Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют
не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнщй
идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской
исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз
выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами
евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В
1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение
«Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение
своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности.
Введение
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева.
1.Этнос как системная целостность.
2.Иерархия этнических связей.
П.Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
2.Градации пассионарности
3. «Пусковой момент» этногенеза.
Ш. Фазы этногенеза.
1.Фаза подьема.
2.Акматическая фаза
3.Фаза надлома.
4.Фаза инерции.
5.Фаза обскурации.
6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
7.Обрывы этногенеза
находится именно в «толпе», определяя ее потентность и степень активности
на тот или иной момент.
Но как ни велика роль
этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства – гармоничных особей –
оба импульса уравновешены. Гармоничные особи – люди работоспособные,
полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди
этого склада – крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают
его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже
созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не
объявится внешний враг.
Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью
(субпассионарии). Их поступками управляют импульсы, вектор которых
противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие
рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Они не изменяют мир и
не сохраняют его, а существуют за его счет. Яркий пример – римский плебс,
нагло требующий «хлеба и зрелищ». В силу своей подвижности субпассионарии
часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями
завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без
субпассионариев, то последние без пассионариев – ничто, и способны только
на нищету или разбой, жертвами которого становится основная масса
населения.
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это
значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени – импульсивные),
оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя
так, как если бы они были пассионарны. Это обстоятельство без специального
осмысления известно довольно широко и используется, главным образом, в
военном деле, где из пассионариев, узнанных интуитивно, формируют ударные
части, либо сознательно распыляют их в массе мобилизованных, чтобы поднять
«воинский дух».
3.Пусковой момент этногенеза.
«Пусковой момент» этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный толчок) –
это внезапное
появление в популяции
быстро увеличивается и у которого появляется через значительный промежуток
времени возможность навязать свою волю большинству населения. В эти моменты
происходит этническая перестройка, в результате которой из нескольких
этнических субстратов – старых этносов – появляются новые. Старые при этом
разваливаются, а новые активно развиваются. Гумилев отметил в известной нам
мировой истории 17 пассионарных толчков. Он указывает, что места их
появления – длинные полосы, идущие или вдоль меридиана, или по параллелям,
или под углом к ним, но всегда – прямые: «Как будто кто-то хлещет плетью
шар земной, а к рубцу приливает кровь» (1). Причину взрывов этногенеза
автор усматривает в солнечной активности.
Из отмеченных Гумилевым
Взрыв этногенеза в 1 веке н. э. имел место между 20 и 40 градусов
восточной долготы и захватил этносы даков (современная Румыния), которые
«выступили слишком рано и были разбиты Римом»; иллирийцев, посадивших на
римский трон свои династию – Северов; готов, распространившихся от устья
Вислы до берегов Черного моря; славян, распространившихся из Прикарпатьья
до Балтийского и Черного морей и т.п. Но самым важным Гумилев считает
образование нового этноса, называвшего себя «христианами». У этого этноса
не могло быть единства территории, языка, происхождения. В Римской империи,
где была установлена веротерпимость, христиане были исключением и причиной
тому было ощущение «чуждости» их склада и поведения всем другим «языцем».
Количество их, несмотря на гонения, увеличивалось, пока в 1У веке они не
стали преобладать, и тогда возник новый этнос – «христиане-ромеи», а Рим
превратился в Византию.
Пассионарный толчок У1 в. н.э., осью которого является линия,
соединяющая Мекку и Чанъань, вызвал к жизни арабский этнос в Аравии,
раджпутов – в Индии, тибетцев. Началась борьба за объединение Кореи.
В УШ веке пассионарный толчок затронул испанцев, что ознаменовалось
началом Реконкисты; франков, в результате чего империя Карла Великого
раскололась на национально-феодальные государства; скандинавов,
выплеснувших в Европу наводившие ужас дружины викингов и т.п.
