Мистика чисел и учение о нравственности у пифагорейцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 20:31, реферат

Краткое описание

Образование Пифагорейского союза, учение о нравственности и философия чисел

Оглавление

Пифагор и пифагорейцы: взгляды и учения
“Пифагорейский союз”
Нравственные принципы и заповеди Пифагора
Религиозно-филосовское учение 7
Научное мировоззрение пифагорейцев. Космогония и космология
Учение о переселении душ
Философия числа

Файлы: 1 файл

Реферат_Мистика чисел и учение о нравственности у пифагорейцев.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     1 - активный, целеустремленный, властный, ленный, властный, черствый, руководящий, инициативный.

     2 - пассивный, восприимчивый, слабый, сочувствующий, подчиненный.

     3 - яркий, веселый, артистичный, удачливый, легко добивающийся успеха.

     4 - трудолюбивый, скучный, безынициативный, несчастный; тяжелый труд и поражение.

     5 - подвижный, предприимчивый, нервный, неуверенный, сексуальный.

     6 - простой, спокойный, домашний, устроенный; материнская любовь.

     7 - уход от мира; мистика, тайны.

     8 - мирская жизнь; материальная удача или поражение.

     9 - интеллектуальное и духовное совершенство.

     Очевидно, что нечетные числа обладают гораздо более интересными и яркими свойствами. Рядом с энергией "1", блеском и удачливостью "З", авантюрной подвижностью и многогранностью "5", мудростью "7" и совершенством "9", четные числа выглядят просто жалко [4]. 

     Это разделение свойств также получено нами в наследство от греков. Пифагорейцы насчитывали десять основных пар противоположностей, существующих во Вселенной. Среди этих пар были следующие: четное - нечетное, один - много, правое - левое, мужское - женское, добро - зло. Один, правое, мужское и доброе ассоциировалось с нечетными числами; много, левое, женское и злое - с четными. 

     Пользуясь вежливым языком Плутарха, нечетные числа обладают "производящей серединой", в то время как в любом четном числе есть "воспринимающее отверстие, как бы лакуна внутри себя". Мужские свойства фаллических нечетных чисел вытекают из того факта, что они "сильнее" четных. Если четное число расщепить пополам, то, кроме пустоты, посередине ничего не останется. Нечетное число разбить не так просто, потому что посередине остается точка. Если же соединить вместе четное и нечетное числа, то победит нечетное, так как результат всегда будет Нечетным. Именно поэтому нечетные числа обладают мужскими свойствами, властными и резкими, а четные - женскими, пассивными и воспринимающими. Принципы нумерологии вырабатывались в древнюю и средневековую эпохи, когда мужчина властвовал, а женщина находилась в подчиненном положении. В результате нечетные числа захватили монополию как энергичные, созидательные и привлекательные силы. 

     Другим следствием эпох, провозглашавших власть мужчин, является то, что мужчины ассоциируются с добром, а женщины со злом. Пифагорейцы утверждали, что женские четные числа отражают зло, потому что легко могут быть расщеплены в ничто, в пустое пространство, в первобытный хаос, из которого создавался мир. В XII веке библейский комментатор Хью из церкви Святого Виктора, отражая распространенный взгляд эпохи средневековья, писал, что четные числа, выражают вещи по своей природе полые, ничего не стоящие сами по себе, тленные и проходящие, вещи этого мира. Работы двух современных американских оккультистов X. А. и Ф. X. Куртасов перекликаются с этой теорией на основании тех же самых причин. "Нечетные числа священны, потому что, когда мы пытаемся разделить их на равные части, они оставляют монаду или "1" - Бога, непоколебимо стоящего между частями... таким образом, они выражают Верховное Божество в окружении его творений". (Ф. Хомер Куртис - основатель ордена Христианских мистиков или ордена Пятнадцати, а также Товарищества Мудрой Религии.)

     "Число есть Слово неизреченное; оно есть волна и свет, хотя никто их не видит; оно есть ритм и музыка, хотя никто их не слышит. Оно неизменно, но вариации его безграничны. Любая форма жизни есть конкретное проявление Числа". Морис Дрюон. "Воспоминания Зевса".

     В геометрии пифагорейцев привлекали прежде всего свойства фигур, которые могут быть выражены числовыми соотношения¬ми. Поэтому в особом почете оказалось соотношение между сторонами в прямоугольном треугольнике, которое вошло в науку как теорема Пифагора. О том, что это соотношение приписывается Пифагору, сообщает только Прокл, причем сам относится к этому с недоверием. Он же пишет о предании, что в знак благодарности за доказательство этой теоремы Пифагор принес в жертву богам 100 быков.

     МИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

     По преданию, именно Пифагор получил в дар от племени дагонов знаменитые нумерологические таблицы. Согласно им пифагорейцы по качеству разделяли числа на три основные категории - несовершенные, совершенные, сверхсовершенные. Как они определяли категорию? Расчленяли число на части, входящие в первый десяток, и на само целое таким образом, чтобы в результате получались не дроби, а целые числа. 

     Совершенными считались числа, сумма частей которых равнялась целому. Первой совершенной цифрой считалась шестерка, так как ее половина - тройка, треть - двойка и, наконец, шестая часть - единица в сумме составляют целое число шесть.

     Сверхсовершенными числами пифагорейцы считали такие числа, сумма частей которых превосходила рассматриваемое целое. Таким числом, например, является 12, сумма частей которого (половина - шестерка, треть - четверка, четверть - тройка, шестая часть - двойка и двенадцатая часть - единица) в сумме дает число 16. Также к сверхсовершенным относят 18, 20, 24, 30, 40, 44.

     Несовершенными же считают такие числа, сумма частей которых меньше целого. Наглядным примером такого числа служит восьмерка, так как его половина - четверка, одна четверть - двойка и одна восьмая - единица в сумме дают число семь.

     Дошедший из глубины веков «секрет Пифагора» якобы обладал способностью раскрывать законы жизни людей и природных явлений. И хотя полная расшифровка секрета утрачена, отдельные энтузиасты пытаются его трактовать и поныне. Владимир Ефимович Заморока - один из тех, кто, стряхнув пыль веков с «пифагоровых штанов», примерил их на недоверчивое человечество. По его расчетам, число судьбы узнать легко, переплюсовав все цифры даты рождения и при получении двух- или трехзначного числа сложить его составляющие так, чтобы в итоге получить одну цифру. (Например, 29.01.1969 = 2+9+1+1+9+6+9 = 37, 3+7 =10, 1+0=1.)

     Жизненный код можно вычислить и другим способом: если цифры даты рождения перемножить между собой и разложить полученное число по периодам жизни, когда каждому десятилетию будет соответствовать всего одна цифра. (Например, 29.01.1969; 2х9=18, 9х1=9, 1х1=1, 9х6=54, 6х9=54. Итого: 1, 8, 9, 1, 9, 5, 4, 5, 4).

     Что же означает каждая цифра в отдельности? Ниже приведена другая характеристика каждой цифры.

     0 - с метафизической точки зрения не является числом и символизирует собой Абсолют, соединяющий в себе Дух и Материю. Блез Паскаль, давая определение Бога, сказал: «Бог есть круг, центр которого везде, а окружность нигде». Божественный статус 0 проявляется и в его взаимоотношениях с другими числами: поставленный справа, он увеличивает число, а если умножить или делить на ноль, то он уничтожает число. Поэтому «гадание» начинается с единицы.

     1 - символ целостности, единства и активности. Графическое изображение - стрела, устремленная вверх.

     2 - бесформенность, нестабильность, дерзость, знак противоположности, изображали в виде «солнечного креста», когда вертикальная черта (дух) пересекала горизонтальную (материя).

     3 - готова соединить всех воедино и усмирить любой конфликт. Графика - треугольник или трезубец.

     4 - равнодушный интеллектуал, на которой, однако, стоит вся Вселенная (4 времени года, 4 стороны света и т. д.). Изображают в форме креста.

     5 - способна управлять внешними и внутренними силами и разбушевавшимися стихиями. Знак - пятиконечная звезда.

     6 - это принцип свободы воли, душевной гармонии и распознавания добра и зла. Ее «портрет» - гексаграмма, или звезда Давида.

     7 - означает целостность и тайну. Обозначается как семилучевая звезда, или пантакль.

     8 - число Правосудия и символ неотвратимости Судьбы. Представляет собой круг, разделенный на 8 частей.

     9 - связана с синтезом трех миров - Богом, Универсумом и человеком, то есть означает собой «все». Рисуют ее в виде круга, разделенного на девять частей.

     Пифагорейцам были известны некоторые свойства правильных многоугольников и правильных многогранников. Они показали, как заполнить плоскость правильными треугольниками, шестиугольниками, квадратами, умели с помощью циркуля и линейки построить не только правильные треугольник, четырехугольник, шестиугольник, но и пятиугольник и десятиугольник. Последние две фигуры были нужны пифагорейцам для построения пятиконечной звезды — пентаграммы — служившей символом школы Пифагора. С пентаграммой связана легенда о том, как один из пифагорейцев по изображенной на дверях дома пятиконечной звезде нашел место, где после продолжительной болезни умер его соратник.  После чего хозяин дома в знак благодарности за заботу о больном человеке был щедро вознагражден.

     Можно сделать вывод, что числа у  пифагорийцев выступают основополагающими  универсальными объектами, к которым  предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется философией.

       Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю “число – есть основание оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать”.

     Заключение

     Длительная  и сложная история пифагоризма  ставит перед исследователями немало вопросов. Однако можно сформулировать следующие достаточно обоснованные оценки смысла и теоретического содержания пифагорийских учений.

     Идеология пифагоризма включает три главных  компонента: религиозно-мифологически-магический; научный, связанный с развитием  математики; и философский. Последний аспект демонстрирует стремление найти “начало” всего сущего и с его помощью объяснить мир, человека и его место в космосе. Однако ведущая материальная тенденция заменяется идеалистической, которая опиралась на важнейшее открытие, связанное с развитием математического знания, - обнаружение возможности выявления упорядоченных и численно выразимых количественных отношений всего сущего.

     Раскрывавшаяся  пифагорейцами числовая закономерность сущего - это протяженный мир тел, математические закономерности движения небесных тел, законы музыкальной гармонии, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия - предстали как торжество человеческого разума, которым человек обязан божеству.

     К сожалению, за тысячу лет антично  традиции реальные и вызывающие глубокое уважение к личности Пифагора сведения были перемешаны со множеством легенд, сказок и небылиц. Можно было бы много чудес рассказать о Пифагоре. Но главное чудо, прославившее его, состояло в том, что он вывел человечество из лабиринтов мифотворчества и богоискательства к берегам океана точного знания. Утренние купания пифагорейцев в волнах Ионического моря были и ежедневной прелюдией к плаванию по океану знания. Только целью плавания были не поиски сокровища, а поиски истины.

     Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот  почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на область мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: “Все есть число”. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.

       Они считали возможным при  помощи математики достигнуть  очищения и соединения с божеством. Математика была одной из составных частей их религии. “Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей.

Информация о работе Мистика чисел и учение о нравственности у пифагорейцев