Философия и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Философия занимает промежуточное положение между научно-теоретическим и духовно-практическим (мифологическим, художественным, религиозным) способом освоения действительности. С наукой ее сближает системный, рационально-теоретический, объективный подход к миру; с мифологией, искусством, религией – эмоциональный, личностный и ценностный подходы, духовно-нравственное осмысление мира.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Теология – учение о Боге как  первоисточнике и первооснове мироздания.

Нравственность включает основные принципы поведения людей, изложенные в Священном Писании. 

 

Религия и  нравственность 

 

Бог открыл десять заповедей (Завет) Моисею на горе Синай. Шесть из них являются абсолютными общечеловеческими моральными нормами:

1. Почитай отца твоего и мать  твою, чтобы продлились дни твои  на земле.

2. Не убий.

3. Не прелюбодействуй.

4. Не кради.

5. Не приноси ложного свидетельства  на ближнего твоего.

6. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…  ничего, что у ближнего твоего! (Исход, 20:12-17).

Заповеди Иисуса Христа, данные его  ученикам, явились развитием приведенных  заповедей.

Основа заповедей – Любовь к  Богу и ближнему («возлюби ближнего твоего, как самого себя).

Иисус дал своим ученикам новую  заповедь – «как Я возлюбил вас, так вы да полюбите друг друга».

Иисус учил любви к врагам: «Вы  слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас…».

Иисус дает также новую норму  справедливости: «Вы слышали, что  сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься  злому» (Мф.5). «Не противься злому» не означает сделку со злом, а означает не отвечать злом на зло. Религия борется со злом в человеческом сердце, а не с человеком (А. Солженицын «Архипелаг Гулаг»). 

 

Основные направления  религиозной и религиозно-философской

Мысли 

 

В истории развития мысли выделяются три направления, выражающие определенное взаимодействие Бога и мира: пантеизм, теизм и деизм.

1. Пантеизм (греч. pan «все», theos «Бог») – религиозно-философское направление, отождествляющее Бога с миром, с природой, обожествляющее природу (религиозный натурализм). Представители пантеизма – философы Дж. Бруно, Б.Спиноза и др.

Античность. Стоики: Бог – безличная  первопричина, Космический Разум, имманентный  миру.

Возрождение. Дж. Бруно: «Природа –  это Бог в вещах».

Классический философ-пантеист – Б.Спиноза.

Центральный тезис: «Бог есть природа». Природа (Бог) – причина самой  себя.

Концепция извечного творения природы  безличным Богом.

2. Теизм (от греч. theos «Бог») – религиозное направление, признающее бога как Абсолют, как трансцендентную первопричину и одновременно как бесконечную личность. Бог – творец, хранитель и властитель мира. Он непрерывно управляет миром (иудаизм, христианство, ислам).

3. Деизм (от лат. deus – Бог) – философско-религиозное направление, возникшее в Новое время. Бог – абстрактная, трансцендентная первопричина мира (но не Личность).

Он создал материю, дал импульс  движению, создал законы, но более в  движении мира не участвует. Деизм –  своего рода естественная религия, не опиравшаяся на

Священное Писание, но связанная с естествознанием, в частности, с механикой.

Вольтер называл Бога великим механиком.

Представители деизма – Галилей, Ньютон, Ф. Бэкон, Декарт, Локк, Вольтер, Руссо, Ломоносов и другие. 

 

Взаимоотношение философии и религии (теологии) в  истории

Философии 

 

В античную эпоху философия считалась  царицей наук. В то же время она  была связана с теологией. Философы-идеалисты (Платон, Аристотель) не отделяли философию  от теологии, включая ее в структуру  философского знания. Бог отождествлялся с абстрактным космическим Разумом. В «Метафизике» Аристотеля Бог – первоначало, первопричина, перводвигатель, высшая цель и образец совершенства.

В Средние века теология приобретает  приоритетное значение. Распространяется теизм. Философия должна служить  теологии. Появляется и новый момент – дополнение рационального знания верой. Вера и разум сестры, но неодинаковой красоты, поскольку вера выше разума. «Верить, чтобы понимать» – главная формула средневековой теологии.

В Новое время в связи с  развитием капитализма и техническим прогрессом лидером становится наука. Укрепляется союз философии и науки. Однако теология не отвергается, но отделяется от науки и философии. Согласно теории двойственной истины, истина разума (наука и философия) отделяется от истины веры (религии).

Большинство философов этого времени  были деистами (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк и другие). Бог-перводвигатель затем как бы устраняется из мироздания.

В эпоху Просвещения формируется  воинствующая атеистическая философия (Гольбах и др.). Ее традиции были восприняты марксистско-ленинской философией. Этот крайний вариант в настоящее время вытесняется атеистической религиозно- терпимой философией. Не утратила значение и «философия в вере», подчеркивающая гармонический союз веры и разума. 

 

О религиозности  

 

«Философские и житейские максимы и мудрости»

В.И.Курашов 

 

· В постановке вопроса о существовании  Бога нет ничего как неразумного, так и ненаучного. На каком основании  человек может считать себя венцом природного творения? На таком же основании, что и черепаха, живущая в нашей квартире, считает, что мимо нее ходят неразумные двуногие.

· Некоторые понимают религиозность  как партнерские или рыночные отношения с Богом: я тебе это, а ты мне вот это.

· Вера в Бога без любви к Нему и исполнения Его заветов еще  не есть религиозность. Главное взаимоотношение человека с Богом – это любовь, а она – не технология ритуалов и исполнения Закона.

Н.А. Бердяев полагал этику Закона низшей формой этики. Почему? В ее основе – запрет, принуждение. А принудительная добродетель не вдохновляет. «Пришел Закон, и умножился грех», – заметил апостол Павел.

Высшей формой этики, по Бердяеву, является «этика творчества». В ее основе – любовь к человеку как «излучение благодатной, творческой энергии».

«Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Творчество есть любовь.

Если хочешь получить – отдавай» (Н.А. Бердяев). 

 

Каково будущее  религии? 

 

Религия – фундаментальный пласт  человеческой культуры наряду с наукой, искусством и философией. Она необходима, поскольку составляет насущную потребность человека и общества. В любом обществе сохранится присущая религии функция компенсации. Ведь, к сожалению, несправедливость, несчастье и страдание – постоянные спутники человека и общества. Религия компенсирует ущербность человеческой жизни. Она необходима и непреодолима, поскольку в глубине души человек связан с Богом. Согласно К. Юнгу, Бог – главный неустранимый архетип человеческой души, возрождающийся как Феникс из пепла. Юнг вообще рассматривал религию как сильное средство психотерапии. Кроме того, в любом обществе будет востребована духовно-нравственная функция религии. Религия всегда содействовала и будет содействовать духовно-нравственному возвышению и совершенствованию, давать человеку смысложизненные ориентиры.

Сегодня исключительно актуальны  слова апостола Павла: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2Кор.6:9).

Религия остается наиболее личностной из всех форм человеческой деятельности. Поэтому именно в ней дух, затерянный в лабиринтах цивилизации, вновь и вновь обретает для себя прочную основу и внутреннюю свободу. Религия неразрывно связана с человеческим духом, с мировой культурой. Она вносит в земную жизнь высший смысл.  

 

Литература 

 

1. Бердяев Н.Я. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С.146

2. Библия. Книги Священного Писания:  Ветхого и Нового завета. М.: «Благая  весть».

3. Всемирная энциклопедия. Философия.  М.-Минск, 2001.

4. Зарецкая Н.Я. Философия, наука,  религия (теология) // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 3(8)-2004.Материалы IV научно-практической конференции «Современный мир, гуманитарные и богословские науки». Казань, 2004.

5. Курашов В.И. Теоретическая и практическая философия в кратчайшем изложении. Казань, 2003.

6. Религия в истории и культуре. М., 1998.

7. Словарь философских терминов. М., 2001.

8. Философский энциклопедический  словарь. М., 2001


Информация о работе Философия и религия