральное), в сверхъестественную, потустороннюю, трансцендентную, «чудесную» реальность. Религиозная вера – особое состояние человека, связанное убеждением в существовании сокровенной Божественной сущности и выражающееся в феноменах уверенности, почитания, благоговения.
Главное религиозное чувство – чувство благоговения, вызванное переживанием таинственного. Оно доступно лишь мистической интуиции (сверхрациональной и сверхчувственной – Н.З.) Плотин тонко заметил, что мы видим Бога не разумом, а чем-то более высоким, чем разум.
Вера – осуществление
Ап. Павел
Вера – созерцание (сверхчувственным зрением, сердцем – Н.З.) неявного,
убеждение в невидимом как видимом.
Иоанн Златоуст
Религиозная вера связана с созерцанием
(ощущением сокровенных
Вера – царствие Божие внутри нас, Божественная благодать.
Вера – Христос, вселяющийся в человека и развивающийся в нем подобно зерну.
Преподобный Максим Исповедник
Вера есть дверь тайн: как телесные очи видят предметы чувственные, так и
вера духовными очами взирает на сокровенное. Через веру Бог
вводит человека в духовные таинства.
Святой Исаак Сирин
Религиозная вера представляет интегративное
единство различных аспектов: онтологического,
гносеологического, антропологического, аксиологич
Она неоднозначно истолковывается христианскими религиозными мыслителями.
В христианской теологии сложились
следующие представления о
1. Верую, чтобы уразуметь (
2. Разумею, чтобы веровать (рационально-
3. Гармония веры и разума при приоритете веры (гармонизирующая форма) – Фома Аквинский.
4. Верую, ибо абсурдно (экстремально парадоксальная форма) – Тертуллиан.
Интересны размышления философов о проблеме соотношения Бога и мира, веры и разума. В эпоху Просвещения (XVIII в.) формируется деизм (Вольтер, Локк и др.) Это философско-религиозная форма, рассматривающая религию только в пределах разума. Она существенно отлична от теистических представлений христианства. Бог деизма – перводвигатель и законодатель, а не чудотворец. Мир движется по строгим законам, установленным Богом. Бог не вмешивается в установленный порядок вещей, поэтому чудо невозможно. Христианское откровение не признается. Бог не может вочеловечиться (сущность христианского откровения), предстать в Троице и т.д. Вера деистов в Бога – рационально-вольнодумствующая. «Разумею, чтобы уверовать» (П. Абеляр). Но просветители пытались возвысить разум вопреки Божественному Откровению. Их мировоззренческая позиция противоречит христианской теистической позиции, признающей Живого Бога и Божественное Откровение. Без живого Бога не может быть Божественного Откровения.
В русской православно-
Вера приоритетна. Владимир Соловьев тоже вручил пальму первенства вере.
Почему? Именно вера позволяет проникнуть в сокровенные глубины бытия. Она связана с мистической интуицией как с особым чувством, переживанием, созерцанием Божественных Тайн, позволяющим проникнуть в сокровенное. В. Соловьев называет это состояние экстазом, вдохновением, эросом.
Антирациональная тенденция
в русской православной философии наблюдается
у Л. Шестова («Только
верою»), у С. Булгакова («Свет невечерний»),
П. Флоренского («Столп и утверждение Истины»),
С. Франка («Свет во тьме»). Они противопоставили
ограниченному логическому, рациональному
мышлению мистическую интуицию как особую
духовную способность видения мира, выраженную
в чувстве, переживании, созерцании. Эта
способность имеет различные обозначения
– вера, порыв, вдохновение, экстаз, любовь,
творчество, внутренний религиозный опыт
и т.д. Язык мистики – язык любви, а не понятий.
«Бог внутри нас», – заметил Н. Бердяев.
Наиболее резко антирациональная тенденц
Она не опирается на рациональные доводы, на авторитет. Она существует в сердце, вне человеческого разума и гибнет от его прикосновения. Вне разума протекают наиболее замечательные и значительные события нашего существования. Вопрос ставится именно так: либо разум, либо вера (Л. Шестов). Только верою (sola fide).
Позиция антирационализма право
Происхождение религии
Вероятно, что религия возникает вместе с человеком в виде примитивных первобытных верований. Первоначальные виды религии, появившиеся в первобытном обществе, скорее можно назватьпредрелигией. В мышлении первобытного человека живет чувство родства всех живых существ.
Выделим основные первоначальные виды религии:
Тотемизм основан на родственной связи человека с растениями, животными, даже с неживой природой. Его источник – вера в духовное единство с природой.
Тотем – это, как правило, животное, которое считается предком и покровителем (в Индии – священная корова, в Египте – кошка и т.д.).
Фетишизм основан на способности определенных предметов влиять на человека.
Фетиш – священный предмет, являющийся объектом поклонения. Это может быть камень, зуб животного (клык мамонта) и др. В священных предметах обитают духи. С их помощью пытаются воздействовать на таинственные силы природы, вызывать благоприятные и желаемые события.
Анимизм основан на вере в существование душ и духов природы. Эта вера наделяет растения, животных, человека душой, наполняет мир духами умерших предков, духами природных стихий. Идея души рождает веру в загробный мир, в восточных религиях – в переселение душ.
Магия основана на вере в волшебное
подчинение природных сил человеку,
в возможность заставить
Общность философии и религии
1. Философия и религия решают вечные, метафизические проблемы: существование и природа Бога; цель и смысл жизни; происхождение и природа добра и зла; жизнь и смерть, тело и душа и другие.
2. Философия и религия применяют как рациональные, так и образно-символические методы, включают метод интуитивного созерцания.
3. Философия и религия определяют духовно-нравственные и эстетические ценности – истина, добро, справедливость, красота, любовь, вера.
4. Философия и религия дают
целеполагающие и смысложизненн
5. Философия и религия
Религиозно-философская картина мира
(с позиции монотеизма)
Религиозно-философская
Основной принцип онтологии – креационизм (творение, созидание). Мир создан, сотворен Богом.
Основные принципы гносеологии – Божественное откровение, представленное в Священном Писании, и Божественное озарение – внутреннее Божественное прозрение отдельной личности.
В антропологии основной принцип – созидание, творение человека Богом по Его образу и подобию. Человек – тело, душа и дух. Тело смертно, душа бессмертна.
Дух – высшее Божественное состояние души. В социуме основной принцип – Божественного провидения, принцип Божественного предопределения социальной истории. В религиозно-философской картине мира можно выделить два сущностных компонента: рационально-теоретический – теология, и морально-практический – нравственность.