Понятие и сструктура сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его.

Оглавление

Содержание
1. Понятие сознания
1.1 Понятие и структура сознания
1.2 Социальная сущность сознания
2. Психика и особенности строения мозга
3. Психология конституционных различий
3.1 Понятие психологии конституционных различий
3.2 Недостатки психологии конституционных различий
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия реферат1.docx

— 31.00 Кб (Скачать)

Содержание

1. Понятие сознания

1.1 Понятие и структура  сознания

1.2 Социальная сущность  сознания

2. Психика и особенности  строения мозга

3. Психология конституционных  различий

3.1 Понятие психологии  конституционных различий

3.2 Недостатки психологии  конституционных различий

Список литературы

 

1. Понятие сознания  

 

1.1 Понятие и  структура сознания

Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и  духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает  сознание как нечто, не зависящее  от объективного мира и созидающее его.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в  божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего  сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека. Материализм понимает сознание как  отражение действительности и связывает  его с механизмами высшей нервной  деятельности.

Воззрения домарксовских  материалистов были ограниченными: они истолковывали человека как  природное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность).

Специфические особенности  марксистского понимания сознания заключаются в следующем:

-  сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека;

-  человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания;

-  сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания;

-  сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание);

-  вместе с тем сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека;

-  сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр.;

-  наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации;

-  существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию;

-  функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они  не исчерпывают всей структурной  полноты сознания: оно включает в  себя и акт внимания как свой необходимый  компонент.

Свойства сознания: универсальность - в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность - сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность - отражает так, как надо; целеполагание - прежде мыслить, чем  думать; активность; творчество.

В широком смысле понятие  бессознательное представляет собой  совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических  теорий бессознательное - особая сфера  психического или система процессов, качественно отличных от явлений  сознания. Термин «бессознательное»  используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.

Громадная роль в теории бессознательноого  принадлежит Фрейду. В общем плане  психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного  и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Но во Фрейдовской структуре  личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а  лишь такое ее качество, которое  «может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам».

Само бессознательное  Фрейд также подвергает аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает  важную мысль о существовании  двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, «латентное» бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем «всплыть» в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила.

1.2 Социальная сущность  сознания

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной  действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и  смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических  факторов, телесной организации, хотя зависит - пол, возраст, национальность, физическое самочувствие, но от общения  с людьми, через приобретения навыков, предметных действий.

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с  языком. Основными подходами к  происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной  души и ее раб, бестелесная душа управляет  всем во вселенной. Христианство: разум  человека, его мышление - искорка  божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание - внепространственная  субстанция, впервые рассматривает  проблему самосознания. Гегель: сознание - одно из воплощений всемирного разума. В ХХ веке возникает теория отражения. Отражение - всеобщие свойство материи  воспроизводить в своих свойствах  особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Согласно этой теории сознание это высшая форма  отражения.

Общественное сознание - осознание  обществом самого себя, своего общественного  бытия и окружающей действительности. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в которые общество не только осознает себя и свое общее бытие  в реальном существовании, но и его  активно преобразующую роль, которая  начинает свое преломление в поступательном развитии общества и его бытия. Общественное сознание формируется с учетом вида материального производства. Значение материального производства не только в том, что оно необходимое  условие существования общества и человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей  зависит от способа производств  материальных благ в каждую эпоху.

Индивидуальное сознание - продукт деятельности отдельного индивида в предметном мире.

Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг с другом: общественное сознание не есть сумма  индивидуального сознания; общественное сознание вбирает в себя не каждое индивидуальное сознание.

Общественное и индивидуальное сознание отличаются друг от друга  носителем, ролью, способом существования, временными рамками, степенью обобщенности

Фомы общественного сознания представляют собой различные способы  духовного освоения действительности. Классификация:

1) по предмету отражения:  политическое сознание отражения  отношения между классами, нациями,  государствами к проблеме власти.

2) по формам отражения:  наука отражает действительность  в форме понятий, гипотез, теорий, моделей.

3) по особенностям своего  развития, сопоставляя науку и  искусство.

4) по выполнению ими  социальных функций.

Различие функций, прежде всего, выявляет своеобразие каждой формы общественного сознания. По этому признаку все формы общественного  сознания делятся на 2 группы:

1)         регулирование человеческих отношений. Политическое - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством.

2)         наука, искусство, философия - формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительно. Плюс религия - промежуточное положение.

Категория сознания является одной из фундаментальных как  в классической, так и в современной  философии. В современной философии  проблема сознания предстала в новом  свете благодаря незаурядным  успехам науки, которая дала богатый  материал для критического философского осмысления. Характерно, что в последние  десятилетия в отечественной  философии неожиданно заговорили о  таком странном явлении в познании, как «борьба с сознанием».

