Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:05, реферат
Среди различных сфер духовной деятельности человека выделяют, в частности, такие, как религия и философия. Как правило, их считают разными, хотя во многом соприкасающимися друг с другом сферами, а иногда и прямо противопоставляют друг другу.
Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.
Введение……………………………………………………………………3
Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии..5
Философское религиоведение……………………………………………. 7
Возникновение религии. Мировые религии современности…………….9
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.Т Калашникова
(ФГБОУ ВПО "ИжГТУ имени М.Т Калашникова)
ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
На тему «Философия и религия»
Выполнила: Омарова И.А
Студент группы: Б 01-371-1з
Проверила: Петрова М.В
Преподаватель.
г. ИЖЕВСК 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии..5
Философское религиоведение…………………………………………
Возникновение религии. Мировые религии современности…………….9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Среди различных сфер духовной деятельности человека выделяют, в частности, такие, как религия и философия. Как правило, их считают разными, хотя во многом соприкасающимися друг с другом сферами, а иногда и прямо противопоставляют друг другу.
Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.
Суждения мыслителей:
«Есть четыре основания, в силу которых в умах людей образуются понятия о богах:
Вера в предсказание будущего.
Страх перед грозным явлением природы.
Изобилие предметов, которые служат для нашего существования.
Наблюдения неизменного порядка в движении звездного неба» (Клеан из Ассоса).
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия. В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии
Обращаясь к рассмотрению религии, необходимо осознавать специфику ее философского анализа, отличающегося от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Религия интересует философию как одна из форм ценностного отношения к миру, которое имеет глубокие корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальным потребностям. Значение религии для человечества было и остается огромным, и не один философ не в праве обойти ее своим вниманием.
Философия- это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни.
Религия- это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств направленных на иллюзорные предметы, и обрядовых действий, удовлетворяющих определенные духовные потребности человека.
Существует несколько устойчивых понятий, по которым философию обычно противопоставляют религии:
«Религия – догматизм, философия – свободомыслие».
«Философия – логичное, дискурсивное мышление, религия – сознательная установка на иррационализм».
«Религия – слепая вера, философия – знание».
Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии.
Специфической особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого ирреального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека.
Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудо, таинство и авторитет служит способом его существования. Именно вера обусловливает настроения и переживания, то или иное внутреннее состояние человека.
Однако вера не исчерпывает содержания религиозного мировоззрения. Она находит свое естественное продолжение в тех или иных догматах и определенных ритуалах, что составляет в своей совокупности религиозный культ, осуществляемый специальными религиозными институтами (церковью, сектами и т.д.).
В сознании верующего приоритетную роль играет эмоционально-чувственная компонента; рациональное является производной функцией. Вера человека связана с переживанием религиозных представлений, а порой с глубоким потрясением от того или иного культового действия.
Термин «философия» впервые ввел в обиход Пифагор, понимая под ним «любовь к мудрости», а затем Платон стал интерпретировать его как любовь к «мудрости-истине». Ибо мудрость, с его точки зрения, и состоит, прежде всего, в стремлении к познанию истины, к достижению гармонического равновесия между душой и разумом. В стремлении к такому состоянию, когда «внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, душа полагает, что так именно должно жить, пока она жива...»'
Возникновение философии характеризует новый этап в развитии духовной культуры общества, в котором начинает формироваться новое, отличное от мифологического и религиозного, отношение к окружающему миру, к самому человеку и его мышлению. Это отношение носит теперь уже не столько духовно-практический, сколько теоретический характер, что связано, прежде всего, с рефлексией.
Иначе говоря, философия возникает как распространение мысли с той или иной узкой области конкретно-научного знания на область, охватывающую мир в целом, в том числе и самое мышление, вместе с его рационализацией.
Единодушия в понимании
В своем историческом существовании философия религии являет некоторые устойчивые типы, в основе которых лежит характер целеполагания и выбор в качестве объекта тех или иных аспектов религии.
Философия религии всегда предстает
либо как философское
Философское религиоведение.
Основные объектом философского изучения религии, темой многообразных философско- исследовательских подходов к религии являются религиозные верстания.
Под верованиями подразумевается религиозное знание, причем такое, которое считается само собой разумеющимся. Верования — это то что верующие, приверженцы той или иной религии, знают о божественной реальности, о мире и о себе. Это знание лежит в основе религиозной практики и вообще действия верующих. Поэтому, как полагает современная философия религии, понятие «верования- правомерно применять и при обращении к тем религиозным традициям, где оно не употребляется.
