Проблема жизни человека у Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:57, реферат

Краткое описание

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI--III вв. до н.э. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Наиболее влиятельной доктриной являлось конфуцианство. Родоначальник Конфуций защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем -- "сыном неба".

Оглавление

Введение 2
1. Общие положения о конфуцианстве 2
1.1 Основные концепции Конфуцианства 2
1.2 Ли - надлежащие нормы поведения 6
2. Общие положения учения Конфуция о человеке 10
2.1 Природа человека 10
2.2 Значение воспитания для становления благородной личности 11
2.3 Благородность как основное качество правителя 13
3. Позднее конфуцианство о человеке 15
Заключение 16
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

Однако, если отвлечься от утопичности надежд Конфуция на этическую трансформацию человечества, то надо признать, что концепция "совершенного мужа" в качестве главного действующего лица социального общения обогатила категорию ли целым рядом дополнительных значений, на которых и хотелось остановиться, и продемонстрировать их на конкретных примерах из произведений конфуцианских философов.

У самого Конфуция в его  изречениях, содержащихся в книге  Лунь юй, примеры с категорией ли могут быть поделены на две части: первая - ли и индивидуальность, вторая часть - ли и его общественные функции. Если говорить о первой части, то здесь надо преже всего отметить, что именно с помощью "надлежащих норм поведения" осуществлялось становление личности тех, кто ставил себе задачу превратиться в "совершенных мужей". Другой путь отсутствовал. Так и говорится в сентенции Конфуция, завершающей Лунь юй: "Не зная веления судьбы, нельзя стать совершенным мужем, не зная надлежащих норм поведения, невозможно осуществить становление личности". Именно поэтому Учитель столь настоятельно рекомендовал своим ученикам, включая собственного сына, изучать Ритуальную литературу. Вторая примечательная черта персонального контекста категории ли, единство ее с гуманностью - жэнъ. Самый знаменитый пример на эту тему - формулу кэ цзи фу ли ("преодолей самого себя, обратись к надлежащим нормам поведения") - уже упоминалось выше. Но есть и другие, весьма убедительные примеры. Конфуций применительно к индивидуальности рассматривал гуманность как первичное качество, тогда как ли выступало в функции ее общественного оформления. Если не было содержания, то не могло быть и оформления. Поэтому Конфуций полагал, что если у человека отсутствует гуманность, то никакого разговора применительно к нему о надлежащих нормах поведения, равно как и надлежащей музыке просто и быть не может. Вместе с тем ли нельзя рассматривать в качестве простого внешнего оформления. Отсутствие ли у человека могло привести ко многим нежелательным эффектам, нарушающим как внутренний мир человека, так и социальный порядок. Рассматривая различные характеры людей, не усвоивших правила поведения, вытекающие из ли, Конфуций пришел к следующему выводу: почтительный человек без надлежащих норм поведения становится просто трусом, отважный, не усвоивший ли, превращается в бунтаря, а прямой без надлежащих норм поведения становится грубияном.

Среди общественных функций  ли на первом месте безусловно стоит ли как средство управления. Конфуций хорошо понимал, что современное ему управление государством связано с большими жестокостями по отношению, прежде всего, к простому народу. Благородной, хотя и явно утопической, мечтой луского мудреца было реформирование государственного управления в целях его гуманизации. По мнению Конфуция, если управлять народом при помощи только административных методов и сдерживать его при помощи наказаний, то при таком управлении народ начинает уклоняться и теряет стыд. Если же управлять народом посредством благой силы Дэ и сдерживать его при помощи ли, то есть надлежащих норм поведения, то при таком управлении народ сохраняет стыд и, как выражался Конфуций, может быть "введен в рамки". В этих рассуждениях остается непонятным один момент: что представляет собой управление посредством благой силы Дэ. Конфуций дает ему достаточно четкое и образное разъяснение: управление посредством благой силы Дэ представляет собой аналог того, что происходит на небесной тверди, где в центре находится полярная звезда, как бы олицетворяющая собой высшую политическую власть, тогда как остальные звезды располагаются и вращаются вокруг нее.

 

2. Общие положения  учения Конфуция о человеке

2.1 Природа человека

Древнекитайский мыслитель  Кун-цзы (Конфуций - 551 - 479 до н.э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке - показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением "Лунь-юй" (Беседы и высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы) Кун.

Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой - человек занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей. Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории - дао (истинный путь) и дэ (одаренность) - также используются в "Лунь-юй" без обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.

Обсуждать вопрос о природе  человека, как свидетельствует "Лунь-юй", Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: "По своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга".

Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным статусом в зависимости от моральных  качеств, которым он приписывает  надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: "жэнь" - гуманность, человеколюбие; "синь" - искренность, прямота, доверие; "и" - долг, справедливость; "ли" - ритуал, этикет; "чжи" - ум, знание.

Основа человеколюбия - "жень" - "почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям", "взаимность" или "забота о людях" - основная заповедь конфуцианства. "Не делай другим того, чего не желаешь себе".

Конфуций обращается к  доверию (Синь) как к политической и нравственной категории. "Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать  экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в  соответствующее время. Идею Доверия  он проводит сквозь все свое учение.

Все эти начала опираются  на знания в конфуцианском смысле. Имеются в виду не теоретические  знания, а знания правил поведения  с обязательным применением из на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать - "значит знать людей". Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым обладают те, кто непосредственно общается с природой - земледельцы, ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко: "Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто приобрел знание благодаря учению". Учение у Конфуция должно обязательно дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую ученость с книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в конфуцианстве авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда высок, на первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе. Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению.

