Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
Уже в античной философии начало зарождаться мнение о том, что сознание существует в обществе не только в индивидуальных, но и в об-щественных формах. Так, Платон предполагал, что в основе общественно-го сознания лежат вечные надкосмические идеи, а Геродот и Фукидид вы-сказали предположение о психических особенностях, нравах, разном скла-де мышления народов и племен. И в дальнейшем общественный феномен сознания был предметом интереса мыслителей разных эпох. В современ-ной литературе существуют три точки зрения на проблему сущности и природы общественного сознания: 1) общественное сознание функциони-рует только посредством индивидуальных сознаний; 2) существует незави-симо от сознания индивида и предшествует ему; 3) проявляется как в лич-ной, так и в надличностной форме в виде культуры, отделенной от челове-ка. В основе различий данных точек зрения лежат разные подходы к по-ниманию природы идеального.
Под общественным сознанием следует понимать совокупность су-ществующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.
Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности — че-ловечество, государство, этнос, семья, индивид – соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда «укоренен» в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социаль-но-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественно-го, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективи-руемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой лич-ности. В то же время содержание общественного сознания шире содержа-ний индивидуальных сознаний, но его нельзя истолковывать как абсолют-но внеличностное. Сложившееся в виде элементов духовной культуры об-щества, оно предшествует каждому формирующемуся сознанию, выступа-ет как условие его формирования и развития. Но только индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании, источником его развития.
Сложность структуры сознания, взаимосвязи его элементов проявля-ется в том, что оно, как общественное, так и индивидуальное, включает в себя всю гамму разнообразных психических реакций человека на внешний мир, взаимодействующих и влияющих друг на друга. Любая структура сознания «обедняет» его палитру, делает акцент на значимости одних эле-ментов и оставляет «в тени» другие. Но без анализа структуры этого слож-но организованного явления невозможно понять его суть, его природу и, главное, роль и значение в регулировании человеческой деятельности.
При анализе сознания необходимо обратиться и к рассмотрению бессознательного, так как феномен бессознательного является объектом изучения рядом наук и участвует в функционировании психики человека в целом. Бессознательное – это совокупность психических явлений, со-стояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в дан-ный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательное проявляется в различных формах – влечении, уста-новке, ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состоянии и др. Но не все, находящееся за пределами фокуса сознания, неосознаваемое следует относить к бессознательному. К уровню бессознательного относят-ся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не может освободиться. Но инстинкты порождают у человека желания, эмоции, во-левые импульсы, которые могут переходить на уровень осознания, и, кро-ме того, бессознательное может направлять поведение людей и в этом от-ношении воздействовать на их сознание. А с другой стороны, так называе-мые автоматизмы и интуиция могут сформироваться на уровне перцептив-но-мыслительной деятельности, а затем, в результате многократного по-вторения, приобрести бессознательный характер, выйти из-под контроля сознания. В структуре бессознательного особое место занимает уровень подсознания, включающий психические явления, связанные с автоматиз-мами. С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от перенапряжения, автоматизируя человеческие действия и увеличивая творческие возможности человека.
З. Фрейд на базе экспериментальных и клинических данных обосно-вал важную роль бессознательного в психической деятельности человека, представил его в виде могущественной иррациональной силы, находящей-ся в антагонистическом противостоянии деятельности сознания. В совре-менной философии и психологии бессознательное признается и широко используется не только в научном анализе, но и в практической медицине (метод психоанализа).
Термин «бессознательное» используется для характеристики не толь-ко индивидуального, но и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками действия. Последователь и популяризатор концепции Фрейда К. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил в его структурах образы коллективного бессознательного — «архетипы». В от-личие от «комплексов» Фрейда как индивидуальной жизни человека, архе-типы связаны с коллективной жизнью людей и передаются из поколения в поколение по наследству. Архетипы представляют собой систему врож-денных программ и установок, типических реакций, которые не деклари-руются как социокультурные нормы, но исходят из глубинных наслоений психической жизни человеческого рода. Они могут служить объяснитель-ной моделью поведения человека и общества. Если сознание не будет учи-тывать возможность проявления архетипов и ориентировать их, привле-кать как аттракт, психике грозит вторжение бессознательного в самых примитивных формах. По мнению К. Юнга, это может привести к индиви-дуальным и массовым психозам, лжепророчествам, волнениям и войнам.
Следует заметить, что и сознание, и бессознательное являются ре-альными сторонами психики, обеспечивающими ее единство. В генезисе психики человека бессознательное является первым этапом ее становления и развития, на основе которого начинает формироваться сознание. Под влиянием эволюции сознания бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется.
Характеризуя структуру общественного сознания по степени и спо-собам осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыден-но-практический и научно-теоретический) и формы, различающиеся ме-тодами и средствами отражения действительности и воздействия на реаль-ную жизнь людей.
К обыденному сознанию относится сознание масс людей, форми-рующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимо-действии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает в себя 1) накопленный веками опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, стихийное мировоззрение, сложившееся из фактов; 2) житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потреб-ностях; 3) народное художественное творчество. Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления, четкой осознанностью, на-учной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретическо-го уровня. Зато обыденное сознание имеет такие преимущества перед тео-ретическим, как полнота, многосторонность, цельность мироощущения. Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредст-венной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности.
