Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Краткое описание

Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют
не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнщй
идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской
исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз
выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами
евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В
1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение
«Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение
своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности.

Оглавление

Введение
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева.
1.Этнос как системная целостность.
2.Иерархия этнических связей.
П.Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
2.Градации пассионарности
3. «Пусковой момент» этногенеза.
Ш. Фазы этногенеза.
1.Фаза подьема.
2.Акматическая фаза
3.Фаза надлома.
4.Фаза инерции.
5.Фаза обскурации.
6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
7.Обрывы этногенеза

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 55.56 Кб (Скачать)

      Ведущая часть  населения   толкает  всю  систему   по  пути  этнического

развития, накапливает  материальные  и  духовные  ценности.  Каждый  активный

строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем  дела  предков,

к которому он еще что-то добавляет. Каждая  прожитая  минута  воспринимается

как приращение к прожитому, которое живет в человеке.  Результатом такого

восприятия  времени  (пассеизм)   являются   подвиги   героев,   добровольно

отдававших  жизни  за  Отечество:  царь  Леонид  и  его  300  спартанцев   в

Фермопилах, Роланд в Ронсевальском ущелье,  послушники  Сергия  Радонежского

Пересвет  и Ослябя,  погибшие  на  Куликовом поле.  Для   них   характерно

отсутствие личной заинтересованности. Они как будто  любили свое дело  больше

себя. Они чувствовали  себя не просто наследниками  великих  традиций,  но  и

частицами их,  и  поступали  так  согласно  своему   нервно-психологическому

складу, определявшему  вектор и характер их деятельности.

      Ведущая роль в  фазе  подъема   принадлежит  пассионариям,  но  и роль

гармоничных  особей,  исправно  несущих   свои   обязанности,   значительна.

Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.

      Фаза подъема, как правило,  связана с внешней  экспансией,  расширением

территории.  Общественная система укрепляется.

                           2.Акматическая фаза.

      Биохимическая энергия достигает  таких  значений,  что  пассионариев  в

популяции становится «слишком много» (в этой фазе  их  –  максимум),  и  они

начинают воевать  друг с другом. Соподчиненность элементов  структуры  этноса

нарушается. Господствующий императив  меняется:  каждый  хочет  «быть  самим

собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса  в

жертву своим  собственным.  Как  правило,  при  этом  обильно  льется  кровь.

Крестьяне устремляются в города, а те, кто  остается  на  земле,  устраивают

«жакерии». Церковь  дробится. Бароны учиняют смуты и войны  (например,  война

Алой и Белой  роз в  Англии).  Новые политические,  социальные,  религиозные

водоразделы возникают  один  за  другим.  Акматическая  фаза  часто является

весьма пестрой  и  разнородной  по  характеру,  доминантам  и  интенсивности

протекающих  этнических  процессов.  По  утверждению  Гумилева,  если    10%

населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация (1).

      При пассионарном перегреве гибнут одна за другой  пассионарные  особи.

Результатом является определенное угасание пассионарности.  Возрастает  роль

гармоничных особей. Переход к фазе надлома  знаменуется  новым  императивом:

«Мы устали от великих».

                               3.Фаза надлома.

      Надлом  - переход от накала  акматической фазы к разумному хозяйничанию

инерции.  Цели  и  задачи  те  же,  а  силы  убывают.  Пассионарная  энергия

неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и  субпассионарных  растет.

Субпассионарии формируют кадры исполнителей  во  время гражданских войн.

Снижаются, а  то  и  сводятся  на  нет  усилия  персон  творческих,  которых

объявляют  «фанатиками».  Именно  отсутствие  внутренней  поддержки  «своих»

определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников.

      Так,  в  Западной  Европе   ХУ-ХУП   веков   процент   субпассионариев

значительно возрос за счет  истребления  консервативной  части  населения  –

гармоничных  особей  –  людей  наиболее  законопослушных   и   трудолюбивых.

Система  суперэтноса  потеряла  свою   устойчивость,   так   как   отдельные

пассионарии  легко   могли   навербовать   себе   бродяг-солдат   из   числа

субпассионариев. Раньше их самовластное

1. Техника –  молодежи. – 1990. - № 10. – С.22

поведение наталкивалось  на сопротивление  других  пассионариев.  Теперь  же,

когда  их  стало  меньше,  у  каждого  появился   большой   ареал.   Поэтому

столкновения  эпохи Реформации и Контрреформации  приобрели большой  размах  и

стоили  еще  больших  жертв.  В  эпоху  Возрождения  человекоубийство   было

повседневным  занятием обитателей  западной  Европы,  причем  имело  массовые

масштабы. Объектом гонений оказывались не только философы  и  поэты  (Мигель

Сервет, Джордано Бруно), но и большей  частью  простые,  безобидные  люди  с

воображением.  Их  сжигали,  объявляя  колдунами  и  ведьмами.  Гибли   люди

честные, гнушавшиеся доносительством, и талантливые, вызывавшие  зависть,  а

размножались   морально   нечистоплотные   тупицы,   породившие    поколение

европейского  обывателя, характерное для Х1Х века.

