Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать учебное время студентов-психологов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.На основе анализа литературы изучить социально-организационную специфику обучения в вузе студентов-психологов.
2.Рассмотреть досуг студентов-психологов, а также проблему здорового образа жизни в студенческой среде.
3.Провести исследовательскую работу по анализу учебного времени студентов-психологов.
5.На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 5
1.1.Социально-организационная специфика обучения в вузе студентов-психологов 5
1.2.Досуг студентов-психологов. Проблема здорового образа жизни 9
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 13
2.1.Методика и организация исследования 13
2.2.Анализ результатов исследования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Приложения 28
Этот социально-психологический феномен носит название созависимости и требует специальных мер для его коррекции и устранения (С.В. Береин, Н.Н. М Битти, Б.С. Братусь, Н.Н. Иванец, К.С. Лисецкий, А.А. Мейроян, В.Д. Москаленко, Э.Г. Эедемиллер) [21,C.105].
Формирование здорового образа жизни студентов психологов детерминировано рядом социально-психологических факторов: социокультурных, социально-групповых, внутрисемейных и личностных. Социально-психологические факторы и условия формирования здорового образа жизни образуют многоуровневую систему, содержательно определенную спецификой влияния со стороны семьи, референтных групп сверстников, целенаправленных воздействий педагогического коллектива колледжа и современного состояния массового сознания (господствующих идеалов, норм, ценностей) в сфере здорового образа жизни [23,C.70].
Здоровый образ жизни студентов проявляется в наличии позитивных представлений и реализации здорового образа жизни на практике, может быть определен критериями его сформированности в показателях мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и эмоционально волевого компонентов здорового образа жизни:
- Сформированность здорового образа жизни студентов может быть определена на мотивационно-ценностном уровне через показатели: знания о здоровье и здоровом образа жизни, осознание социальной значимости здоровья и здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенических норм, наличие вредных привычек, готовность к овладению умениями и навыками ведения здорового образа жизни, потребность в самоактуализации.
- Содержательно-операционный критерий сформированности здорового образа жизни характеризуется следующими показателями: позитивное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, применение знаний о здоровом образе жизни, овладение умениями по формированию здорового образа жизни, сознательные, целенаправленные действия на благо здоровья, организация двигательной активности, питания, режима труда и отдыха.
- К показателям эмоционально-волевого критерия сформированности здорового образа жизни относятся: готовность достигнуть высоких результатов в укреплении здоровья, способность к самоорганизации и мобилизации сил для принятия правильных решений, содействующих сохранению здоровья, эмоциональная устойчивость.
На уровне личности студента-психолога здоровый образ жизни детерминирован сформированностью таких социально-психологических качеств как: социализированность, ответственность, способность к самоконтролю, самопринятие, чувство благополучия, ориентация на социальный облик и создание хорошего впечатления, ориентация на свое развитие, духовность, увлеченность, значимость семейной жизни, интеллектуальная эффективность, креативность и андрогинность [19,C.44-46].
Таким образом, единственный путь, ведущий к здоровому образу жизни молодых будущих специалистов, - это изменение отношения студентов-психологов к своему здоровью. Для этого нужно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать к этому усилия [18,C.186].
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1.Методика и организация исследования
В работе нами было проведено исследование по анализу учебного времени студентов – психологов. Здесь мы выделили две составляющие: проблема формирования отношения к здоровому образу жизни студентов и саморегистрации рабочего времени.
Умение эффективно организовывать свое время, умение искусно согласовывать свои действия с действиями окружающих для выполнения поставленных задач в наши дни – одна из важнейших составляющих образа жизни студентов, поэтому для изучения проблемы неэффективного распоряжения рабочего времени было проведено исследование среди студентов-психологов.
Здоровый образ жизни в последние годы также стал актуальной темой для обсуждения. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни.