Обыденное сознание очень близко к индивидуальному. Однако это массовое, коллективное сознание и формируется оно в сознании опреде-ленных групп. Определение массового сознания представляется довольно сложным. Одни утверждают, что это разновидность обыденного сознания, другие, что это сознание различных типов и видов масс (сознание больших социальных групп, общечеловеческое сознание), третьи интерпретируют общественную психологию как массовое сознание. Это связано с тем, что в действительности массовое сознание является очень сложным духовно-социальным феноменом. Оно представляет собой совокупность психиче-ских, гносеологических и социальных по природе духовных образований, включающих элементы всех уровней и форм общественного сознания. Оно выражает реальное состояние сознания больших масс людей, со всеми его противоречиями, особенностями и различием наполняющих его компонен-тов.
Категория «массовое сознание» может рассматриваться в тесной связи с категорией «общественное мнение». Общественное мнение — это сужде-ния людей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в области экономики, политики, морали, науки, религии и т.д. В этих сужде-ниях переплетается обыденный, эмпирический подход к событиям общест-венной жизни с теоретическим, научным.
На уровне обыденного сознания развивается общественная (или со-циальная) психология, являющаяся одной из составных частей обыденного сознания. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях их по-вседневной жизнедеятельности: в труде, в общении между собой. Общест-венная психология представляет собой первую, непосредственную ступень отражения общественного бытия.
Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. Теоре-тический уровень общественного сознания трансформируется в идеоло-гию. Идеология представляет совокупность теоретически обоснованных политических, философских, эстетических взглядов, правовых и нравст-венных норм и принципов, которые носят систематизированный характер. В конечном счете идеологические воззрения обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определен-ных классов и других социальных слоев и групп. В идеологии идеи и взгляды систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретают характер идеологических систем и концепций.
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает различные способы духовного освоения действительности. В силу этого можно выделить следующие формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное или атеистическое, философское и научное. Процесс дифференциации общест-венного сознания, возникновение новых структурных элементов продол-жается и он обусловлен объективным процессом дифференциации общест-венных отношений, потребностями развития общества.
Критериями разграничения форм общественного сознания выступают:
— предмет отражения, особая сторона или аспект общественного бытия;
— способы, приемы и методы отражения общественного бытия;
— особенности возникновения и развития каждой из существующих форм;
— социальные функции каждой из форм общественного сознания.
Все формы общественного сознания тесно связаны между собой и оказывают друг на друга активное воздействие. В различные социальные эпохи их роль в жизни общества меняется. Так, с возникновением классов политическое сознание прочно занимает ведущее положение в отношении всех форм общественного сознания; эпоха Возрождения характеризуется возрастанием роли эстетического освоения мира, а период средневековья – господством религии; становление капиталистических отношений кладет начало постоянно возрастающему воздействию науки на все стороны об-щественной жизни. Но во всех этих процессах определяющую роль играет политическое сознание.
В зависимости от роли основных компонентов сознания в регулиро-вании человеческой деятельности в его структуре можно вычленить сфе-ры: когнитивную, эмоциональную и мотивационно-волевую.
Когнитивную сферу сознания составляют познавательные особенно-сти субъекта, процесс познания и результат познавательной деятельности. Они образуют «левую половинку» нашего сознания, ориентированную, в первую очередь, на внешний предметный мир, и ее главной целью являет-ся адекватное отражение мира.
Эмоциональная сфера выражает состояние внутреннего мира чело-века, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Она включает: а) собст-венно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, анти-патия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (весе-лое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными ре-акциями (голод, жажда, усталость). Эмоции -– это отражение объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к не-му. В эмоциях объект не противостоит субъекту, а переживается как еди-ное целое с субъектом, удовлетворяя его потребности. При сильных пере-живаниях сознание вообще отключается.
Мотивационно-волевая (или ценностно-смысловая) сфера «ответст-венна» за формирование мотивов, интересов, духовных идеалов личности в единстве со способностью достигать цель. Волевые действия, побуждая или тормозя активность субъекта, проявляются в ситуациях выбора моти-вов и целей. В этой сфере формируется и развивается не истина как фор-ма согласования сознания, мысли и предметной действительности, а цен-ности красоты, справедливости, добра, долга как форма согласования действительности с нашими идеалами, целями, убеждениями.
Волевая и эмоциональная сфера образуют «правую половинку» соз-нания, в которой предметом познания выступает сам субъект и продукты его творческой самореализации в многообразных формах духовной куль-туры общества. Внешне познавательная сфера сознания представлена здесь в снятом виде, редуцирована и подчинена эмоционально-волевой компоненте.
Интегрирующим ядром в структурной организации сознания являет-ся мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и вы-ступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведе-ния людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.
В разных сферах практической, познавательной и коммуникативной деятельности субъекта с необходимой полнотой обнаруживается роль каж-дого компонента сознания, которые без воздействия и участия друг друга не функционируют.