Мистика чисел и учение о нравственности у пифагорейцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 20:31, реферат

Краткое описание

Образование Пифагорейского союза, учение о нравственности и философия чисел

Оглавление

Пифагор и пифагорейцы: взгляды и учения
“Пифагорейский союз”
Нравственные принципы и заповеди Пифагора
Религиозно-филосовское учение 7
Научное мировоззрение пифагорейцев. Космогония и космология
Учение о переселении душ
Философия числа

Файлы: 1 файл

Реферат_Мистика чисел и учение о нравственности у пифагорейцев.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО  «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра «Автоматизированные системы обработки  информации и управления» 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

на тему 

«Мистика  чисел и учение о нравственности у пифагорейцев» 
 
 
 

Принял:                                   
 

Исполнитель

студентка группы БД - 619       Н. В. Долгова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск - 2010 

    Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Существует  понятие, что философия - наука о  неизвестном. Она освещает нам темноту  неясного, раскрывает содержание возможного и указывает пути и границы недостижимого.

       Изобретение самого термина традиция  приписывает Пифагору Самосскому. Пифагор видел себя не обладателем  истины, а лишь человеком, стремящимся  к ней как к недостижимому  идеалу. Поэтому Пифагор утверждал,  что он не есть воплощение мудрости – мудрец (софос), а лишь любитель мудрости – любомудр (философ). Но философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели.

       Итак, история Пифагора и пифагорейцев  может быть описана лишь ориентировочно. Видимо в конце 6 в. при Пифагоре  складывается общее теоретическое  содержание пифагоризма, его религиозное, научное и философское учение. Пифагоризм достигает в это время расцвета. Во второй половине 5 в. на первый план выходит уже философское учение пифагорейцев, освобожденное от религиозных запретов. В конце 5-го - первой половине 6-го века пифагоризм перерастает в платонизм и сливается с ним в деятельности древней Академии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Пифагор и пифагорейцы: взгляды и учение

      1.1 “Пифагорейский союз”

       Пифагор родился в 576г. до  н.э. По преданию учился в  Египте, много путешествовал. Около 532 г., скрываясь от тирании Поликарпа, он осел в Кротоне, где быстро завоевывал широкую известность и создал религиозно-философскую и политическую организацию - Пифагорейский cоюз. Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - “нравственном” смысле. Пифагор попытался создать “аристократию духа” в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”.

       Популярность Пифагора в Кротоне  объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно талант политического оратора и религиозного проповедника принесли Пифагору успех. Недаром слово “Пифагор” означает “убеждающий речью”. Вместе с тем он обладал красивым голосом, благородной внешностью и манерами. Сперва он взволновал своими речами городских старейшин; потом, по просьбе властей, обратил свои увещания к молодым; и, наконец, стал говорить с мальчиками, сбежавшими из училища, и даже с женщинами, которые тоже собрались на него посмотреть. Все это умножило его славу и привело к нему многочисленных учеников, как мужчин, так и женщин. По словам Никомаха, первыми слушателями его были около двух тысяч человек. Пифагор так пленил их своими рассуждениями, что ни один из них не вернулся домой, а все они вместе с детьми и женами устроили огромное училище, поселились при нем, а созданные Пифагором законы и правила соблюдали ненарушимо, как божественные заповеди. Из этого училища вырос в дальнейшем знаменитый пифагорейский союз. По духу и своей организации он более всего походил на религиозный орден, имевший свою иерархию, обрядность и эзотерическую доктрину, а его члены были также связаны строгой дисциплиной и послушанием. Целью этого сообщества было нравственное совершенствование его членов, которые в результате должны были стать такими же завершенными произведениями искусства, такими же достойными, пластическими натурами, каким был сам Пифагор. Жизнь в союзе регулировалась раз и навсегда установленными правилами. Все его члены носили одинаковые белые льняные одежды и имели определенный распорядок дня, в котором для каждого часа была своя работа: утром, тотчас же после пробуждения ото сна, им вменялось в обязанность вызывать в памяти историю вчерашнего дня, так как то, что они должны делать сегодня, было тесно связано с тем, что они делали вчера (им вменялось также в обязанность в качестве вечернего занятия критическое осмысление своих поступков, совершенных в течение дня). Сойдясь на восходе солнца, пифагорейцы пели торжественный гимн Аполлону, исполняя священный дорийский танец, одновременно мужественный и торжественный. После омовений совершалась в полном молчании прогулка по храму. Затем в тени деревьев или под портиком начинались занятия. В полдень произносилась молитва героям и доброжелательным гениям. Послеобеденное время посвящалось гимнастическим упражнениям, урокам, медитациям и внутренней подготовке к следующему уроку. На закате солнца возносилась общая молитва космогоническим богам и воскурялась на алтаре бескровная жертва [1]. Все трапезы пифагорейцев были совместными. Хлеб и мед являлись главной их пищей, а вода - единственным напитком. Обучение дополнялось правильной гигиеной и строгой дисциплиной, так как побеждать свои страсти было первым долгом посвященного. Пифагор учил, что суть вещей ускользает от обычного человека, который воспринимает лишь проходящие явления этого мира. Постигнуть вечное и бесконечное возможно лишь тогда, когда между человеком и остальным миром устанавливаются гармония и единение. Тот, кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать гармонию божественную. (Это, впрочем, не означало, что Пифагор проповедовал аскетизм. Напротив, брак, к примеру, рассматривался пифагорейцами как нечто священное, но любовь, которая сводилась к одной чувственности, они однозначно осуждали. Сладострастие, по словам Пифагора, можно сравнить с пением сирен, которые, как только приблизишься к ним, исчезают, а на месте, откуда раздавалось пение, оказываются поломанные кости и куски тела). По прошествии нескольких лет, когда школа обрела громкую славу, туда стали принимать не всех желающих и не сразу. 

     Пифагорейская школа представляла собой мощное религиозное движение, орден, сложившийся в рамках орфизма. Во многих случаях этот орден играл и важную политическую роль; иногда пифагорейцы даже стояли у власти в полисах Великой Греции. И, подобно всякой религиозной общине, орден пифагорейцев свято хранил предания о своем основоположнике - великом аскете, чудотворце и ученом - Пифагоре. Согласно этим легендам, Пифагор был сыном бога Гермеса. О Пифагоре рассказывали настоящие чудеса: сообщали, например, что река Кас, увидев его, приветствовала мудреца человеческим голосом. Существует несомненное сходство легенд о Пифагоре и об основателях восточных, в частности, индийских, религий. Так, например, ему, как и Будде, приписывается знание всех своих прошлых рождений (пифагорейцы, подобно многим в Древней Греции, разделяли представление о переселении душ).

     В пифагорейском ордене существовали сложный ритуал и строгая система  посвящения. Пифагорейцы хранили  многие свои обряды и наиболее важные стороны своего учения в тайне от чужих. Даже не все члены общины имели доступ ко всем таинствам пифагорейского союза. Такое право принадлежало лишь математикам - элите ордена. Что же касается акусматиков (послушников), то им была доступна исключительно внешняя, упрощенная часть пифагорейской доктрины. Пифагорейцы практиковали аскетический образ жизни, одной из самых интересных сторон которого были многочисленные пищевые запреты. Однако, как бы ни была своеобразна пифагорейская этика, она основывалась на том же, на чем и моральные нормы, которые проповедовали семь мудрецов - ее фундамент составляло учение о надлежащем, о правиле, о пределе, который нельзя было переходить. Добродетель понималась как контроль над страстями, как мера, а ее отсутствие - как безмерность [2].

     Ритуал  посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств, разглашение которых сурово каралось. "Когда к нему приходили  младшие и желающие жить совместно, - рассказывает Ямвлих, - он не сразу  давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое суждение”. Но, и попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщвляющий плоть. Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. “Первое упражнение мудреца, - свидетельствует Апулей, - состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов”. Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: “научиться размышлять, разучиться болтать”.

     1.2 Нравственные принципы и заповеди Пифагора

       Нравственные принципы, проповедуемые  Пифагором и сегодня достойны  подражания. Каждый человек должен  следовать правилу: беги от  всякой хитрости, отсекай от тела  болезнь, от души невежество, от  утробы - роскошество, от города  – смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение. Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.

       Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором,  была собрана в моральный кодекс  пифагорейцев - “Золотые стихи”. Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами: “Зороастр был законодателем персов.

       Ликург был законодателем спартанцев.

       Солон был законодателем афинян.

       Нума был законодателем римлян.

       Пифагор есть законодатель всего человеческого рода”.

       Вот некоторые извлечения из  книги, содержащей 325 Пифагоровских заповедей:

     “Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов”.

     “Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества”.

     “Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу”.

     “Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом”.

     “Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются”.

       Сегодня абсолютно невозможно  сказать, какие из сотен подобных  заповедей восходят к самому  Пифагору. Но совершенно очевидно, что все они выражают вечные общечеловеческие ценности, которые остаются актуальными всегда, покуда жив человек.

     К тому же, пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

     “Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,

       Думай, раскинь,  какие дела тебе  день приготовил”.

       Проснувшись, они проделывали  мнемонические упражнения, помогающие  запоминать нужные сведения, а  затем шли на берег моря  встречать восход солнца, обдумывали  дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

     “Не допускай ленивого сна на усталые очи,

       Прежде, чем на  три вопроса о  деле дневном не  ответишь:

       Что я сделал? Чего  не сделал? Что  мне осталось сделать”?

     Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали  приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

       Пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”, обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

       На протяжении всей истории  Древней Эллады (Греции) калокагатия  оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.

       Пифагорский образ жизни определялся  тем, что нет зла большего, чем  безвластие (анархия), что человек  по своей природе не может  оставаться благополучным, если  никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

       Образ жизни пифагорейцев включал  учение о различных способах  обращения с людьми в зависимости  от их статуса в обществе. Смысл  такого образа жизни – подчинение  человека авторитету. В пифагорейском идеале не трудно увидеть гибкую, приспособленную к исполнению правящими группами общества социально-политическую концепцию. Построенная на авторитете общества и закона, она требует держаться отцовских обычаев и законов, даже, если они хуже других.

Информация о работе Мистика чисел и учение о нравственности у пифагорейцев