Научное осмысление понятия  сознания, предпринятое в ХХ в., вскрыло структуру данного понятия исходя из нескольких различных, не сводимых друг к другу оснований. Результаты оказались столь внушительными, что появилась возможность устранить данное понятие из естественно-научного оборота вообще. В этом смысле попытки редукции понятия сознания не следует рассматривать как негативные, указанная «борьба с сознанием» есть процесс, необходимый для естествознания.

Однако, несмотря на все смелые научные гипотезы о природе сознания, не следует забывать, что сознание является также философской категорией и условием всякого возможного научного познания. Всегда надо помнить, что  свой смысл понятие сознания черпает  не только из эмпирических данных, но и  из самой сущности категориального  мышления. Научный редукционизм, претендующий на абсолютную значимость, напоминает попытку известного персонажа вытащить самого себя из болота за косичку. Иногда это удается, однако подобные победы всегда оказываются пирровыми. В  этом смысле полная победа в «борьбе  с сознанием», т.е. окончательная  редукция сознания, все равно невозможна, что всегда оставляет место для  философского осмысления. Именно благодаря  феномену сознания возможна такая область  человеческой деятельности, как философия.

 

2. Психика и  особенности строения мозга

Психика является продуктом  деятельности коры больших полушарий  головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и  законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой  современной психологии.

Следует отметить, что связь  психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление  об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени  Рене Декарта придерживались почти  все представители так называемой эмпирической психологии. Согласно этому  неправильному взгляду физиологические  и психологические процессы в  мозгу протекают параллельно  друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается  как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.

Другое ошибочное понимание  связи психики и мозга связано  с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного  материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким  же выделением мозга, как желчь - печени. От подобной ошибки предостерегал еще  Ф. Энгельс, который отмечал, что  мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям  в мозгу, но разве этим исчерпывается  сущность мышления?

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. В сложной  психической деятельности различные  процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление  различных видов деятельности. Психические  процессы протекают с различной  быстротой и интенсивностью в  зависимости от особенностей внешних  воздействий и состояний личности.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые  эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором  психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей  левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным  слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и  структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария  решают с разных точек зрения, а  при выходе из строя одного из них  нарушается и функция, за которую  оно отвечает.

Человек не рождается с  функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных  с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в  зачаточной форме, со временем они совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие  может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом  полушарии развиваются главным  образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них  все равно не выходит, а специализация  полушарий может ослабнуть. А  ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого  мозга: недаром у человека она  выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение  – все это стало развиваться  так бурно и так продуктивно  у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности  полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что  биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о  функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что  она если и не «только начинается», то уж во всяком случае продолжается, и  конца ей пока не видно.

Именно специализация  полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных  точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий  как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую  основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария  особенно не отражается, то эмоциональное  состояние резко меняется. Человека охватывает эйфория: он возбужден и  словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он и творческой жилки.

Полная противоположность  – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска  и печаль, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого  полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого - глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, –  безоглядный оптимизм, сущность правого  – «дух отрицания, дух сомнения».

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность  нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а  левое подыскивает для него словесное  выражение, что теряется при этом и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке  «правды природы» в «правду искусства».

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией  творчества, как в глаза бросаются  поразительные совпадения. Одно из них – тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю и многим его собратьям  по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая  творческая жилка, гнездятся те сложные  потребности самовыражения, которые  при благоприятном стечении обстоятельств  находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном  – в разрушении старых.

У клеток коры головного мозга  есть особенность, очень важная для  психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все  другие клетки человеческого организма  в процессе жизни размножаются и  отмирают. Отчетливее всего это заметно  в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько  дней; клетки крови живут около  месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга  новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого  организма не свойственна такая  взаимозаменяемость, как клеткам  коры головного мозга.

 

3. Психология конституционных  различий 

 

3.1 Понятие психологии  конституционных различий

Элементами психологической  структуры личности являются психологические  свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это трудновообразимое  число свойств личности, психологи  пытаются условно уложить в некоторое  число подструктур.

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная  подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и  темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности  психологических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления, ощущений, зависящих  как от врожденных факторов, так  и от тренировки, самосовершенствования  этих качеств.

Далее уровнем личности является также ее социальный опыт, в который  входят приобретенные человеком  знания, навыки, умение, привычки.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая желания, интересы склонности, идеалы, мировоззрение, особенности характера, самооценки.

Различия людей между  собой многопланово: на каждой из подструктур  имеются различия убеждений и  интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.

В психологии существует два  главных направления исследования личности: в основе первого лежит  выделение в личности тех или  иных черт, в основе второго - определение  типов личности.

При типологическом подходе  исходят из положения, что тип  личности является целостным образованием, не сводимых к комбинации отдельных  личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного  или усредненного представителя  группы лиц, относимых к данному  типу.

Издавна делались попытки  свести практически бесконечное  множество индивидуальностей к  небольшому количеству типичных портретов. В структуру индивидуально-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические.

