Философия и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:05, реферат

Краткое описание

Среди различных сфер духовной деятельности человека выделяют, в частности, такие, как религия и философия. Как правило, их считают разными, хотя во многом соприкасающимися друг с другом сферами, а иногда и прямо противопоставляют друг другу.
Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии..5
Философское религиоведение……………………………………………. 7
Возникновение религии. Мировые религии современности…………….9
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

В рамках проблематики религиозного опыта особое значение для философии религии имеет проблема того, можно ли удостоверить существование Бога на основе религиозного опыта. В условиях, когда все шире распространяется убеждение в том, что бесперспективны всякие попытки доказать существование Бога, некоторые философы склонны считать, что знание о существовании Бога, а также другое, сопряженное с этим религиозное знание можно получить только посредством какого-то непосредственного сознания или интуиции, т.е. посредством опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение религии. Мировые религии современности.

 

Рассмотрение проблем  организации и функционирования религии не дает ответ на вопрос о причинах ее возникновения, существования  и воспроизводства. На этот вопрос в  истории философии давались различные ответы в зависимости от системы взглядов которой и придерживались философы. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) первым указал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы, сходные мысли высказывал и Спиноза (1632- 1677 гг.).

Широкую известность  имела анимистическая теория Эдуарда  Тейлора (1832-1917), согласно которой дикарь- философ додумался о представлении  о душе как маленьком двойнике, который мог покидать тело человека, а уже из этой веры развились представления  о загробном мире, о боге.

Зигмунд Фрейд (1856- 1939) считал невроз индивидуальной религиозностью, а религию - универсальным коллективным неврозом.

Из приведенных выше примеров мы можем сделать вывод, что какой-то одной универсальной  причины возникновения религии вывести нельзя. Следует говорить о многообразии причинных связей, исторических, структурных.

В религиоведении принято  выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические  и гносеологические детерминанты. Их обычно метаморфически называют "корнями религий". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим в конечном счете являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно  же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни  образуют те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, наркомания, мутация, смерть, угроза перерождения "Homo sapiens" и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют  гносеологическую почву - познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное"). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Одна из сложнейших проблем, встающих перед философией религии, - выделение религиозного сознания из прочих форм духовной ориентации человека в мире. Нужно начать рассмотрение этой проблемы с обнаружения сходств и различий между религией и наукой, религией и искусством, религией и моралью. Эта проблема вызывает острейшие споры среди специалистов, многие из которых убеждены в невозможности такого универсального определения религии, которое охватило бы собой колоссальное многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру, "гносеологический" подход к религии, считающий ее основным признаком веру, не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается с немалыми сложностями в попытке отличить собственно религиозные верования от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм, национальное превосходство и пр.).

Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира, которая дошла до нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией Моисея, по имени вождя еврейских племен.

Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религий которая  возникает в 1-ом тысячелетии н.э. как результат соперничества  между брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом.

Даосизм представляет собой более традиционную форму религии, со своими храмами и книгами, с иерархической прослойкой жрецов. Это была магическая форма религии, в том смыслит что магические действия и заклинания составляли ее основу.

Древнейшей мировой  религией является буддизм, возникший в V в. до н.э. Число исповедующих данную религию сегодня составляет несколько сотин миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное учение с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного целомудрия и т.д. Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие. Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения.

Христианство - самая распространенная на сегодняшний день религия, ее приверженцами являются более миллиарда человек, то есть примерно 20% населения земного шара. В центре христианского вероучения- богочеловек Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение. Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завете, излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает человечество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Возражение: религия, дескать, отличается от философии тем, что, помимо теории, в религии есть ещё и  практика непосредственного общения  с Богом.

То есть, говоря другими  словами, философствовать, мол, - это, конечно, очень здорово, но главное всё-таки – ходить в церковь. Ах, какие же мы всё-таки ещё материалисты! Как глубоко сидит в нас материалистическая парадигма о том, что “дух” – это иллюзия, а материя – это реальность.

Я не отрицаю принципиально непосредственного общения с Богом в таинствах, “подвижничестве” или различных медитативных практиках. Но почему, собственно, считается, что в мышлении о Боге не происходит непосредственного общения с Богом? Тем более что Бог нематериален… Имяславцы, как известно, утверждали, что в имени Божьем непосредственно присутствует сам Бог. Почему бы не предположить, что в мысли о Боге непосредственно присутствует сам Бог?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.Учебник В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян «Философия учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования»/Москва/ИНФРА-М/1999г.

2.Учебник А.К. Рычков,Б.Л. Яшин «Философия»/Москва/Гуманитарный издательский центр Владос/2004г.

3.Учебник под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова «Философия»/Москва/ТОН/1996г.

 




Информация о работе Философия и религия