Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют
не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнщй
идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской
исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз
выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами
евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В
1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение
«Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение
своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности.
Введение
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева.
1.Этнос как системная целостность.
2.Иерархия этнических связей.
П.Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
2.Градации пассионарности
3. «Пусковой момент» этногенеза.
Ш. Фазы этногенеза.
1.Фаза подьема.
2.Акматическая фаза
3.Фаза надлома.
4.Фаза инерции.
5.Фаза обскурации.
6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
7.Обрывы этногенеза
становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев
превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно
рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у
соседей.
Дальнейшая судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую
очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное
время влачить жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов
довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с
другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее
стабильную численность и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие
себя и находящиеся в стадии гомеостаза (равновесия с природой). В стадии
гомеостаза утрачивается уже и историческая память. Этнография знает
довольно много этносов-изолятов, благодаря географическому положению не
втянутых в общение с другими этносами или вовлеченных в него только за
последние сто лет. Это – статические народы, у которых жизненный цикл
повторяется в каждом поколении без изменений. Так называемые «отсталые» или
«дикие» народы – не дети, а старички. Этносы, потерявшие былую
пассионарность, могут существовать за счет пассионарности соседнего этноса,
передаваемой даже не половым путем, а через системные связи (симбиоз).
Примером является контакт пигмеев Центральной Африки с банту, которые
используют их как проводников и платят за это своими изделиями из железа.
Но когда беззащитный этнос окружен представителями других
суперэтносов, он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы
на тасманийцев; негры банту ловили бушменов для использования их на тяжелых
работах, а их самих обращали в рабство буры. Чтобы отбиваться от
беспощадного врага, этносу приходилось тратить остатки пассионарности: ведь
отбивались наиболее энергичные.
Итак, даже на финальных фазах этногенеза необходима пассионарность,
хотя бы заимствованная. И именно поэтому пассионарные толчки не только
губят, но и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос
попадает в горнило переплавки, и при благоприятных условиях из нескольких
обломков выплавляется новый этнос, лишь смутно помнящий о своем
происхождении, так как для него куда важнее дата его нового рождения.
Смерть этноса – это распад системной целостности, а не поголовное
истребление людей, в нее входящих.
7.Обрывы этногенеза.
Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже
самом благоприятном варианте, но лишь счастливые этносы доживают до своего
естественного конца. В истории наблюдаются постоянные обрывы этногенезов в
самых разных возрастах. Однако, и тут есть статическая закономерность.
Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и
непокорим. Но этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать
жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен.
Новорожденный этнос, еще не
набравшийся сил, может
сопротивление соседей. Так получилось с зулусами в Х1Х веке, когда Чака
(1810-1828) повел их к победам. Но технический прогресс Европы оказался
сильнее: буры разбили зулусов в 1838 г. и основали на их землях республику
Трансвааль.
Этнос уязвим и при переходе из фазы подъема в акматическую фазу.
Соподчиненность
элементов структуры
собой», и ради этого ломает организацию. Яркий пример – распадение
Арабского халифата в Х веке на эмираты. В переломный момент роста, при
переходе в акматическую фазу были застигнуты вторжением конкистадоров и
погибли ацтеки и инки. Но как только испанцы натолкнулись на племена в
устойчивых фазах (арауканы), они были разбиты и перешли к обороне. Испания
признала Арауканию независимой державой.
Очевидно, любой переход от фазы к фазе несет в себе опасность для
этноса. Как змея беззащитна, пока меняет кожу, так этнос бессилен, пока
«меняет душу»,
т.е. стереотип поведения и
Остается сказать, что Гумилев был крупнейшим авторитетом XX века еще и по ряду специальных дисциплин. Замечательный русский историк, он создал также историю Великой степи и всего кочевого мира, ее населяющего. Лев Николаевич был выдающимся исследователем народа хунну, самым известным в истории хунноведом, был выдающимся тюркологом.
Парадоксальный и полемичный Гумилёв продолжает привлекать внимание к своим идеям многих специалистов – с ним и сегодня спорят, соглашаются или пытаются развивать отдельные мысли.
Сейчас
Л.Н. Гумилёв – один из самых цитируемых
авторов в научных публикациях
в России и странах СНГ. Новые
понятия, введенные в науку Л.Н.
Нынешней осенью исполняется 95 лет со дня рождения Гумилёва. Историку, географу, этнологу, философу, автору теории этногенеза - одной из самых нравственных научных концепций ХХ века - посвящена мемориальная доска на доме номер 1 по Коломенской улице, где он жил в 1990 —1992 годах.
Имя и заслуги Льва Николаевича перед современной наукой и культурой не забываются. По его литературным произведениям снимаются фильмы (х/ф «Монгол»); по материалам его работ читаются лекции, проводятся конференции и семинары. Основные идеи историка и философа Гумилёва служат фундаментальными идеями многих современных исследователей.
В памяти последующих поколений все более зримо будет выступать великий человек, совершивший революцию в истории.