Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют
не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнщй
идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской
исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз
выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами
евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В
1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение
«Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение
своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности.
Введение
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева.
1.Этнос как системная целостность.
2.Иерархия этнических связей.
П.Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
2.Градации пассионарности
3. «Пусковой момент» этногенеза.
Ш. Фазы этногенеза.
1.Фаза подьема.
2.Акматическая фаза
3.Фаза надлома.
4.Фаза инерции.
5.Фаза обскурации.
6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
7.Обрывы этногенеза
вошел в российский, - однако это вызвано искусственным переводом кочевников
на оседлость.
Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а степенью
межэтнической близости входящих в него этносов. Хотя этносы, входящие в
суперэтнос, связаны между собой экономическим, идеологическим и
политическим общением, это отнюдь не исключает военных столкновений между
ними. Однако, в отличие от войн на суперэтническом уровне, когда
столкновения приводят к истреблению или порабощению (например, контакт
европейцев с индейцами Америки), войны внутри суперэтноса ведут лишь к
достижению временного преобладания (усобицы древнерусских князей) при
стремлении к компромиссу. Этническое единство (единство действий) лишь
иногда является главным фактором, определяющим поведение человека. Но
ощущение этнической близости существует всегда.
Западная Европа, находившаяся под идеологическим главенством римского
папы и формальным сюзеренитетом германского императора, называла себя
«Христианский мир». При этом западноевропейцы противопоставляли себя не
только мусульманам, но и православным христианам – грекам и русским, а
также ирландским и уэльсским кельтам – католикам. Совершенно очевидно, что
они подразумевали не религиозную общность, а системную целостность,
которая получила название по произвольно взятому индикатору. Также и Мир
Ислама, противопоставляя себя грекам и французам , и язычникам-тюркам, с
точки зрения религии не был единым. Учения шиитов, суфиев, карматов и др.
весьма мало походили друг на друга и на ортодоксальную доктрину ислама. Но
ведь и христиане-европейцы отнюдь не дружили между собой. Однако,
сталкиваясь с мусульманами или язычниками, они находили между собой общий
язык и бросались на общего противника.
Этнос – всего лишь вариант суперэтноса, в который он входит как
элемент мозаичной системной целостности. Структура этноса более или менее
сложна, но именно эта сложность и обеспечивает этносу устойчивость,
благодаря чему он имеет возможность пережить века смятений, смут и мирного
увядания. Принцип этнической структуры можно назвать иерархической
соподчиненностью субэтнических групп. Например, карел в деревне Тверской
области называет себя карелом, а приехав в Москву учиться – русским, потому
что в деревне противопроставление карелов русским имело значение, а в
городе не имеет, так как различия в быту столь ничтожны, что скрадываются.
Но если бы это был не карел, а татарин, то он продолжал бы называть себя
татарином, так как религиозное различие усугубляло этнографическое
несходство с русскими. Татарин, попавший в Западную Европу или Китай,
считался бы русским, и сам был бы с этим согласен, а в Новой Гвинее он
воспринимался бы как европеец, только не из «племени» англичан или
голландцев.
Итак, этносы делятся на субэтносы, то есть подразделения, существующие
лишь потому, что они входят в единство этноса. Без этноса они распадаются и
гибнут. С одной стороны, субэтносы находятся внутри этноса, а с другой –
носители субэтнических стереотипов поведения отличаются от прочих манерами,
обхождением, способом выражать чувства и т.п. Этносы возникают вследствие
разных исторических обстоятельств. Они сравнительно безболезненно
рассасываются, заменяясь другими, но с теми же функциями и судьбами.
Французы – яркий пример монолитного этноса – включают в себя бретонских
кельтов, гасконцев баскского происхождения, лотарингцев – потомков
алеманнов и провансальцев. В середине 1Х века, когда впервые было
документально зафиксировано этническое название «французы», все
перечисленные народы, а также другие – бургунды, норманны, аквитанцы,
савояры – еще не составляли единого этноса, и только после тысячелетнего
процесса этногенеза образовали этнос, который ныне называют «французами».
Процесс слияния, однако, не вызвал нивелирования локальных обычаев, обрядов
и т.п. Они сохранились как местные провинциальные особенности, не
нарушающие этнической целостности французов.
Некоторая сложность структуры
внешним ударам, поэтому там, где этнос при рождении не был достаточно
мозаичен, как, например, в Великороссии Х1У-ХУ веков, он сам стал выделять
субэтнические образования, иногда оформлявшиеся в виде сословий. На южной
окраине выделились казаки, на северной – поморы. Впоследствии к ним
прибавились землепроходцы (на первый взгляд, просто представители
определенного рода занятий) и следовавшие за ними крестьяне, которые
перемешались с аборигенами Сибири и образовали субэтнос сибиряков или
«челдонов». Раскол церкви повлек за собой появление еще одной субэтнической
группы – старообрядцев, этнографически отличавшихся от основной массы
русских. В ходе истории эти субэтнические группы растворились в основной
массе этноса, но в то же время выделились новые. Назначение субэтнических
образований – поддерживать этническое единство путем внутреннего
неантагонистического соперничества. Эта сложность – органическая деталь
механизма этнической системы. При упрощении этнической системы число
субэтносов сокращается до одного, и это знаменует пережиточное
(персистентное) состояние этноса.
Субэтносы вырастают из конвиксий, а те в свою очередь – из консорций.
Консорция – группа людей, объединенных одной исторической судьбой.
Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько
поколений. Тогда они становятся конвиксиями – группами людей с
однохарактерным бытом и семейными связями. Уцелевшие конвиксии вырастают в
субэтносы. Первые колонии в Америке создавали консорции англичан,
превратившиеся в конвиксии: Новую Англию – пуритане, Пенсильванию –
квакеры, Виргинию – роялисты и т. п. Из Англии уезжали консорции, не
мирившиеся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где былые
споры неактуальны, они стали конвиксиями, противопоставлявшими себя соседям
- индейцам и французам.
П. Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
Откуда и почему возникают этносы – новые общности, вдруг начинающие
отделять себя от соседей? Установление предков не исчерпывает проблемы
образования этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно
редко во времени и пространстве.
Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об
энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит
открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы.
Первый биогеохимический принцип Вернадского гласит: «Биогенная миграция
атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному
своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной
энергии, может производить работу». Планета получает из космоса больше
энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная
энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы
этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза –
биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ
действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).
В результате взрыва
у части особей возникает новый признак, который Гумилев назвал
«пассионарностью». Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта
самосохранения (1), то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный
знак, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством. С этой
точки зрения пассионарность – признак вредный, если не губительный, для
своего носителя и его близких.
2.Градации пассионарности.
По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей
на три основные группы: 1) пассионарии (Р больше 1); 2) гармоничные особи
(Р равно 1); 3) субпассионарии (Р меньше 1).
Пассионарии в полном смысле этого слова – люди, у которых пассионарный
импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство
самосохранения, как индивидуального, так и видового. Гумилев выдвигает две
возможные гипотезы: либо пассионарная особь захватывает больше энергии,
чем нормальная, либо при равном захвате энергии концентрированно (конечно,
бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих
случаях результат один: высшая нервная деятельность особи будет более
активной, нежели это характерно для особи нормальной.
Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее –
от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и
сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и
ересиархи, и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона.
Пассионарность отдельного человека спорягается с любыми способностями
(высокими, средними, малыми); она не зависит от внешних воздействий,
являясь чертой конституции данного человека. Она не имеет отношения к
этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и
разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не
делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариев