Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать учебное время студентов-психологов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.На основе анализа литературы изучить социально-организационную специфику обучения в вузе студентов-психологов.
2.Рассмотреть досуг студентов-психологов, а также проблему здорового образа жизни в студенческой среде.
3.Провести исследовательскую работу по анализу учебного времени студентов-психологов.
5.На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 5
1.1.Социально-организационная специфика обучения в вузе студентов-психологов 5
1.2.Досуг студентов-психологов. Проблема здорового образа жизни 9
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 13
2.1.Методика и организация исследования 13
2.2.Анализ результатов исследования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Приложения 28
И, наконец, вопрос 14: «Как вы считаете, абсолютно здоровая нация это: а) иллюзия б) реальность»? показал следующие результаты.
Среди опрошенных студентов – юношей 71 % (20 человек) считают, что абсолютно здоровая нация – этот иллюзия, 29% опрошенных юношей (8 человек) считают это реальностью. Что касается ответов девушек- студенток, они распределились следующим образом, также большинство 91% (20 человек) считают абсолютно здоровую нацию – иллюзией и 9% девушек (2 человека) – реальностью.
Отсюда очевидно, что большинство студентов считает — абсолютно здоровая нация это иллюзия.
Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни студентов-психологов, да и всего населения лежит преимущественно в области социальных и экономических отношений в стране. Доступность или недоступность для массы учреждений досуга, в том числе учреждений социально-культурной сферы (театры, библиотеки, выставочные залы и т.п.) также играют свою не последнюю роль в том, какой образ жизни будет вести молодое поколение. У нас же в стране наблюдается тенденция «сбросить» учреждения культуры с бюджета и передать их в частные руки. Очевидно, что без преодоления трудностей в экономической сфере и решения проблем занятости в молодежной среде, едва ли нынешнее российское общество решит проблему формирования здорового образа жизни в сфере подрастающего поколения. Вместе с тем, ясно также и то, что мер только в этих направлениях (экономическом и социальном в узком смысле) было бы явно недостаточно для решения интересующей нас проблемы.
Далее, для изучения саморегистрации рабочего времени студентов-психологов, нами также была использована методика анкетного опроса (см. Приложение 2).
Актуальность анализа рабочего времени студентов психологов вызвана тем, что умение эффективно организовывать свое время, умение искусно согласовывать свои действия с действиями окружающих для выполнения поставленных задач в наши дни – одна из важнейших составляющих образа жизни студентов.
По поводу самоорганизации респондентов можно отметить, что всего лишь 5% респондентов по истечении дня не только хорошо представляет, где, сколько и почему было потеряно время, но и изыскивает приемы сокращения потерь в тех же самых местах или ситуациях. 12% стараются использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного, но не всегда получается в силу личных причин (например, упадка сил, настроения), 57% опрошенных вообще не устремляются к этому, так как считают, что не нужно быть мелочным в отношении времени.
27% опрошенных считают, что своевременность – это один из важных показателей их умения работать, это своего рода триумф организованности. Однако кое-что им не всегда удается выполнить вовремя. Предпочитают поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок всего лишь 4% респондентов.
А на вопрос "Как Вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, знакомых, родственников, приятелей и т.д.?" 71% респондента ответили, что они хозяева своих записных книжек: как хотят, так и ведут записи номеров телефонов, фамилий, имен. Если понадобиться чей-то номер телефона, то обязательно найдут его и лишь 10% опрошенных используют общепринятую систему – в соответствии с алфавитом записывают фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работы, должность). Но не нужно забывать, что упорядоченная, любая хорошо спланированная деятельность ведет к сокращению времени, а неупорядоченная - к его расточительности.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что студенты факультета психологии и педагогики ОМГПУ испытывают нехватку и дефицит времени. Главной из причин является неэффективное распоряжение рабочим временем, отсутствие четкой системы самоорганизации. Таким образом, изучив особенности использования рабочего времени студентов - психологов, можно говорить о том, что большинство научных работ написаны об использовании рабочего времени в организациях, предприятиях, государственной структуре, а в высших учебных заведениях эта проблема еще изучена недостаточно и требует дальнейшего изучения. Этому направлению еще предстоит богатое научной и практически ценной информацией будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, студенческий возраст можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и умственных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Вот почему организация учебного времени студентов-психологов становятся для них основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией [1,C.47].
У студентов, ведущих здоровый образ жизни, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше решительных, настойчивых людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, собранность, добросовестность. Они успешно взаимодействуют в деятельности, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры [24,C.60].
Нами было проведено исследование по анализу учебного времени студентов-психологов г. Омска (учебное учреждение – ОМГПУ). В результате мы получили следующие результаты. Большинство студентов имеют вредные привычки. Современная молодежь не занимается спортом, не соблюдает режим рационального питания, труда и отдыха. Не у всех есть возможность посещать спортивные секции и спорт-залы, хотя студенты положительно относятся к ведению здорового образа жизни, между тем абсолютно здоровая нация для большинства опрошенных – это иллюзия.
Что касается, исследования саморегистрации рабочего времени студентов-психологов, результаты показали, что рабочее время студентов-психологов ОМГПУ используется неэффективно. Главной из причин больших потерь рабочего времени является неэффективное распоряжение рабочим временем, отсутствие четкой системы самоорганизации.
Эффективное использование учебного времени студентами-психологами заключается в анализе и целенаправленном распределении времени студентами для саморазвития посредством учебной деятельности.
Причины дефицита времени у студентов в основном связаны:
1. Переутомление в связи с подработками или работой
2. Чрезмерная загруженность
3. Неверная расстановка приоритетов в учебе
4. Неумение планировать учебное время
Ежедневное планирование учебного времени для студента – важная ступень в реализации поставленных перед ним целей [22,C.66]!
Таким образом, выделим основные правила грамотного распределения учебного времени студентами-психологами.
1.Находите время для размышлений, это – источник силы.
2. Находите время для чтения, это – основа знаний.
3. Находите время для учебы, это – условие успеха [26,C.329].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Архангельский, Г. А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы / Г. А. Архангельский. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 441 c.
2.Багирова, М. Цена времени / М. Багирова // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - N 10 (октябрь). - С.88-91.
3.Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М. : Альфа-М, 2003. - 351 с.
4.Васильева, О.С.Культура здоровья студентов - стратегическая задача кафедры физической культура вуза//Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий:Сб.науч.тр./Под ред.Ю.И.Евсеева, Б.А.Кабаргина.- Ростов н/Д:Изд-во РГУ, 2010.- С. 34-36.
5.Вачков, И.В. Введение в профессию психолог/ И.В.Вачков.- М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 464 с.
6.Выдрин, В.М.Физическая культура студентов вузов: Учебное пособие/ В.М.Выдрин, Б.К.Зыков, А.В.Лотоненко.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008.- 128 с.
7.Давлетшин, Ш. Ш. Образ жизни и здоровье студентов как целевые ориентиры физической культуры // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 13, N 1. - С.180-183.
8.Долматов, Г. Г. Сенситивность студенческого возраста для гармонизации образа жизни/ Г. Г. Долматов, К. В. Трофимов // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 2. - С.43-44.
9.Евсеев, Ю.И. Оособенности интеллектуальной деятельности студентов// Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий:Сб.науч.тр./Под ред.Ю.И.Евсеева, Б.А.Кабаргина.- Ростов н/Д:Изд-во РГУ, 2010.- С.69-75.
10. Зимняя, И.А.Педагогическая психология/ И.А.Зимняя.- М.:Изд-во МПСИ, МОДЭК, 2010.- 448 с.
11.Казначеева, С. Н. Студенческий возраст и организация познавательной деятельности: дайджест/ С. Н. Казначеева // Психология обучения. - 2007. - N 5. - С. 96-97.
12.Канев, В. А. Структура направленности личности студента на здоровый образ жизни / В. А. Канев // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 1. - С.89-91.
13.Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию/ В.Н. Карандашев.- М.: Смысл, 2006. - 288 с.
14.Коваленко, Т.Г. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов:Учебное пособие/ Т.Г.Коваленко, Е.Л.Смеловская, Л.В.Агафонова. -Волгоград: Издательство ВолГУ, 2010.- 92 с.
15.Красноперова, Н. А. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента // Теория и практика физической культуры. - 2005. - N 6. - С. 16-19.
16.Кривошеина, И. В. Формирование у учащейся молодежи ценностей здорового образа жизни // Среднее профессиональное образование. - 2009. - N 4. - С. 56-58 .
17.Кропачева, Н. Опыт воспитания социальной активности студентов / Н. Кропачева, Т. Нескорова // Высшее образование в России. - 2007. - N 11. - С.99-101.
18.Кушманова, В. П. Здоровый образ жизни как эффективный фактор взаимосвязи духовных и физических качеств личности студентов // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2007. - N 23. - С. 186-190.
19.Мануйленко, Э. В. Индивидуальные программы по формированию у студентов здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 2. - С.44-46.
20.Медико-биологические аспекты охраны здоровья студентов/Под ред.В.Г.Николаева.- Красноярск:Изд-во КГУ, 2008. -148 с.
21.Наскалов, В. М. Физическое воспитание студентов вузов на современном этапе // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки. - 2008. - N 11. - С.105-109.
22.Перевощикова, Г. С. Социально-культурные практики в основе организации воспитательного процесса в вузе / Г. С. Перевощикова // Психология в вузе. - 2010. - N 5. - С.66-75.
23.Пономарев, В. В. Технология формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 70-74.
24.Рахимова, Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов / Р. Рахимова // Высшее образование в России. - 2005. - N 2. - С. 60-66.
25.Стасенко, В.Г. Профессия психолог в современном мире/ В.Г. Стасенко. - Воронеж: МИКТ, 2011. - 60 с.
26.Энциклопедия студента / Сост. И.Н. Кузнецов. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - 576 с.
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемый респондент, Вам предлагается заполнить анкету для исследования на тему «Отношение студентов-психологов к формированию здорового образа жизни». Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Все Ваши ответы будут использованы только в данном исследовании, конфиденциальность гарантируется.
1.Ваш пол:
а) мужской;
б) женский
2.Ваш возраст: _____ полных лет
3. Имеете ли Вы вредные привычки?
а) да
б) нет
4.Как вы проводите свое свободное время?
а) сижу, дома смотрю телевизор
или играю в компьютерные игры
б) иду гулять с друзьями
в) занимаюсь спортом;
г) у меня нет свободного времени.
5.Вы соблюдаете правильный режим питания?
а) да в) как получится
б) нет
6.Как часто вы делаете утреннюю зарядку?
а) каждый день в) никогда
б) раз в два дня
7.Занимались ли вы когда-нибудь каким-либо видом спорта, посещали спортивную секцию (Если да, то каким?)
а) да____________________________
б) нет
8.Когда вы в последний раз занимались спортом?
а) вчера в) месяц назад
б) неделю назад г) не помню
9.Если бы вы могли начать свою жизнь сначала, хотели бы заниматься каким-нибудь видом спорта?
а) да, конечно в) зачем мне это нужно?
б) скорее всего, нет г) затрудняюсь ответить
10.Как вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в учебе
а) да в) затрудняюсь ответить
б) нет
11.Можете ли вы себе позволить посещение различных спортивных секций, залов, бассейна и т.д.
а) могу, регулярно посещаю