2.2 Значение воспитания  для становления благородной  личности

Применяются конфуцианские  знания по правилам этикета, без которых  их использование не будет "правильным", а человеческое поведение окажется нерегулируемым. Задача воспроизведения норм возлагается на самого человека: "Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие…Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?" Так гуманность связывается с ритуалом, причем человек должен приложить определенные усилия, чтобы преодолеть себя, включиться в систему отношений, регулируемых правилами этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом без дополнительных усилий, то есть стать "благородным мужем" (Цзюнь-цзы).

Все это указывает на необходимость  воспитания, предусматривающего деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным. Но это не означает отказа от ответственности. Скорее речь идет об уравновешенности того и другого, ибо естественность обеспечивает проявление искренности: "После того как воспитанность  и естественность в человеке уравновесят  друг друга, он становится благородным  мужем".

Таким образом, создавая концепцию  ритуальной формы организации общества, Конфуций выводит ритуал из предфилософской мировоззренческой традиции. Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает его к условиям классового общества. Ритуал как слово, музыка и движение становиться у Конфуция главным способом теоретического и практического воплощения своих идей среди верхов и низов.

Осуществляя ритуализацию политики, нравственности, семейных отношений, Конфуций замечает еще одну силу, способствующую успеху Ритуала, - культ предков. Их имеет каждый из живущих людей. Семейные узы самые крепкие и искренние  среди всех прочих отношений. Конфуций и здесь стремиться осуществить  ритуализацию, находя в почитании  предков как основы политических устоев, так и морали.

Как же увязываются между  собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости  определенных действий, чтобы стать  благородным мужем, и социальной иерархией в зависимости от моральных  качеств? Логично допустить, что  каждый человек способен стать благородным  мужем. Но как тогда быть с неизменным социальным расслоением?

Дело в том, что природа  человека в китайской традиции включает в себя как бы два уровня: врожденные качества и способность к самосовершенствованию. Человеку мало обладать некоторыми качествами, надо еще уметь их применить, сконцентрировав волю и регулируя свое поведение.

По-видимому, Конфуций имеет  в виду именно такую трактовку  природы человека. Тогда становится понятным, как при сходстве врожденных качеств люди оказываются представителями  различных слоев, определяемых моральным  статусом.

Поскольку способности людей  регулировать свое поведение признаются различными от природы, каждому слою предъявляются особые требования и  предписываются различные правила  поведения. Конфуций связывает общественное положение человека не с богатством или знатностью, а с его моральной  характеристикой. Конфуций дает развернутый  образ человека, соответствующего конфуцианским  моральным заповедям. Это цзюнь-цзы ("благородный муж"), которому противопоставляется "низкий человек". Низкий человек не обладает должным знанием, поэтому его поведение не регулируется этикетом. "Кун-цзы сказал: Благородный муж боится трех вещей: он боится неба, великих людей и слов совершенно мудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека". Низкий человек оказывается негуманным, т. е. неспособным правильно вести себя с людьми. "Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые бы обладали человеколюбием". Гуманность остается прерогативой благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом: иначе все дела расстроятся.

2.3 Благородность  как основное качество правителя

На благородного мужа Конфуций возлагает ответственность за поддержание  порядка в Поднебесной. Исходя из этого, особое значение Конфуций придает  описанию правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться  в людях, отличать достойных от недостойных  и управлять ими, подавая хороший  пример. Отвечая на вопрос о том, следует ли убивать людей в  целях улучшения управления государством, Конфуций заявил: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер".

Конфуций не объясняет, откуда берется достойный правитель. По всей вероятности, он считает его  таким же проявлением всеобщей закономерности, как и любую вещь в природе. Из контекста ясно, что подобный талант нельзя сформировать, но его  можно выявить, чтобы человек, обладающий им, занял подобающее место в государстве. Отсюда своеобразие системы экзаменов  на должность, предусматривающих лишь отбор наиболее достойных, но не воспитание или обучение их.

Правитель может стать  благородным мужем, если соответствует  определенным требованиям. При этом Конфуций подчеркивает, что власть должна находиться в руках верховного правителя, "сына Неба", а не сановников, ибо он несет ответственность  за поддержание естественного хода вещей, что и обеспечивает государственную  стабильность. "Когда в Поднебесной  царит дао, ритуал, музыка, (приказы) на карательные походы исходят от сына неба… Когда в Поднебесной царит дао, то правление уже не находится в руках у сановников. Когда в поднебесной царит дао, то простолюдины не ропщут". Идеальное правление не находится в зависимости от того, какие государственные мероприятия осуществляет правитель, а от того, что представляет он собою и как он себя ведет: "Если личное поведение тех, (кто стоит на верху), правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, (кто стоит наверху), неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется". В идеале такая форма правления не связана с преднамеренными действиями. Управление осуществляется как бы само собой.

Итак, идеальную форму  правления Конфуций связывает с  поддержанием естественного и неизменного  порядка вещей через недеяние (увэй) достойного правителя, одним лишь своим поведением восполняющим недостающие звенья всеобщих связей в соответствии с дао, избегающего частных намерений и надуманных действий. В этом - близость мировоззренческих основ Конфуция и даосизма, хотя по ряду вопросов эти учения были антиподами.

Информация о работе Проблема жизни человека у Конфуция