Понятие «сознание» .Основные свойства сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:17, доклад

Краткое описание

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Файлы: 1 файл

Психология - сознательное и бессознательное.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

Понятие «сознание» .Основные свойства сознания.

-активность и  направленность

-способность к  самонаблюдению и критичность

-избирательность  и наличие бессознательного.

Сознание является специфическим  свойством человека, его родовым  признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. 

Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. ) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения. Активность сознания выражается также в его непрерывном функционировании. Будучи в бодрствующем состоянии, человек просто не может остановить его работу. Хотим мы того или нет, но мы всегда о чем-то думаем. В некоторых восточных учениях (буддистских практиках) умение остановить поток сознания (достигнуть пустоты в сознании) квалифицируется как одна из высших ступеней духовного развития, что связано с определенной (специфичной для буддизма) трактовкой природы сознания и человека. 

сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Направленность выражается в том, что человек понимает то, к чему в данный момент устремлено его сознание, придавание предмету определенного значения .Отображение предметности ( содержательности) сознания. Помимо собственно предмета (того, на что сознание направлено в данный момент), содержательность сознания подразумевает его различные модусы (как мы воспринимаем предмет: фантазируем, вспоминаем, оцениваем, просто созерцаем и т.д.)..

Способность к  рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие 

Рефлексивность определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. . Размышляя над собой, над своими ментальными и психическими состояниями, мы, тем самым, разбираемся в себе, постигаем (сознаем) сами себя. Самосознание включает в себя не только самопознание, но и самооценку, правильность (адекватность) которой, в свою очередь, помогает человеку в его деятельности, в общении с другими людьми, придает ему уверенность во всех его начинаниях. Познавая себя, мы учимся контролировать свою внутреннюю жизнь, свои желания, поступки и устремления Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением. Критичность сознания выражается не только в умении человека непредвзято оценивать собственные мысли, возможности и планы, но и в сознании необходимости развития своих знаний и самосовершенствования, в способности не останавливаться на достигнутых результатах, а всегда стремиться к новому, большему, лучшему. 
 
Избирательность Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями). 

Сознание и бессознательное  постоянно переплетаются во  многих  действиях человека, они способны влиять друг на друга и  психику  человека  в  целом. проявления   бессознательного    в сознании:      

.  Бессознательная  память  -  это  та  память,  которая   связана   с долговременной  и  генетической  памятью.  Бессознательное мышление   особенно отчетливо выступает в процессе решения  человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.    

Есть и  бессознательная   мотивация,  влияющая  на  направленность  и характер  поступков,  многое  другое,  не  осознаваемое  человеком  в психических процессах, свойствах и состояниях.  

Бессознательное в личности  человека -  это  те  качества,  интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но  которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных  реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно  из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В  основе  другой  группы   бессознательных   явлений   лежит непроизвольное  забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую  значимость.

бессознательные  явления  личностного  характера относятся, к разряду представлений и  связана  с восприятием,  памятью  и воображением:  сновидения,  грезы,  мечты.  Грезы  и мечты  происходят  при  работающем,  но  несколько ослабленном  сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

мера бессознательного в жизни человека определяется переходом  от  инстинктивного ощущения  действительности  к  сознательному   восприятию,   выраженную   в поведении человека в его конкретных поступках.  
 

2.Происхождение  сознания человека.

Гипотеза А.Н.Леонтьева  о происхождении сознания человека.

Сознание — это высший уровень психического отражения  объективной реальности, а также  высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.  
В отеч. психологии вопрос происхождения сознания рассматривают, основываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека. 

Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного  мира.

Одно из главных отличий человека от животного  заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и  строит свои отношения с ней с  позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной  среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда  заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку  в процессе их выполнения человек  вступает в определенные отношения  с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован  как индивидуальный. Однако, для  того чтобы стать писателем, человек  должен был научиться читать и  писать, получить необходимое образование, т. е. его трудовая деятельность стала  возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими  людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал  образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально  отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ  и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и

поведения — регуляции  с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

 именно особенности  человеческих сообществ, заключающиеся  в необходимости коллективного  труда, обусловили возникновение  и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального  существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного  отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования  и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления  сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации.

Появление человеческих сообществ  с их моральными нормами, отражающими  законы социального общежития, явилось  основанием для проявления критичности  мышления человека. Так появились  понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ.

 Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что  в определенной мере способствовало  эволюции мышления. В то же  время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые  и новые функции. Она способствовала  осознанию человеком своего «Я»,  выделению себя из окружающей  среды. В результате речь приобрела  свойства, позволяющие рассматривать  ее как средство регуляции  поведения человека. Все эти явления  и закономерности определили  возможность проявления и развития  сознания у человека.

Вместе с тем  следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций.

3.Неосознаваемые психические процессы.

Неосознаваемые  механизмы сознательных действий

Неосознаваемые  побудители сознательных действий

«надсознательные процессы»

Неосознаваемые психические  процессы особенно активно стали  изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять  на три класса:

неосознаваемые механизмы  сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы 

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми  автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются  без участия сознания, как бы «сами  собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние — состояние «свободной головы» — и означает отсутствие сознательного контроля. процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но за-

Рис. 6.1. Классификация неосознаваемых процессов

 

тем перестали фиксироваться  в сознании.

Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

Вторая группа явлений, входящих в  подкласс неосознаваемых автоматизмов, называетсяавтоматизированными действиями, или навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Например, обучение игре на музыкальных  инструментах.

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного  контроля человек совсем не знает, что  он делает, — контроль за деятельностью остается. При выполнении какой-либо деятельности часть действии, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

При достижении уровня навыков отдельные  выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем  и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать  много ошибок, например при усталости  или плохом самочувствии, то вновь  начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно  наблюдать и после длительного  перерыва в выполнении какой-либо деятельности.

Информация о работе Понятие «сознание» .Основные свойства сознания