Взрыв этногенеза в Х1 веке привел к образованию в ХП веке этносов
чжурчженей, сокрушивших киданьскую империю Ляо, и монголов, объединившихся
под властью Чингисхана. На западе ось толчка выклинилась у южной
оконечности Байкала. Основная же часть его, по-видимому, пришлась на
поверхность Тихого океана.
Толчок ХШ века породил литовский (Великое княжество литовское) и
великорусский (собирание земель вокруг Москвы) этносы, турок-осман и
эфиопов.
Пусковой момент этногенеза
этнической системе инерцию, утрачиваемую при сопротивлении среды. Схема:
быстрый подъем пассионарности и медленная ее утрата – действительна для
всех известных этносов. Следовательно, этногенез – инерционный процесс,
более или менее интенсивная утрата пассионарности системы, иными словами,
гибель пассииоонариев и их генов; это особенно касается войн, в которых
пассионарии гибнут первыми.
Пассионарный толчок – это такой разрыв естественной причинности,
который закрыт для научного познания при настоящем уровне развития науки.
На сегодняшний день он недоступен проверке опытом, и остается гипотезой.
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и
Пассионарный толчок знаменует рождение нового организма – этноса,
который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз, подобных различным
возрастам человека. Это следующие фазы: фаза подьема – быстрое увеличение
числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации;
фаза пассионарного перегрева (акматическая) – когда число пассионариев в
этносе максимально; фаза надлома – резкое уменьшение числа пассионариев и
стеснение их субпассионариями; инерционная фаза – медленное уменьшение
числа пассионарных особей; фаза обскурации – полная замена пассионариев
субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят
этнос целиком, либо не успевают его погубить до вторжения иноплеменников
извне. Во втором случае остается реликт из гармоничных особей. Эту
этническую эволюцию проделали все этносы, которые мы считаем примитивными
только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков.
Пассионарность – обязательный элемент этногенеза, без которого его нет
и не может быть. Если пассионарность вынести за скобки, внутри скобок
останутся локальные черты тех или иных этносов (предмет изучения
этнографии).
Ш.Фазы этногенеза.
1.Фаза подъема.
Вначале протекает инкубационный период формирования нового этноса (в
среднем около 100 - 150 лет), обычно не оставляющий заметных следов в
истории. Это «пусковой механизм», не всегда приводящий к возникновению
нового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса посторонней
силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не
мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Первые из них
гибнут, если коллектив оказывает им сопротивление, но если процесс идет с
достаточной интенсивностью, этих людей оказывается достаточно, чтобы
сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада. В какой-то
момент на исторической арене появляется исторически установимая группа
людей, или консорция, быстро развивающаяся и формирующая свое этническое
лицо и самосознание. Наконец, она облекается в соответствующую времени
социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная
территориальную экспансию. Оформление этно-социальной системы знаменует
конец инкубационного периода фазы подьема. Примером могут служить события
на Востоке Римской империи, где в 1-П веках н. э. на стыке эллинского,
древнееврейского и сирийского этносов возникла популяция, равно близкая и
равно чуждая всем перечисленным выше. Это была христианская община,
противопоставлявшая себя «языцем», т.е. всем остальным, и действительно
выделявшаяся среди них по характеру своего поведения. В середине 1 в. н. э.
проповеди апостола Павла положили начало консорциям, еще не выделившим себя
из исходных этнических субстратов. В середине П века н. э. благодаря
деятельности Юстина Философа христиане выделились в особый субэтнос,
категорически размежевавшись с иудаизмом. Поддержав императора Константина,
христиане доставили ему победу и диадему, удовлетворившись только
предоставлением себе права на легальное существование. И тогда, с 313 г.
новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом всемирно-исторического значения.
Затем из него вырос огромный суперэтнос с культурой, которую мы называем
«Византийской».
Как только особи нового
они выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: «Будь
тем, кем ты должен быть». Это означает: по мере сил исполняй свои
общественные обязанности: если ты воин – воюй, если крестьянин – паши.