      Конец фазы надлома  и   переход  к  инерционной   фазе  знаменует  новый

императив: «Дайте же жить, гады!».

                               4.Фаза инерции.

      Отличительной  чертой  этого   периода  является  сокращение  активного

элемента  и  полное  довольствие  эмоционально  пассивного  и  трудолюбивого

населения. После  пережитых потрясений люди хотят  не  успеха,  а  покоя.  Они

уже научились  понимать, что индивидуальности, желающие  проявиться  во  всей

оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность.  Избежать  ее

можно,  изменив  общественный  императив.  «Будь  таким,  как  я»,  -  девиз

инерционной фазы. Так, в Новое время – ХУП-Х1Х  вв.  –  этот  принцип  нашел

воплощение в  образе «джентельмена», которому полагалось  подражать  по  мере

сил,  а   уклонение   от   подражания   осуждалось   общественным   мнением.

Посредственность становится идеалом. Для людей, не  желавших  отказаться  от

своей  оригинальности,  оставались  сферы  искусства  и  науки,   казавшиеся

безобидными.

      Инерционная фаза  –  период  интенсивного  накопления  материальных  и

культурных ценностей. Жить  спокойно  и  хорошо.  Предметов  первой  и  всех

последующих степеней необходимости –  в  достатке.  Л.Н.Гумилев  назвал  эту

фазу «золотой осенью» этноса.

      В этой фазе способность к  расширению ареала снижается.  Наступает  пора

воздействия на  ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество

нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари –  за  счет  природных

ресурсов. Этнос  теряет связь с почвой, т.е. жизнью, и  наступает  неизбежный

упадок. Облик  этого упадка обманчив: на него  надета  маска  благополучия  и

процветания, которые  современникам представляются вечными,  потому  что  они

тешат  себя  иллюзиями  о  неисчерпаемости  природных  богатств.  Но  это  –

утешительный  самообман, рассеивающийся после того, как наступает  последний,

роковой фазовый  переход.

      Люди   нетрудолюбивые,   нетворческие,   но   обладающие   завышенными

требованиями  к жизни, которые в героические  эпохи имеют мало шансов  выжить,

в  мягкое  время  цивилизации  при  общем  материальном  изобилии   начинают

размножаться  без ограничений, и поскольку  являются  особями  нового  склада,

создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не  стремись  ни  к  чему

такому, чего нельзя было бы  съесть  или  выпить.  Следует  переход  к  фазе

обскурации.

                             5.Фаза обскурации.

      Завершает пассионарный цикл эпоха так называемой обскурации: отцовское

наследие растрачено, таланты не  рождаются,  инициатива  пропала,  этнос  не

способен себя  защитить.  Примером  может служить Западная  часть Римской

империи. В то время,  как Восток  бурлил,  Запад неуклонно остывал.  И в

Западной, и в  Восточной империях был один социальный  строй,  одна  религия,

один противник  – варвары, нажимавшие на ту и на другую с  равной  силой.  Но

Восток  отбился,  а  Запад  пал  под  их  ударами,  ибо  находился  в   фазе

обскурации.

      Субпассионарии выдвигают императив: «Будь таким, как мы»,  т.е.  живи

только для  себя.  Всякий  рост  становится  явлением  одиозным,   трудолюбие

подвергается  осмеянию,  интеллектуальные   радости   вызывают   ярость.   В

искусстве идет снижение  стиля,  в науке оригинальные  работы  вытесняются

компиляциями, в  армии солдаты держат в покорности  офицеров  и  полководцев,

угрожая им мятежами. Ни на кого  нельзя  положиться,  и  правитель  вынужден

применять тактику  разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и  убивать

своих соратников. В обществе господствуют, как и  в  предшествующих  стадиях,

группы, только отбор  иной  –  негативный:  ценятся  не  способности,  а  их

отсутствие,  не  знания,  а  невежество,  не  принципы,  а  беспринципность.

Правящая группа не способна ничего ни создать, ни  сохранить,  она  способна

только   паразитировать,   разъедать   тело   народа,   и   потому    победа

субпассионариев ведет их к гибели.  Фаза  обскурации  ужасна  тем,  что она

является   серией   резких   изменений   уровня   пассионарности,   хотя   и

незначительных  по  абсолютной  величине.  Адаптация запаздывает,  и этнос

гибнет как  системная целостность. Носители обскурации исчезают, как дым,  и

остаются   уцелевшие   после   всех   передряг   носители    первоначального

статического   состояния.    Переход   к   мемориальной   фазе   ознаменован

императивом: «День, да мой».

               6.Мемориальная фаза и дальнейшая  судьба этноса.

      После конца динамических  фаз   этногенеза  уцелевшие  люди  отнюдь  не

становятся  хуже,  слабее,  глупее.  Изменяются   не   люди,   а   системная

целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно,  что развитие  не

идет. Этнос  теряет  сопротивляемость  и  стремление  к  переменам.  Идеалом

становится консервация:  «Помни,  как  было  прекрасно».  Память  о  прошлом

переживает инерцию  пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди  не

в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у  современников,  хотя  они  и

не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как  фольклор, шедевры  художников

Информация о работе Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева