Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 20:31, реферат
Образование Пифагорейского союза, учение о нравственности и философия чисел
Пифагор и пифагорейцы: взгляды и учения
“Пифагорейский союз”
Нравственные принципы и заповеди Пифагора
Религиозно-филосовское учение 7
Научное мировоззрение пифагорейцев. Космогония и космология
Учение о переселении душ
Философия числа
В религиозно-философском учении раннего пифагоризма различаются две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.
Положения первого типа
Пифагорейцы имели множество
символических изречений.
- “Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем)”;
-“Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей”;)
- “Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь)”;
-“ Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно)” и др.
Есть мнение, что первоначально пифагорейские акусмы понимались в прямом смысле, а их толкования были надуманы позднее. Например, первая акусма отражала общий пифагорейский запрет на животную пищу, тем более сердце – символ всего живого. Но в начальном виде это чистая магия: оборона от колдовства, как например, разгладить и свернуть постель надо для того, чтобы на ней не осталось отпечатков тела, на которые мог бы воздействовать колдун и, тем самым, повредить человеку. Или, например, запрещалось касаться бобов, все равно, как человеческого мяса. Согласно одному мифу бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса-Загрея, поэтому их и запрещалось есть. В целом же все эти истории только лишний раз нам напоминают, что ясный ум и высокая нравственность окутаны были в сознании пифагорейцев красивой сказочной пеленой.
Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике – учение о четных и нечетных числах, начала геометрического истолкования числа и т.д.
Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что “порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны”. Но красота макрокосмоса - Вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Следовательно, пифагорейский образ жизни имел прекрасную “космическую цель – перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека”.
Космогонию пифагорейцев можно
описать так: мир, слагающийся
из предела и беспредельного,
есть сфера, возникающая в
Космология пифагорейцев
Пифагоризм также создал определенную логическую схему мироздания, соотнесенную с нравственной оценкой. Эта сторона дела представлена в учении о противоположностях, что представляется так: предел и беспредельное, нечетное и четное, единое и многое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, светлое и темное, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее.
Дело не просто в
Следующая идея пифагорейцев - идея гармонии. Ее истоки можно искать, если не у самого Пифагора, то у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейской медицины. Этот врач рассматривал все сущее как продукт соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Он считал, что сохраняет здоровье равновесие сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них есть причина болезни. Здоровье – есть соразмерное смешение таковых сил. Это соразмерное смешение и получило у пифагорейцев название “гармония”, став одним из основных понятий их учения: все на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен космос, т.к. все составляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государство и царь, потому что от него зависит сила скрепления всех людей в единое целое.
Поразительны физиологические
Вообще в основе пифагорейской медицины лежали диетика, определявшая характер и дозировку пищи и учившая правильному чередованию работы и отдыха, гимнастика, которая поддерживала бодрость тела, и музыка, в целительную силу которой пифагорейцы твердо верили. Пифагорейцы чаще других употребляли мази, а лекарства применяли редко, в основном те, что предназначены для лечения нагноений, и уж почти совсем не прибегали к разрезанию и прижиганию. Главный результат пифагорейских изыскании в этой области - взгляд на здоровье как на гармонию всех элементов организма, наилучшее равновесие всех его сил и качеств - не только не отвергнут, но всячески поддерживается современной медициной [3].
Было в учении Пифагора и много мистического, туманного и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.
У пифагорейцев были
Из учения о переселении душ
следовали и предписания,
Многие весьма прохладно
"Мы живем в мире вибраций, и каждое существо, появляющееся на свет, имеет свою индивидуальную вибрацию, отличающуюся от всех остальных". Существует девять основных уровней вибрации - девять нот, издаваемых инструментом, - которым приписаны цифры от 1 до 9. Каждая струна инструмента представляет человека, место или какой-нибудь предмет. Каждая вибрирует со своей собственной частотой, издавая свой слабый звук, присоединяющийся к звукам других струн, сумма которых создает одну общую ноту, которой в данный конкретный момент звучит Вселенная. Имя человека отражает свойственную ему "ноту", так как имя хранит в себе суть человеческого существа. Но, кроме этого, человек находится под сильным влиянием числа своего рождения, так как общая тональность вибрации Вселенной неизбежно накладывает отпечаток на его судьбу и характер. Эта картина мирозданья восходит еще к Пифагору и к открытию соотношений между музыкальными интервалами.
Вероятно, именно Пифагор открыл, что известные к его времени музыкальные интервалы - октава, квинта и кварта - могут быть выражены соотношением между числами 1, 2, 3 и 4. Высота звука будет зависеть от длины вызывающей его струны. "Возьми струну и издай звук. Затем увеличь длину струны вдвое, и новая нота будет на октаву ниже предыдущей". Таким образом, октава может быть выражена как отношение 2:1. Соответственно, соотношение квинты 3:2, а кварты - 4:3.
Раннегреческие философы б
Отталкиваясь от этого, Никомах, пифагореец I века н. э., объяснял, что в основе мирозданья лежит числовая схема. "Все, что систематически создано природой во Вселенной, и в частях своих, и в целом, определено и упорядочено в соответствии с числом по замыслу создателя всего сущего; ибо замысел был отражен в предварительной схеме под влиянием числа, задуманного Богом-творцом, числа еще умозрительного и нематериального, но в то же время отражающего суть и смысл. В соответствии с ним, с этим художественным планом, должно было быть создано все - вещи, время, движение, небеса, звезды и все виды преобразований". Теория о том, что все явления Вселенной связаны между собой одним общим замыслом или рисунком - одно из фундаментальных утверждений магии. А уверенность в том, что замысел этот является числовым - основа нумерологии. Стоит добавить к этому убеждение, что название вещи таит в себе ее суть, а также метод перевода названий в числа, и основной принцип нумерологии, как ключа к тайнам Вселенной, предстает в своем завершенном виде.
Первые четыре целых числа, определяющих музыкальные интервалы, составляют в сумме 10 (1+2+3+4=10). Согласно пифагорейской теории, числа первой десятки являются главными. При дальнейшем счете используются те же основные числа. (Это было очевидно еще первобытным народам, которые считали на пальцах.) То, что 10 получается в результате сложения 1+2+3+4 приводит к выводу, что эти четыре цифры являются основой всех остальных и, следовательно, лежат в основе организации Вселенной.
Это подтверждается и тем, что все материальные объекты определяются теми же четырьмя числами: 1 обозначает точку, которая теоретически не имеет параметров; 2 - прямую (соединяющую две точки), которая имеет длину, но не имеет ширины; 3 - треугольник (соединяющий три точки), который имеет и длину и ширину, но не обладает толщиной. Когда над треугольником добавляется четвертая точка и все четыре точки соединяются, получается простейшая фигура - тетраэдр.
X
XX
XXX
XXXX
Пифагорейцы так же, как и другие греческие мыслители, обращали внимание на существование во Вселенной пар противоположностей и считали, что они являются важным фактором в ее устройстве. Это убеждение в своем первозданном виде было воспринято современными нумерологами. Основные свойства, которые нумерологи приписывают различным числам:
Информация о работе Мистика чисел и учение о нравственности у пифагорейцев