Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать учебное время студентов-психологов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.На основе анализа литературы изучить социально-организационную специфику обучения в вузе студентов-психологов.
2.Рассмотреть досуг студентов-психологов, а также проблему здорового образа жизни в студенческой среде.
3.Провести исследовательскую работу по анализу учебного времени студентов-психологов.
5.На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 5
1.1.Социально-организационная специфика обучения в вузе студентов-психологов 5
1.2.Досуг студентов-психологов. Проблема здорового образа жизни 9
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 13
2.1.Методика и организация исследования 13
2.2.Анализ результатов исследования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Приложения 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 5
1.1.Социально-организационная специфика обучения в вузе студентов-психологов 5
1.2.Досуг студентов-психологов. Проблема здорового образа жизни 9
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 13
2.1.Методика и организация исследования 13
2.2.Анализ результатов исследования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Приложения 28
ВВЕДЕНИЕ
«Анализ учебного времени студентов-психологов» - одна из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема исследования становится сегодня крайне актуальной. Как известно, эффективность самой учебной деятельности в немалой степени зависит от организации студенческого досуга. К сожалению, само понятие «студенческая жизнь» в последние годы претерпело не самые лучшие изменения. В более благополучные в социально–экономическом плане периоды у студентов было больше свободного времени, и они могли реально потратить его не только на самообразование и профессиональную самоподготовку, но и на реализацию своих талантов во внеучебной и досуговой деятельности. Заметим, что такая проблема в определенной мере актуальна почти для всех психологических учебных заведений, поскольку в целом внимание к гармоничному развитию студентов заметно поубавилось как со стороны нынешнего режима, так и со стороны многих преподавателей [4,c.34]. Буйный «расцвет» молодежной прессы и телевидения почти не компенсирует отсутствия такого внимания, тем более, что современные средства массовой информации пронизаны социальной «фальшью» и «продажностью», тогда как студентам–психологам все–таки требуется живое человеческое общение, заинтересованное и спокойное обсуждение их учебно–профессиональных, жизненных и личностных проблем [9,C.69].
К сожалению, как показывают многочисленные исследования, студенты весьма пренебрежительно относятся к собственному здоровью. Сердечно-сосудистые и желудочно–кишечные заболевания, оказываются в студенческой среде почти нормой. Отдельно можно выделить проблему алкоголя и курения. Если распорядок учебной аудиторной деятельности определяется учебным заведением, то остальное организуют сами студенты [7,C.180].
Те студенты, которые отличаются хорошим конструктивным мышлением и успешным обучением в вузе, гораздо реже обращаются за помощью в студенческую поликлинику. К тому же они более удовлетворены своим здоровьем, реже попадают в опасные ситуации, пропускают занятия по болезни и имеют меньше проблем, связанных с перееданием и приемом наркотиков и алкоголя, — свидетельство того, что они ведут более здоровый образ жизни, в отличие от своих сокурсников, ведущих нездоровый образ жизни и плохо учащихся.
Распорядок жизни студентов, и в частности такие его элементы, как упорядоченность, организованность, систематичность, дисциплинированность, являются важным условием успешной учебной деятельности в вузе [11,c.96]. Студенты, которые плохо учатся, в основном тратят свое время на развлечения, не высыпаются, что сказывается на снижении умственной работоспособности.
Актуальность нашего исследования определила цель и задачи работы.
Цель исследования - проанализировать учебное время студентов-психологов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.На основе анализа литературы изучить социально-организационную специфику обучения в вузе студентов-психологов.
2.Рассмотреть досуг студентов-психологов, а также проблему здорового образа жизни в студенческой среде.
3.Провести исследовательскую работу по анализу учебного времени студентов-психологов.
5.На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.
Объект исследования – студенты факультета психологии и педагогики.
Предмет исследования – учебное время студентов факультета психологии и педагогики.
Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1.ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1.Социально-организационная специфика обучения в вузе студентов-психологов
Попадая в вуз, для студента возникает непростая ситуация, требующая от него готовности к перестройке своей учебной деятельности.
С самого начала студент становится представителем («репрезентантом») особой социальной группы — студенчества. В большинстве случаев он к этому себя заранее готовит морально и вполне осознает свой новый социальный статус. Студент фактически осваивает не только «учебно-профессиональную деятельность», но и весь студенческий образ жизни (и образ мысли), каким он представляется на уровне общественного сознания. Естественно, по мере своего обучения в вузе и пребывания в студенческой среде, у него постепенно меняется представление об образе студента, одновременно меняется представление и о самом себе как «настоящем» или «не настоящем» студенте [3,C.206].
Вузовское обучение, по сравнению со школьным, имеет более прагматическую направленность, больше приближенную к предстоящей практической, производственной деятельности (включая и производство новых знаний в работе психолога-исследователя). В школе «прагматизм» часто выражается в подготовке к поступлению в вуз, хотя в действительно хороших школах это может быть и формирование готовности учащегося сориентироваться в окружающем мире и в мире будущего профессионального труда (формирование «смысловой картины мира» — по А.Г. Асмолову) [5,C.36]. Между тем необходимо отметить, что реально далеко не все выпускники школ, ставшие студентами-психологами, по-настоящему сориентировались в окружающем социальном мире, поэтому процесс построения своего видения «смысловой картины мира» продолжается и в вузе.
Замечено, что чем более определенная профессиональная перспектива сформирована у студента (чем лучше он представляет, зачем и «как могут понадобиться ему знания для будущей работы»), тем лучше он учится. И.А. Зимняя отмечает в связи с этим: «Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно — неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе» [10,C.26].
Важное отличие вузовского образования от обучения в школе — наличие у студента большого количества свободного времени [12,c.89]. Точнее, не просто «свободного» (старательному студенту реально приходится трудиться не меньше старшеклассника), но времени, не контролируемого со стороны различных педагогов, воспитателей и тем более родителей. У студента-психолога, в частности, появляется реальный «соблазн» использовать это время совсем не в учебных целях и даже не в целях личностного развития. В условиях «рыночной жизни» все это усугубляется для некоторых студентов необходимостью серьезно «подрабатывать» на стороне, затрачивая на это немалую часть своих душевных сил и талантов. Поэтому умение планировать свое время, а также планировать свои душевные и физические «затраты» становится важнейшим условием «успеха» в учебно-профессиональной деятельности студента-психолога.
Нередко для студента возникает проблема карманных денег для того, чтобы органично включиться во многие студенческие «забавы» и приобщиться к традиционным молодежным «радостям жизни». В итоге студенту приходится делать серьезный выбор, что для него важнее, стать специалистом и на какое-то время отказаться от многих, «радостей студенческой жизни» или же не обманывать себя и относиться к учебе как к «временному неудобству». В каком-то смысле это своеобразная проверка воли будущего специалиста, поскольку и в реальной работе (а не только в учебной деятельности) умение пересиливать свои «страсти», «влечения» и «капризы» будет важнейшим условием и профессионального, и жизненного успеха [14,C.16-17].
Важнейшей особенностью обучения в психологическом вузе является возможность (и даже необходимость) самостоятельно выбирать и посещать некоторые курсы и спецкурсы (по выбору).
Важнейшей организационной особенностью обучения в психологическом вузе является «пестрота» и многоплановость всей студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой (читать материал, который может и не пригодится в ближайшее время), пытаться освоить дисциплины, которые также могут и не понадобиться при сдаче экзаменов, и при этом активно участвовать в студенческой жизни, вести так называемую «культурную жизнь» (театры, концерты, музеи) и т.п. Важно при этом не «запутаться», не «разбросаться. Здесь можно сказать о проблеме выделения главных, приоритетных направлений, в основе которых лежит значительная цель или идея, которой должно подчиняться все остальное. Для студента-психолога ситуация может осложниться тем, что он еще находится в поиске такой идеи или смысла. Но, как известно, «процесс поиска смысла уже сам по себе является смыслом», тем более, что и в дальнейшем психологу постоянно придется «переосмысливатъ» то, что недавно казалось таким ясным и понятным [8,C.43].
