Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:36, реферат
Философия занимает промежуточное положение между научно-теоретическим и духовно-практическим (мифологическим, художественным, религиозным) способом освоения действительности. С наукой ее сближает системный, рационально-теоретический, объективный подход к миру; с мифологией, искусством, религией – эмоциональный, личностный и ценностный подходы, духовно-нравственное осмысление мира.
Теология – учение о Боге как первоисточнике и первооснове мироздания.
Нравственность включает основные принципы поведения людей, изложенные в Священном Писании.
Религия и нравственность
Бог открыл десять заповедей (Завет) Моисею на горе Синай. Шесть из них являются абсолютными общечеловеческими моральными нормами:
1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
2. Не убий.
3. Не прелюбодействуй.
4. Не кради.
5. Не приноси ложного
6. Не желай дома ближнего твоего;
не желай жены ближнего твоего…
Заповеди Иисуса Христа, данные его ученикам, явились развитием приведенных заповедей.
Основа заповедей – Любовь к Богу и ближнему («возлюби ближнего твоего, как самого себя).
Иисус дал своим ученикам новую заповедь – «как Я возлюбил вас, так вы да полюбите друг друга».
Иисус учил любви к врагам: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас…».
Иисус дает также новую норму справедливости: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому» (Мф.5). «Не противься злому» не означает сделку со злом, а означает не отвечать злом на зло. Религия борется со злом в человеческом сердце, а не с человеком (А. Солженицын «Архипелаг Гулаг»).
Основные направления
религиозной и религиозно-
Мысли
В истории развития мысли выделяются три направления, выражающие определенное взаимодействие Бога и мира: пантеизм, теизм и деизм.
1. Пантеизм (греч. pan «все», theos «Бог») – религиозно-философское направление, отождествляющее Бога с миром, с природой, обожествляющее природу (религиозный натурализм). Представители пантеизма – философы Дж. Бруно, Б.Спиноза и др.
Античность. Стоики: Бог – безличная первопричина, Космический Разум, имманентный миру.
Возрождение. Дж. Бруно: «Природа – это Бог в вещах».
Классический философ-пантеист – Б.Спиноза.
Центральный тезис: «Бог есть природа». Природа (Бог) – причина самой себя.
Концепция извечного творения природы безличным Богом.
2. Теизм (от греч. theos «Бог») – религиозное направление, признающее бога как Абсолют, как трансцендентную первопричину и одновременно как бесконечную личность. Бог – творец, хранитель и властитель мира. Он непрерывно управляет миром (иудаизм, христианство, ислам).
3. Деизм (от лат. deus – Бог) – философско-религиозное направление, возникшее в Новое время. Бог – абстрактная, трансцендентная первопричина мира (но не Личность).
Он создал материю, дал импульс движению, создал законы, но более в движении мира не участвует. Деизм – своего рода естественная религия, не опиравшаяся на
Священное Писание, но связанная с естествознанием, в частности, с механикой.
Вольтер называл Бога великим механиком.
Представители деизма – Галилей, Ньютон, Ф. Бэкон, Декарт, Локк, Вольтер, Руссо, Ломоносов и другие.
Взаимоотношение философии и религии (теологии) в истории
Философии
В античную эпоху философия считалась царицей наук. В то же время она была связана с теологией. Философы-идеалисты (Платон, Аристотель) не отделяли философию от теологии, включая ее в структуру философского знания. Бог отождествлялся с абстрактным космическим Разумом. В «Метафизике» Аристотеля Бог – первоначало, первопричина, перводвигатель, высшая цель и образец совершенства.
В Средние века теология приобретает приоритетное значение. Распространяется теизм. Философия должна служить теологии. Появляется и новый момент – дополнение рационального знания верой. Вера и разум сестры, но неодинаковой красоты, поскольку вера выше разума. «Верить, чтобы понимать» – главная формула средневековой теологии.
В Новое время в связи с
развитием капитализма и технич
Большинство философов этого времени
были деистами (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк
и другие). Бог-перводвигатель
В эпоху Просвещения формируется воинствующая атеистическая философия (Гольбах и др.). Ее традиции были восприняты марксистско-ленинской философией. Этот крайний вариант в настоящее время вытесняется атеистической религиозно- терпимой философией. Не утратила значение и «философия в вере», подчеркивающая гармонический союз веры и разума.
О религиозности
«Философские и житейские максимы и мудрости»
В.И.Курашов
· В постановке вопроса о существовании Бога нет ничего как неразумного, так и ненаучного. На каком основании человек может считать себя венцом природного творения? На таком же основании, что и черепаха, живущая в нашей квартире, считает, что мимо нее ходят неразумные двуногие.
· Некоторые понимают религиозность как партнерские или рыночные отношения с Богом: я тебе это, а ты мне вот это.
· Вера в Бога без любви к Нему и исполнения Его заветов еще не есть религиозность. Главное взаимоотношение человека с Богом – это любовь, а она – не технология ритуалов и исполнения Закона.
Н.А. Бердяев полагал этику Закона низшей формой этики. Почему? В ее основе – запрет, принуждение. А принудительная добродетель не вдохновляет. «Пришел Закон, и умножился грех», – заметил апостол Павел.
Высшей формой этики, по Бердяеву, является «этика творчества». В ее основе – любовь к человеку как «излучение благодатной, творческой энергии».
«Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Творчество есть любовь.
Если хочешь получить – отдавай» (Н.А. Бердяев).
Каково будущее религии?
Религия – фундаментальный пласт
человеческой культуры наряду с наукой,
искусством и философией. Она необходима,
поскольку составляет насущную потребность
человека и общества. В любом обществе
сохранится присущая религии функция
компенсации. Ведь, к сожалению, несправедливость,
несчастье и страдание – постоянные спутники
человека и общества. Религия компенсирует
ущербность человеческой жизни. Она необходима
и непреодолима, поскольку в глубине души
человек связан с Богом. Согласно К. Юнгу,
Бог – главный неустранимый архетип человеческой
души, возрождающийся как Феникс из пепла.
Юнг вообще рассматривал религию как сильное
средство психотерапии. Кроме того, в любом
обществе будет востребована духовно-нравственная
функция религии. Религия всегда содействовала
и будет содействовать духовно-нравственному
возвышению и совершенствованию, давать
человеку смысложизненные ориен
Сегодня исключительно актуальны слова апостола Павла: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2Кор.6:9).
Религия остается наиболее личностной из всех форм человеческой деятельности. Поэтому именно в ней дух, затерянный в лабиринтах цивилизации, вновь и вновь обретает для себя прочную основу и внутреннюю свободу. Религия неразрывно связана с человеческим духом, с мировой культурой. Она вносит в земную жизнь высший смысл.
Литература
1. Бердяев Н.Я. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С.146
2. Библия. Книги Священного Писания: Ветхого и Нового завета. М.: «Благая весть».
3. Всемирная энциклопедия. Философия. М.-Минск, 2001.
4. Зарецкая Н.Я. Философия,
5. Курашов В.И. Теоретическая и практическая философия в кратчайшем изложении. Казань, 2003.
6. Религия в истории и культуре. М., 1998.
7. Словарь философских терминов. М., 2001.
8. Философский энциклопедический словарь. М., 2001