Проблема жизни человека у Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:57, реферат

Краткое описание

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI--III вв. до н.э. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Наиболее влиятельной доктриной являлось конфуцианство. Родоначальник Конфуций защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем -- "сыном неба".

Оглавление

Введение 2
1. Общие положения о конфуцианстве 2
1.1 Основные концепции Конфуцианства 2
1.2 Ли - надлежащие нормы поведения 6
2. Общие положения учения Конфуция о человеке 10
2.1 Природа человека 10
2.2 Значение воспитания для становления благородной личности 11
2.3 Благородность как основное качество правителя 13
3. Позднее конфуцианство о человеке 15
Заключение 16
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

Таков идеальный облик  правителя. А как на практике: есть ли однозначное соответствие между  высокой моралью и высоким  постом? Судя по тому, как настойчиво Конфуций подчеркивает, каким должен быть правитель, ему ясно, что совпадения тут нет. Поэтому характеристика благородного мужа служит Конфуцию и  самостоятельной задачей, отличной от вопроса о наилучшем управлении государством. В этой связи на первый план выходит отношение благородного мужа к знанию, его способность  к самостоятельным и глубоким суждениям. Уточняя образ благородного мужа, Конфуций противопоставляет ему низкого человека. "Учитель сказал: "Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду". Конфуций подчеркивает, что благородный муж ведет себя с учетом воли Неба. Его знания не преследуют корыстной цели. Они для него самоценны и направлены на существенное и общее, а не на частности. Бескорыстное получение знаний приближает благородного мужа к состоянию совершенномудрого. Конфуций не проводит между ними жесткой грани. Некоторых древних правителей он называет совершенномудрыми. По-видимому, он связывает это состояние с гуманностью как с высшей истиной. Тогда идеалом поведения совершенномудрого оказывается покой, уравновешенность, в чем конфуцианство снова перекликается с даосизмом.

3. Позднее конфуцианство  о человеке

Практически все выдающиеся мыслители - конфуцианцы обращались к рассмотрению человеческой природы, перебрав все возможные варианты ее оценки как доброй или злой, насколько это допускали рамки, заданные Конфуцием.

Как свидетельствует Мэн-цзы есть различные мнения относительно природы человека: и то что она одновременно и добра и зла; и то что она может быть как доброй так и недоброй; и то что природа одних людей добра а других - недобра. Сам Мэн-цзы твердо придерживается того что природа людей добра: "Если человек делает недоброе то в этом нет вины его природных качеств, к этому вынуждают человека обстоятельства, например в голодные годы люди бывают злыми".

Отсюда напрашивается  вывод что человек предоставленный свободному проявлению свой природы не испытывающий давления неблагоприятных обстоятельств будет следовать правильному пути.

С этим в корне не согласен Сюнь-цзы (ок. 313- ок. 238 гг. до н.э.). Он утверждает что человек по природе зол из-за чего древние совершенномудрые правители "ввели ритуал и понятие чувства долга и создали систему законов с тем чтобы дисциплинировать и воспитать чувства и характер человека направив их по правильному пути соответствующему дао". Выходит добро напротив является результатом особых условий в которые поставлен человек и без которых проявится его злая природа.

Оба философа исходят из положения об одинаковости природы  всех людей. Однако при этом Сюнь-цзы указывает что "совершенномудрые изменили свою природу и стали первыми заниматься практической деятельностью".

Осовременивание конфуцианских взглядов состояло в том, что Фэн Юлань признал двойственность человеческой природы: логическую и биологическую. Логическую природу он считает истинной; благодаря ей человек родствен Небу и Земле (по аналогии с природой-принципом Чжу Си). Биологическая природа не является собственно человеческой, она выступает как естественные задатки (осовремененная трактовка "ци"). Переосмысление природы человека понадобилось Фэн Юланю, чтобы указать человеку "путь к внутренней святости и внешней царственности", к "высшей просветленности и непоколебимому спокойствию". Достижение этой цели состоит в слиянии с мировой гармонией, для чего необходимо поэтапное самосовершенствование с учетом особенностей человеческой природы. Если в обычном состоянии человек ограничен естественными потребностями, биологическими по происхождению, то самосовершенствование означает освоение способностей через практическую деятельность. Дальше путь лежит к осознанию внутреннего единства человека, его природы с гармонией мироздания. И наконец, последний этап - слияние человека с этой гармонией, т.е. возвращение к единству с природой.

Заключение

Трактуя гуманность как способность  разбираться в людях и управлять  ими, Конфуций связывает ее проявления с социальной иерархией, с устройством  государства. Интерпретируя гуманность как высшую истину, обладающую вселенским значением, он, напротив, утверждает необходимость  некоторой отрешенности относительной  независимости от общественного  положения. Поэтому придавая большое  значение управлению государством призывая людей к тому чтобы они заняли свое место в социальной иерархии и выполняли свой долг в строгом  соответствии с этикетом Конфуций в  то же время делает упор на мораль предусматривая возможность для человека самому определять что хорошо а что плохо. "Учитель сказал: "Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста он должен лишь печалиться о том что он не укрепился в морали". В конечном счете получается что благородный муж должен полностью вписаться в данную систему и в тоже время сохранить независимость суждений что приводит к противоречивой ситуации. Стремление к совершенствованию и к осуществлению гуманности Конфуций связывал с преодолением себя вплоть до самопожертвования. В его понимании вселенское значение гуманности скорее вынуждает предполагать что гуманность - в природе человека, и осуществлять ее - значит следовать своей природе, а не ломать ее. Эта мысль получила развитие у учеников Конфуция, в частности у Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.).

 

Список литературы

1. История политических  и правовых учений / Под ред. И.Ф. Мачин М.: "ЮРАЙТ" 2004. 207с

2. История политических  и правовых учений. Учебник для  вузов / Ред. В.Г. Графский, Н.М. Золотухина, Л.С. Мамут, М.: 2004г

3. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов М.: 2004. 537с

4. Ушков А.М.  Китайско-конфуцианский культурный  ареал. "Запад и Восток. Традиции  и современность" М.: 1993

5. Халин К.Е.  История политических и правовых  учений. Учебник М.: 2004. 160 с.

6. Человек. Мыслители  прошлого и настоящего о его  жизни, смерти и бессмертии. Древний  мир - эпоха Просвещения / ред.  П.С. Гуревич. - М. Политиздат, 1991

 


Информация о работе Проблема жизни человека у Конфуция