Особенность вузовского обучения предполагает существенное переструктурирование всей мыслительной деятельности студента.
В частности, специалисты, изучающие учебную деятельность студентов, отмечают, что «студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию» [13,C.69].
Для части студентов возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии или проблема проживания в снимаемой квартире (комнате). Для многих студентов во всем мире это нормальное явление. Главное здесь — сохранение чувства собственного достоинства, а в основе такого чувства — увлеченность своим любимым делом, психологией и какой-то более близкой для студента психологической проблемой в частности. Увлеченный человек всегда вызывает уважение даже у людей, далеких от культуры.
С.И. Гессен выделил также следующие основные «свойства университета».
Совокупность реализованного в нем научного знания. Ведь именно системность и «полнота представленного в университете знания отличает университет от всех других высших школ», что и делает его «подлинно научной школой»;
Свобода преподавания и учения. Что предполагает не только право преподавателя читать свои «индивидуальные» (авторские) курсы, «не совпадающие ни со специализацией, ни с энциклопедичностъю», но и право для студента «выбирать из массы ежегодно предлагаемых университетом курсов те, которые независимо от предписанности учебными планами отвечают его научному интересу». «Наличие нескольких преподавателей одной и той же науки и свободный выбор учащимися учителя характеризует дух университетского учения… ничто не противоречит больше идее университета, как система бюрократического управления и опеки со стороны государства», — писал С.И. Гессен.
Самоуправление и самопополнение. «Сюда входят не только право самоуправления в узком смысле (определение предметов преподавания, учебных планов, основания учебно-вспомогательных учреждений, избрание органов управления), но и право самопополнения (избрание профессоров и преподавателей, наделение учебными степенями)» [17,C.99-101].
1.2.Досуг студентов-психологов. Проблема здорового образа жизни
Студенческая жизнь - это не только учебный процесс. От того, насколько ярким содержательным будет период пребывания студентов в ВУЗе, во многом зависит вся последующая профессиональная и общественная жизнь выпускников.
Молодежь действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально-демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т. д. Однако это внешняя сторона, характерная не для всей молодежи в целом [6, C.8].
Одним из ведущих факторов творческого развития молодежи, реализации способностей, расширения диапазона интересов является досуг. «Досуг» в переводе с латинского языка, означает «быть свободным», с французского – «быть разрешенным», с греческого – «серьезная деятельность без давления необходимости», а в энциклопедическом словаре А. М. Прохорова «досуг» переводится, как часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат [2,C.89]. В рамках досугового времени молодые люди восстанавливают свои психические, интеллектуальные и физиологические возможности. Досуг может, как стать стимулом для развития личности, так и превратиться в силу, калечащую, деформирующую сознание и поведение человека, ограничивающую духовный мир, что может привести молодого человека к пьянству, наркомании и другим формам асоциального поведения.
Культура досуга – это, прежде всего внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время [16,C.56].
В связи с этим актуальна проблема здорового образа жизни студентов. Здоровый образ жизни чаще понимается как образ жизни, включающий
поведение или действия людей, направленные на сохранение или улучшение
своего здоровья. Выделяются такие критерии здорового образа жизни, как гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды [15,C.16]. (Лисицын Ю.П., Полунина Н.В., Савельева Е.Н., Соковня-Семенова И.П., Изуткин А.М., Царегородцев Г.Ц.,).
Большинство авторов считают, что приверженность вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, игромания, курение и т.д.) носит социальный и социально-психологический характер. Складывается система прочных патологических связей между больным и его окружением, прежде всего - его семьей, которая принимает характер особой стойкой деформации поведения и психоэмоционального состояния членов окружения - супругов, детей, родителей.