Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют
не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнщй
идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской
исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз
выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами
евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В
1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение
«Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение
своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности.
Введение
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева.
1.Этнос как системная целостность.
2.Иерархия этнических связей.
П.Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
2.Градации пассионарности
3. «Пусковой момент» этногенеза.
Ш. Фазы этногенеза.
1.Фаза подьема.
2.Акматическая фаза
3.Фаза надлома.
4.Фаза инерции.
5.Фаза обскурации.
6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
7.Обрывы этногенеза
Ведущая часть населения толкает всю систему по пути этнического
развития, накапливает материальные и духовные ценности. Каждый активный
строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем дела предков,
к которому он еще что-то добавляет. Каждая прожитая минута воспринимается
как приращение к прожитому, которое живет в человеке. Результатом такого
восприятия времени (пассеизм) являются подвиги героев, добровольно
отдававших жизни за Отечество: царь Леонид и его 300 спартанцев в
Фермопилах, Роланд в Ронсевальском ущелье, послушники Сергия Радонежского
Пересвет и Ослябя, погибшие на Куликовом поле. Для них характерно
отсутствие личной заинтересованности. Они как будто любили свое дело больше
себя. Они чувствовали себя не просто наследниками великих традиций, но и
частицами их, и поступали так согласно своему нервно-психологическому
складу, определявшему вектор и характер их деятельности.
Ведущая роль в фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль
гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна.
Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.
Фаза подъема, как правило,
связана с внешней экспансией,
территории. Общественная система укрепляется.
2.Акматическая фаза.
Биохимическая энергия
популяции становится «слишком много» (в этой фазе их – максимум), и они
начинают воевать друг с другом. Соподчиненность элементов структуры этноса
нарушается. Господствующий императив меняется: каждый хочет «быть самим
собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса в
жертву своим собственным. Как правило, при этом обильно льется кровь.
Крестьяне устремляются в города, а те, кто остается на земле, устраивают
«жакерии». Церковь дробится. Бароны учиняют смуты и войны (например, война
Алой и Белой роз в Англии). Новые политические, социальные, религиозные
водоразделы возникают один за другим. Акматическая фаза часто является
весьма пестрой и разнородной по характеру, доминантам и интенсивности
протекающих этнических процессов. По утверждению Гумилева, если 10%
населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация (1).
При пассионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи.
Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль
гармоничных особей. Переход к фазе надлома знаменуется новым императивом:
«Мы устали от великих».
3.Фаза надлома.
Надлом - переход от накала акматической фазы к разумному хозяйничанию
инерции. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия
неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных растет.
Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн.
Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых
объявляют «фанатиками». Именно отсутствие внутренней поддержки «своих»
определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников.
Так, в Западной Европе ХУ-ХУП веков процент субпассионариев
значительно возрос за счет истребления консервативной части населения –
гармоничных особей – людей наиболее законопослушных и трудолюбивых.
Система суперэтноса потеряла свою устойчивость, так как отдельные
пассионарии легко могли навербовать себе бродяг-солдат из числа
субпассионариев. Раньше их самовластное
1. Техника – молодежи. – 1990. - № 10. – С.22
поведение наталкивалось на сопротивление других пассионариев. Теперь же,
когда их стало меньше, у каждого появился большой ареал. Поэтому
столкновения эпохи Реформации и Контрреформации приобрели большой размах и
стоили еще больших жертв. В эпоху Возрождения человекоубийство было
повседневным занятием обитателей западной Европы, причем имело массовые
масштабы. Объектом гонений оказывались не только философы и поэты (Мигель
Сервет, Джордано Бруно), но и большей частью простые, безобидные люди с
воображением. Их сжигали, объявляя колдунами и ведьмами. Гибли люди
честные, гнушавшиеся доносительством, и талантливые, вызывавшие зависть, а
размножались морально нечистоплотные тупицы, породившие поколение
европейского обывателя, характерное для Х1Х века.
Конец фазы надлома и переход к инерционной фазе знаменует новый
императив: «Дайте же жить, гады!».
4.Фаза инерции.
Отличительной чертой этого периода является сокращение активного
элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого
населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они
уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей
оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Избежать ее
можно, изменив общественный императив. «Будь таким, как я», - девиз
инерционной фазы. Так, в Новое время – ХУП-Х1Х вв. – этот принцип нашел
воплощение в образе «джентельмена», которому полагалось подражать по мере
сил, а уклонение от подражания осуждалось общественным мнением.
Посредственность становится идеалом. Для людей, не желавших отказаться от
своей оригинальности, оставались сферы искусства и науки, казавшиеся
безобидными.
Инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и
культурных ценностей. Жить спокойно и хорошо. Предметов первой и всех
последующих степеней необходимости – в достатке. Л.Н.Гумилев назвал эту
фазу «золотой осенью» этноса.
В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает пора
воздействия на ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество
нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – за счет природных
ресурсов. Этнос теряет связь с почвой, т.е. жизнью, и наступает неизбежный
упадок. Облик этого упадка обманчив: на него надета маска благополучия и
процветания, которые современникам представляются вечными, потому что они
тешат себя иллюзиями о неисчерпаемости природных богатств. Но это –
утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний,
роковой фазовый переход.
Люди нетрудолюбивые, нетворческие, но обладающие завышенными
требованиями к жизни, которые в героические эпохи имеют мало шансов выжить,
в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии начинают
размножаться без ограничений, и поскольку являются особями нового склада,
создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему
такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Следует переход к фазе
обскурации.
5.Фаза обскурации.
Завершает пассионарный цикл эпоха так называемой обскурации: отцовское
наследие растрачено, таланты не рождаются, инициатива пропала, этнос не
способен себя защитить. Примером может служить Западная часть Римской
империи. В то время, как Восток бурлил, Запад неуклонно остывал. И в
Западной, и в Восточной империях был один социальный строй, одна религия,
один противник – варвары, нажимавшие на ту и на другую с равной силой. Но
Восток отбился, а Запад пал под их ударами, ибо находился в фазе
обскурации.
Субпассионарии выдвигают императив: «Будь таким, как мы», т.е. живи
только для себя. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие
подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В
искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются
компиляциями, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев,
угрожая им мятежами. Ни на кого нельзя положиться, и правитель вынужден
применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать
своих соратников. В обществе господствуют, как и в предшествующих стадиях,
группы, только отбор иной – негативный: ценятся не способности, а их
отсутствие, не знания, а невежество, не принципы, а беспринципность.
Правящая группа не способна ничего ни создать, ни сохранить, она способна
только паразитировать, разъедать тело народа, и потому победа
субпассионариев ведет их к гибели. Фаза обскурации ужасна тем, что она
является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя и
незначительных по абсолютной величине. Адаптация запаздывает, и этнос
гибнет как системная целостность. Носители обскурации исчезают, как дым, и
остаются уцелевшие после всех передряг носители первоначального
статического состояния. Переход к мемориальной фазе ознаменован
императивом: «День, да мой».
6.Мемориальная фаза и
После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди отнюдь не
становятся хуже, слабее, глупее. Изменяются не люди, а системная
целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не
идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом
становится консервация: «Помни, как было прекрасно». Память о прошлом
переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не
в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и
не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников