Научное и ненаучное знание: критерии демаркации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Целью этой работы является рассмотреть научное знание, науку и ненаучное с точки зрения философии. Выделить критерии научности и сформулировать критерии демаркации. Поставим перед собой следующие задачи:
сформулировать понятие науки, научному знанию, изучить структуру научного знания;
подробней изучить эмпирическое знание;
выделить основные характеристики теоретического познания;
определить формы и виды ненаучного знания;
подробней рассмотреть религиозное знание и паранаучное знание как ненаучное;

Файлы: 1 файл

Научное и ненаучное знание критерии демаркации.docx

— 58.52 Кб (Скачать)

Гипотеза - это научное  предположение, опирающееся на факты, выраженное в форме суждения, или  системы взаимосвязанных суждений, о причине, механизме изучаемых  явлений. По своей логической структуре  гипотеза является вероятностным суждением, т.к. истинность ее не определенна. По своей  познавательной функции гипотеза выступает  либо как форма развивающегося знания от проблемы к теории, либо как структурный  элемент теории. Гипотеза как процесс  мышления складывается из двух последовательных этапов:

    • построение гипотезы;
    • обоснование ее логическими методами.

Построение гипотезы начинается с выдвижения предположения о возможной причине интересующего нас явления. Гипотезы возникают не только для объяснения эмпирического материала, но и для разрешения противоречий, появляющихся на теоретическом уровне. Проверка (доказательство) гипотезы – необходимый этап на пути движения научного познания к достоверному знанию, и, чтобы стать достоверным, оно должно быть обосновано. В процессе проверки гипотеза либо принимается, т.е. входит в качестве элемента в научную теорию или же сама превращается в теорию, либо отвергается. Проверка гипотезы на ее состоятельность проходит последовательно два этапа: из данной гипотезы выводятся логические следствия, и затем проводится их эмпирическая проверка с целью установления соответствия следствий и данных опыта. Если соответствие установлено, то гипотезу можно применять в качестве научного предположения. Дополнительная достоверность гипотезы определяется тем, что следствия, выводимые из нее, предсказывают факты, существование которых подтверждается ходом исследований.

Требования к гипотезе:

    • гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.к. ее содержание должно быть сопоставимо с содержанием эмпирических данных;
    • гипотеза должна быть обоснована не только эмпирически, но и теоретически (не противоречить установленным наукой законам);
    • гипотеза не должна быть внутренне противоречивой.

Простота гипотезы. Из «конкурирующих»  гипотез выбирается та, которая является наиболее простым объяснением. Смысл  этого правила в том, что более  простые объяснения природных явлений  с большей вероятностью могут  оказаться правильными, чем более  сложные. Если мы располагаем двумя  гипотезами, объясняющими одни и те же явления, то следует выбирать ту из них, которая включает наименьшее из возможных число допущений  или сложных выкладок, отсекая (как  бритвой) те, которые содержат избыточные принципы15.

Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более  сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и  конкретизируя на базе эмпирии новое  собственное содержание, открывает  новые, более широкие горизонты  для эмпирического познания, ориентирует  и направляет его в поисках  новых фактов, способствует совершенствованию  его методов и средств.

 

2. НЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

 

2.1 Ненаучное знание. Формы и виды ненаучного знания

 

Ненаучное познание, в отличие  от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения.

Выделяют следующие виды ненаучного знания:

    • ненаучное, разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
    • донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
    • паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
    • лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
    • квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим.
    • антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.
    • псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс16.

Ненаучное знание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

  1. Исторические:
    • мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;
    • религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;
    • философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления;
    • художественно-образное (связано с эстетическим);
    • игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);
    • обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт.
  1. Иррациональное (внерациональное) познание:
    • магия;
    • мистика;
    • колдовство;
    • эзотерическое знание;
    • переживание, ощущения;
    • народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

Вненаучное познание характеризуется: недостаточной обоснованностью, частой недостоверностью, иррационализмом17.

 

2.2 Религиозное  знание

 

В становлении современного западного общества изначально возник конфликт между типом знания, сложившимся  в ходе Научной революции, и знанием  религиозным.  Этот конфликт имел корни  в несоизмеримости между знанием  и верой  как фундаментальными структурами духовного мира человека. Однако в ходе Научной революции  он усложнился и расширился до столкновения и двух типов знания , причем оба типа вовлечены в жизнь общества — в сфере этики, идеологии, политической практики. Когнитивный конфликт приобрел политическое измерение и периодами принимал исключительно острые формы, особенно в моменты революций и глубоких реформ.

Тот факт, что религия, вырастая из веры, в то же время создает  стройную и сложную систему знания,  в обществоведении замалчивался, и противоречия между наукой и  религией сводились к конфликту  между знанием и верой или, огрубляя, к конфликту веры в Бога и атеизмом.

Религиозное знание, подобно  научному, имеет сложную развивающуюся структуру. В ходе этого развития выработался особый язык,  адекватный предмету знания, непохожий ни на обыденный, ни другие специализированные языки — со своим словарем, грамматикой, стилем, со специальными метафорами и понятиями, со своими проблемами перевода на национальные языки.

Религиозное знание стоит  на особой системе постулатов  и  догм,  а также на развитой логике , которая позволяет, исходя из постулатов и догм, делать умозаключения, привлекая доводы из реальной жизни. Эти умозрительные выводы являются следствием теоретизирования  — деятельности в сфере знания, в которой вера остается «за скобками», будучи включенной в постулаты. Насколько сложна эта логика и применяемая в рассуждениях мера, видно из того, как часто приходилось созывать совещания и соборы, чтобы обсудить расхождения и согласовать выводы18.

Религия – проявление одного из типов фундаментального опыта человека. И потому наука ни в коем случае не должна стремиться к победе над религией. Эта «победа», по мнению Уайтхеда, уже обернулась «едва уловимой деградацией религиозных идей», которую мыслитель видит отождествлении значения религии с «побочным продуктом», в выдвижении на первый план правил поведения, например. Религия, по Уайтхеду, это далеко не только нравственность, хотя это одно уже очень много.

Выдающийся математик, философ, логик и глубоко верующий человек  англичанин А.Н. Уайтхед в своих  философских работах указывал на различие религиозного и научного познания. Он отмечал. Что конфликт между наукой и религией в конечном счете бессмыслен. Ему не стоит предавать такого большого значения, как это происходит в конце XX столетий, поскольку в процессе познания наука и религия обращают внимание на различные предметы либо на различные стороны одного и того же предмета. Религия – проявление одного из типов фундаментального опыта человека. И потому наука ни в коем случае не должна стремиться к победе над религией. Эта «победа», по мнению Уайтхеда, уже обернулась «едва уловимой деградацией религиозных идей», которую мыслитель видит отождествлении значения религии с «побочным продуктом», в выдвижении на первый план правил поведения, например. Религия, по Уайтхеду, это далеко не только нравственность, хотя это одно уже очень много19.

 

2.3 Паранаучное  знание

 

Паранаучное знание - формы  познавательной деятельности, возникающие  как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания. Главный критерий отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранаучного знания - несоответствие общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов. Паранаучное знание существует как постоянный контекст развивающегося научного знания в виде протонауки, девиантной науки и псевдонаучного (ненаучного) знания20.

Эзотеризм — учение, свод законов и правил, норм поведения, сокрытых знаний, предназначенных только посвященным21. Видом познания в эзотеризме является переживания и посвящения, а содержанием доверяемые или постигаемые тайны, скрытые от всех, кроме небольшого круга посвященных22.

Теософия - богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза23. Термин «теософия» известен со второго века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах24. У некоторых мыслителей теософия отождествляется с теологией. Однако теология опирается на откровение и догматы, а теософия – это учение о Боге на основе субъективного мистического опыта, представленное в виде системы25.

Оккультизм – это учение, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных общему человеческому опыту, но доступное для «посвященных». Как правило, посвящение связано с потрясениями человека, переживаниями, в результате которых достигается «высшая ступень» сознания и новое видение мира, открывающие доступ к тайным знаниям,  к воздействию над скрытыми силами природы и человека26.

В проблеме соотношения науки и ненаучного знания есть аспект, на который ни  наука, ни общество в целом не могут не обратить внимание, речь идет об обыденном сознании, которое в определенном его состоянии является тормозом на пути общественного цивилизования. Обыденное сознание – это сознание, формирующиеся у индивида под влиянием повседневности. Главным источником такого сознания является массовая культура. Как правило, массовая культура примитивна в своей ориентации на эмоции и инстинкты и агрессивна в стремлении доказать свое превосходство над культурой классической27.

 

3. КРИТЕРИИ ДЕМАКРАЦИИ

 

3.1 Критерии научности

 

Совокупность критериев  научности определяет вполне конкретную модель науки, которую обозначают термином классическая наука. Критерии научности  следующие:

  • Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе». При этом происходит отвлечение от интересов индивида. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или «сверхприродного».
  • Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе», судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.
  • Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).
  • Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.
  • Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости28.

Информация о работе Научное и ненаучное знание: критерии демаркации