В данном исследовании мы узнаем отношение студентов-психологов к здоровому образу жизни. И попробуем выявить факторы, которые оказывают влияние на образ жизни современной молодежи. Ведь ведение нездорового образа жизни наносит непоправимый урон здоровью, который если не проявляется сразу, то обязательно откликнется в дальнейшем [20,C.97].
По этим причинам данное исследование на сегодняшний день является особенно актуальным.
База проведенного исследования: г. Омск, учебное заведение – ОМГПУ
Выборка исследования: 50 студентов г. Омска, среди которых 28 юношей и 22 девушки.
Основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса. Она наиболее удобна при обработке и анализе данных, так же позволяет значительно сократить время сбора информации.
Полученная информация обрабатывалась вручную и при помощи компьютера.
2.2.Анализ результатов исследования
Во-первых, нами был проведен анкетный опрос по отношению студентов-психологов к формированию здорового образа жизни студентов-психологов (см. Приложение 1).
Цель опроса: Выявить отношение студентов-психологов к формированию здорового образа жизни.
Задачи:
1.Выявить, что понимают студенты под здоровым образом жизни.
2.Установить отношение студентов к здоровому образу жизни.
3.Узнать хотят ли студенты вести здоровый образ жизни.
4.Как молодежь пытается вести здоровый образ жизни
5.Определить причины, барьеры, которые мешают вести здоровый образ жизни
Анализируя ответы респондентов на 1-й вопрос анкеты, получили следующие результаты: среди студентов мужского пола вредные привычки имеют 16человек -57%, среди студенток 9 человек – 41%.Таким образом, большинство опрошенных студентов мужского пола имеют вредные привычки, в отличие от девушек-студенток
Анализ на вопрос «Как вы проводите свободное время?» показал следующие результаты:
а) сижу, дома смотрю телевизор или играю в компьютерные игры
б) иду гулять с друзьями
в) занимаюсь спортом;
г) у меня нет свободного времени.
Девушки и юноши имеют разные предпочтения в проведении свободного времени, так из диаграммы видно, что большинство опрошенных студентов предпочитает проводить свободное время дома, а большинство опрошенных студенток проводят свободное время гуляя с друзьями. Женская часть опрошенных не изъявляет желания заниматься спортом.
Проанализируем третий вопрос: «Вы соблюдаете правильный режим питания?»
Правильный режим соблюдает 8% юношей (4 человека) и 4% девушек (2 человека). «Как получается» соблюдают режим 24% юношей (12 человека) и 36% девушек (18 человек). Не соблюдают правильный режим питания из 50-ти опрошенных студентов 24%юношей (12 человек) и 4% девушек (2 человека).
Из результатов можно сделать вывод: что студенты не уделяют должного внимания правильному питанию
Анализ ответа на вопрос « Как часто вы делаете утреннюю зарядку»? показал следующие результаты.
а) каждый день
б) раз в два дня
в) никогда
Из пятидесяти опрошенных студентов ни один не делает утреннюю зарядку ежедневно, как среди девушек, так и юношей. 18% юношей (5 человек) делают зарядку раз в два дня. 86% или 24 студента никогда не делают зарядку. И все опрошенные студентки, как показал опрос, никогда не делают утреннюю зарядку.
Следовательно, ответы показывают, что большинство опрошенных студентов, как юношей, так и девушек, не делают утреннюю зарядку
Вопрос 5 звучал так: «Занимались ли вы когда-нибудь каким-либо видом спорта, посещали спортивную секцию?».
В результате опроса нами выявлено, что среди юношей студентов 93% или 26 человек занимались спортом и посещали спортивную секцию, и 7 % (2 человека) ответили отрицательно на поставленный вопрос. Что касается девушек- студенток, среди них также большинство 82% (18 человек) занимались спортом, и 18% (4 человека) ответили на вопрос «нет».
По результатам ответов построена диаграмма, из которой видно, что большинство опрошенных студентов занимались различными видами спорта.
Видно так же, что есть и те, кто не занимался спортом вообще.
Вопрос 6: Когда вы в последний раз занимались спортом?
а) вчера
б) неделю назад
в) месяц назад
г) не помню
Большинство студентов продолжает заниматься спортом.
При анализе на вопрос 7: «Если бы вы могли начать свою жизнь сначала, хотели бы заниматься каким-нибудь видом спорта»? получили следующие результаты
а) да, конечно в) зачем мне это нужно?
б) скорее всего, нет г) затрудняюсь ответить
Большинство респондентов уверены, что занялись бы спортом, если бы начали новую жизнь.
Вопрос 8: Как вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в учебе?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
При ответе на поставленный вопрос получены следующие данные. Так 80 % опрошенных студентов факультета психологии (40 человек) считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в учебе, 20% (10 человек) так не считают. Данный вопрос не вызвал затруднений у респондентов.
Из полученного результата можно сделать вывод; что большинство опрошенных студентов считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в учебе.
Анализ на вопрос 9: «Можете ли вы себе позволить посещение различных спортивных секций, залов, бассейна и т.д.»?
а) могу, регулярно посещаю
б) могу, но не вижу в этом смысла
в) не могу, т.к. нет времени
г) не могу, т.к. не хватает денег.
Как показывает гистограмма, мнения разделились. 40% опрошенных может позволить себе посещение различных спортивных секций и посещает их, а еще 40% не посещают из, т.к. у них нет времени.
Рассмотрим результаты ответов на 10 вопрос: Часто ли вы задумываетесь о правильности своего образа жизни?
а) часто
б) очень редко
в) вообще об этом не думаю
Таким образом, среди студентов – юношей о правильности своего образа жизни задумываются часто 29% опрошенных (8 человек), очень редко думают об этом 42% (12 человек) и 29% студентов (8 человек) вообще об этом не думают. Среди девушек-студентов ответы распределились следующим образом: 73% (16 человек) очень редко задумываются о правильности своего образа жизни, 18% (4 человека) часто думают об этом и 9% (2 человека) вообще об этом не думают.
Как видно из диаграмм студенты гораздо реже студенток задумываются о правильности своего образа жизни.
Вопрос 11: Ваше личное отношение к здоровому образу жизни?
а) это здорово;
б) можно обойтись и без него;
в) иногда следует соблюдать;
г) не могу ответить;
Большинство студентов считают, что здоровый образ жизни - это здорово.
Вопрос 12: «Какое количество денег вы тратите на приобретение витаминов, полезных продуктов питания (фрукты, овощи и т.д.)»?
а) много (почти все)
б) достаточно много
в) мало
г) почти не трачу
Юноши и девушки в основном тратят достаточно много денег на приобретение витаминов, полезных продуктов питания и т.п., но есть некоторое количество студентов, которые предпочитают тратить небольшое количество денег или вообще не тратиться.
13 вопрос звучал так: «Для поднятия жизненного тонуса необходимо (выбрать все возможные варианты)»:
а) соблюдение режима дня
б) занятие спортом
в) постоянные прогулки на природе
г) употребление алкоголя
д) использование легкого наркотика
е) одухотворенная литература
ж) Другой ответ
Итак, анализ ответа на вопрос показал следующие результаты. Из пятидесяти опрошенных студентов 36 % (40 человек) для поднятия жизненного тонуса необходимы занятия спортом, 33 % (36 человек) необходимо соблюдение режима дня, 19 % (20 человек) считают важными постоянные прогулки на природе, 6% (6 человек) отметили чтение одухотворенной литературы, 4% (4 человека) ответили другое и 2% (2 человека) дали ответ «употребление алкоголя». Вариант ответа «использование легкого наркотика» не выбрал ни один респондент.
По диаграмме видно, что большинство считает, что для поднятия жизненного тонуса необходимы: соблюдение режима дня, занятие спортом и постоянные прогулки на природе