Философское изучение религиозных верований может быть ориентировано на решение двух противоположных задач. Во-первых, прояснение и оценка религиозных верований могут приводить к выводу о противоречивости и философской несостоятельности этих верований: во-вторых, они могут быть нацелены на философское оправдание верований. В этом последнем случае философское религиоведение предстает как философская апологетика или по существу сливается с философской теологией. Стержень философского религиоведения, по крайней мере, новейшего, образует эпистемологическая проблематика. Речь идет о проблемах обоснования и оправдания религиозных верований, преимущественно теистических верований.
Эти проблемы давно находятся в центре идейных споров вокруг религии. И это неудивительно, поскольку в рамках культуры, ориентированной на определенные стандарты в постижении мира и организации социальной жизни, неизбежна постановка вопроса о соответствии этим стандартам всех видов духовной, интеллектуальной и практической деятельности. Вследствие целого ряда исторических факторов вопрос о соответствии религии утвердившимся стандартам рациональности всегда был особенно острым для европейской культуры.
В рамках проблематики обоснованности и рациональности религиозных верований возможны две основные позиции: философски аргументированное сомнение, отрицание правомерности этих верований с точки зрения разума- философское подтверждение соответствия религиозных верований принятым или новаторским стандартам рациональности. Обе эти позиции противостоят фиде-изму (утверждению безусловной правомерности содержания религиозных верований- безотносительно к оценкам разума, философского, в том числе).
Первая позиция в новейшей философии религии представлена весьма слабо. Немногочисленные критические концепции не выходят за пределы традиционных агностических воззрений. По существу после «неопозитивистской атаки» не было предложено какого-либо новаторского критического подхода.
В контексте второй позиции следует выделить две разновидности. Первая заключается в утверждениях о том, что религиозные верования и рассуждения соответствуют тем же эпистемологическим стандартам, что и другие виды знания и познавательной деятельности. Чаще всего такой подход принимает форму оправдательного эпистемологического сопоставления религии и науки.
Другая разновидность состоит в стремлении показать, что религиозные верования являются вполне обоснованными, оправданными и рациональными, даже если они не соответствуют определенным традиционно принятым философским стандартам обоснованности и рациональности религиозного знания.
Утверждения о том, что несоответствие религиозных веровании принятым критериям обоснованности и рациональности знания не означает, что эти верования следует считать необоснованными, неоправданными или иррациональными- противопоставляются традиционным воззрениям, согласно которым религиозные верования или представления правомерны и «оправданы» только в том случае, если опираются как на свидетельства в свою пользу на нерелигиозные верования и представления, считающиеся в силу тех или иных причин самоочевидными.
Другим важнейшим направлением философско-религиоведческой работы является изучение религиозного опыта. В философской литературе религиозный опыт понимается в основном как определенное состояние сознания, всей интеллектуально- эмоциональной сферы, соотносимое субъектом опыта с высшей божественной реальностью. Другими словами люди, обладающие религиозным опытом, считают причиной этого опыта божество. Поэтому философы, обращающиеся к изучению религиозного опыта, занимаются главным образом исследованием различных аспектов этого убеждения.
Все философы. обращающиеся к изучению религиозного опыта, подчеркивают “огромное”, “неслыханное”, “озадачивающее” и т.п. многообразие такого опыта. Тем не менее, сам выбор религиозного опыта в качестве объекта философского рассмотрения свидетельствует о том что предполагается существование каких-то общих характеристик, подлежащих философскому объяснению.
Объектом исследования становятся ”обычный религиозный опыт” или ”мистический опыт”. Такая типологизация религиозного опыта преобладает в современном философском религиоведении. Можно выделить следующие основные направления философского исследования обычного религиозного опыта: средства выражения религиозного опыта: вопрос о том, может ли этот опыт служить средством удостоверить существование Бога.
Индивидуальный религиозный опыт отчетливое выражение может получить только через соотнесение с наличными в данном социальном пространстве религиозными верованиями. Другими словами, верования являются по существу единственным средством интерпретации религиозного опыта. Истинность или ложность этого опыта могут быть оценены через верования. В то же время наличные верования являются важнейшим условием возникновения и воспроизводства самого религиозного опыта. Это очень существенный момент в процессе воспроизводства той или иной религиозной традиции. Исследователи в общем и целом признают роль наличных религиозных верований в возникновении и оформлении религиозного опыта.