Выделяют общую и частную  конституцию человека. Под общей  конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды.

Иными словами, общая конституция  – это общая характеристика организма. Можно предположить, что в основе общей конституции человека лежит  генотип человека.

В структуре частных конституций  выделяют два основных класса: класс  морфологических конституций и  класс функциональных.

Поскольку телосложение в  сравнении с другими видами конституции  – это легко наблюдаемая характеристика организма, характеризующая его  как единое целое, именно оно занимает центральное, а иногда и единственное место в понятии «конституция человека». Поэтому, описывая конституционные  особенности индивида, необходимо иметь  ввиду весь спектр конституциональных особенностей человека. Наибольшую известность  приобрели конституциональные типологии  человеческой психики Э. Кречмера и  У. Шелдона.

Немецкий ученый Э. Кречмер  в своей знаменитой работе «Строение  тела и характер» пытался найти  те связи, которые существуют между  строением тела человека и его  психическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.

Кречмер описал 4 типа телосложения и соответствующие типы темперамента (табл. 1).

Таблица 1. – Типы телосжения и темперамента в теории Э. Кречмера

Типы телосложения

Типы темперамента

Астенический (лептосомный)

Шизотимный

Атлетический

Искотимный

Пикнический

 

Диспластический

Циклотимный


Например, Астенический тип  – это люди, как правило, высокого роста, с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой. Астеники имеют шизотимный темперамент. К  характеристикам следует отнести  необщительность, замкнутость, сдержанность, серьезность, застенчивость, боязливость, сентиментальность, повышенная возбудимость.

В основе варианта У. Шелдона  лежат системы антропометрических показателей («компонентов телосложения»), соответствие которым оценивается  по семи бальной шкале. И Э. Кречмер  и У. Шелдон пришли к выводу о существовании  трех «соматотипов», т.е. максимально  непохожих друг на друга – «эндоморфный», «мезоморфный», «эктоморфный». Трем основным соматотипам соответствуют три  варианта психической структуры  человека. Чем же так привлекательно типологическое мышление? По мнению Д. Леонтьева:

1. Универсальностью. Наклеивание  «ярлыков» срабатывает всегда. Нет  человека, которого с первого  взгляда нельзя было бы подвести  под тип.

2. Это путь наименьшего  сопротивления при познании личности, так, как, по сути, отнесение  человека к какому-нибудь определенному  типу избавляет нас от необходимости  познавать его дальше. И дальше, действуя как-то по отношению  к этим людям, мы уже ориентируемся  не на самого человека, а на  тот типологический ярлык, который  мы уже дали.

3.2 Недостатки психологии  конституционных различий

Типологическое мышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает знание не о самой личности, а о соответствии ее определенной типологии. Мы не можем  узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию.

Не всем, но большинству  типологических характеристик присуща  положительная или отрицательная  оценка. Отличительная особенность  к личности, в отличие, например от традиционного педагогического  заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует  вообще, или разные формы поведения  оцениваются одинаково. Речь идет о  том, что оценка формируется уже  после восприятия человека, сначала  воспринимается объективно человек  и то, что он делает, и уже после  этого, отдельно, в случае необходимости  дается оценка. Традиционная же педагогика по своему замыслу, по определению исходит  из необходимости сформировать определенные идеальные типы, качества и всегда смотрит на конкретного человека через призму этого идеала, что  мешает видеть человека самого по себе. Типологический подход к личности по нагруженности оценочными характеристиками близок традиционному педагогическому  подходу.

Все типологии, по словам одного из основоположников психологии личности Г. Олпорта, устанавливают границы  там, где нет границ. Отнесение  человека к определенному типу является, по мнению Д. Леонтьева, является не познанием  человека как такового, а познанием  того, как он соотносится с какими-то нашими задачами.

Итак, отнесение человека к какому-то определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т.д. Оно дает ответ  на какие-то конкретные практические вопросы. Если типология и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий  ближе к истинному познанию –  это путь познания личности в разных гранях, разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому то одному обозначению.

Список литературы

1.            Базыма Б.А. К вопросу о природе психики //Вестник Харьковского университета. Серия “Психология”, №432, 1999, с.9-18

2.            Выготский Л.С. Предисловие к кн. Лазурского А.В. Психология общая и экспериментальная. – Л.: Госиздат, 1925.

3.            Гельгорн Э., Луфборроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства: Нейрофизиологическое исследование. - М.: Мир, 1966 – 672 с.

4.            Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: Соваминко, 1989 – 280 с.

5.            Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. Учеб. пос. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005 – 624 с.

6.            Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. - М.: ГУП Воскресенская типография, 2007 – 248 с.

7.            Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М, 2008 – 160 с.

8.            Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум. - М.: Химия, КолосС, 2004 – 240 с.

9.            Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984; 161 с.



Информация о работе Понятие и сструктура сознания