Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:28, реферат
Целью этой работы является рассмотреть научное знание, науку и ненаучное с точки зрения философии. Выделить критерии научности и сформулировать критерии демаркации. Поставим перед собой следующие задачи:
сформулировать понятие науки, научному знанию, изучить структуру научного знания;
подробней изучить эмпирическое знание;
выделить основные характеристики теоретического познания;
определить формы и виды ненаучного знания;
подробней рассмотреть религиозное знание и паранаучное знание как ненаучное;
В современности идеал научности претерпевает существенные изменения. Происходит радикальный. Качественный переход от веками утвердившихся классических представлений о науки к некоторому новому, еще формирующемуся ее образу и идеалу. Этот переход выражается:
3.2 Проблема демаркации
Проблема демаркации — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия)30.
Проблема демаркации науки и ненауки - одна из острых проблем философии науки XX века (главным образом подразумевается позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Эту проблему поставили в 20-30 годах XX века логические позитивисты, участники «Венского кружка», среди них Шлиб, Карнап, Рейхенбах, Гемпель, Франк. Вдохновители кружка - Рассел и Витгенштейн, основатель позитивизма - Конт. Предметом исследования позитивизма является наука, логические позитивисты проводили логический анализ языка науки.
Логические позитивисты предложили в качестве критерия науки верифицируемость (подтверждаемость). Но они пошли еще дальше и объявили верифицируемость не только критерием демаркации, но и критерием осмысленности: только верифицируемые предложения имеют смысл, неверифицируемые предложения бессмысленны. Религия и философия оказались за пределами науки. Однако математика, тоже не удовлетворявшая критерию, была отнесена к науке, так как она является инструментом для преобразования эмпирических данных.
Карл Поппер предложил в качестве критерия науки фальсифицируемость: для любой теории, претендующей на статус науки, должно существовать множество потенциальных опровергающих фактов. Частного недостаточно для подтверждения общего, но достаточно для его опровержения. Наука объясняет сущность, которую не видно. И если теория всегда подтверждается, то, наверное, она не описывает сущность - должно же когда-нибудь возникнуть противоречие. Нельзя выделить истину в научном знании, говорит Поппер, но постоянно выявляя и отбрасывая ложь, можно приблизиться к истине. Это оправдывает наше стремление к познанию и ограничивает скептицизм. Можно сказать, что научное познание и философия науки опираются на две фундаментальные идеи: идею о том, что наука способна дать и дает нам истину, и идею о том, что наука освобождает нас от заблуждений и предрассудков. Поппер отбросил первую, но во второй идее его методология нашла прочную объективную основу. В дальнейшем И. Лакатос и другие представители философии науки показали, что даже и ложность наших убеждений мы не можем установить с несомненностью. Так из методологии была устранена и вторая фундаментальная идея. Это открыло путь к полному скептицизму и анархизму31.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были сформулированы понятие науки, научному знанию, изучить структуру научного знания; подробно изучено эмпирическое знание; выделены основные характеристики теоретического познания; определены формы и виды ненаучного знания; подробно рассмотрены религиозное знание и паранаучное знание как ненаучное; составлены критерии научности и выделить некоторые проблемы демаркации.
Изучив данную тему можно сделать следующие вывод, что продуктом научной деятельности является, прежде всего, знания. Однако важно иметь в виду, что знания приобретаются не только в науке. Поэтому знания могут быть научными и ненаучными. Уже поэтому понятие «истинное» не эквивалентно понятию «научности». Вполне может быть получено истинное знание, которое не является научным. С другой стороны, понятие «научный» может применяться и в таких ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний.
Существует совокупность критериев научности, использую которые профессионалы легко отличают научною работу от ненаучной. Следует иметь также в виду, что установление истинного знания в науке сравнительно жестко регламентируется на эмпирическом уровне. Однако совсем не просто устанавливаются истины на уровне теории.
Научная систематизация знания обладает целым рядом важнейших особенностей. Для нее характерно стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, которые находятся в определенной взаимосвязи и единстве друг с другом32.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Философия и методология науки : уч. пособие для вузов / Институт Открытое общество ; под ред. В.И. Купцова.- М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.- С. 7 - 8
2
Демаркации проблема [Электронный ресурс]
: Энциклопедия современной эзотерики.-
Режим доступа : http://ariom.ru/wiki/
3
Научное знание [Электронный ресурс]
: Финансовый словарь.- Режим доступа :
http://dic.academic.ru/dic.
4
Научное знание [Электронный ресурс]
Терминологический словарь библиотекаря
по социально-экономической тематике.-
Режим доступа : http://socialeconom.academic.
5
Наука [Электронный ресурс] Толковый
словарь русского языка.- Режим доступа
: http://www.vedu.ru/ExpDic/
6
Эмпирический и теоретический уровни
познания [Электронный ресурс] : Учебные
материалы по философии.- Режим доступа
: http://studfilosed.ru/
7
Эмпирический и теоретический уровни
научного познания [Электронный ресурс]
: Бесплатная библиотека.- Режим доступа
: http://studyspace.ru/
8 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. И аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 174
9 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. И аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 176
10
Эмпирический и теоретический уровни
научного познания [Электронный ресурс]
: Бесплатная библиотека.- Режим доступа
: http://studyspace.ru/
11
Методы и формы теоретического уровня
научного познания [Электронный ресурс]
: Конспектомания.- Режим доступа http://conspects.ru/content/
12 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. И аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 181
13 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. И аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 184
14 14 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. И аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 186-187
15
Научное и ненаучные знания [Электронный
ресурс] Кандидатский минимум по философии/естествознание.-
Режим доступа attachment:/210/Научное_и_
16
Научное и ненаучные знания [Электронный
ресурс] Кандидатский минимум по философии/естествознание.-
Режим доступа attachment:/210/Научное_и_
17
Научное и ненаучное знание. Формы ненаучного
знания. [Электронный ресурс].- Режим доступа
attachment:/248/bilety-po-
18
Научное и религиозное знание [Электронный
ресурс] : Кризисное обществоведение.-
Режим доступа http://www.toyota-club.net/
19 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. и аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 304
20
ПАРАНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ [Электронный ресурс]
: Новейший философский словарь.- Режим
доступа :http://dic.academic.ru/dic.
21
Эзотеризм [Электронный ресурс] : Словарь
изобразительного искусства.- Режим доступа
: http://slovari.yandex.ru/эзоте
22 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. и аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 316
23
Теософия [Электронный ресурс] : Словари.-
Режим доступа : http://slovari.yandex.ru/
24
Теософия [Электронный ресурс] : Википедия.-
Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%
25 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. И аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 317
26 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. И аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 320 - 321
27 Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для суд. И аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 323 - 324
28
Критерии научности [Электронный ресурс]
: Бесплатная библиотека.- Режим доступа
: http://studyspace.ru/
29 Философия и методология науки : уч. пособие для вузов / Институт Открытое общество ; под ред. В.И. Купцова.- М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.- С. 295
30
Проблема демаркации [Электронный ресурс]
: Википедия.- Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/
31
Проблема демаркации науки и ненауки [Электронный
ресурс] Лекционные материалы для подготовки
к экзаменам.- Режим доступа : http://lects.ru/istandphil/
32 Философия и методология науки : уч. пособие для вузов / Институт Открытое общество ; под ред. В.И. Купцова.- М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.- С. 9 -11
Информация о работе Научное и ненаучное знание: критерии демаркации