Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) – направление, которое признает разум человека источником познания и критерием его истинности. К основному тезису эмпириков «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в опыте» рационалисты добавляют «кроме самого разума». По мнению Декарта, создание нового метода требует прочного основания, которое может быть найдено в самом разуме, а точнее, в его внутреннем первоисточнике – самосознании. Самосознание гарантировано по Декарту наличием Бога – существа, вложившего в человека естественный свет разума. Все смутные идеи – продукт человека, а потому они ложны. Все ясные, врожденные идеи присущи мышлению изначально, от Бога. Это – идеи чисел, фигур, некоторые аксиомы, например целое больше части, основные положения логики. Они выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания. Приобретение нового достоверного знания на этой основе Декарт связывает с соблюдением основных правил метода:
1) начинать с простого и очевидного, избегая предвзятости и опрометчивости (так называемое методологическое сомнение);
2) делить каждую из исследуемых проблем на столько частей, сколько необходимо для лучшего их решения;
3) в исследовании восходить от простого к сложному;
4) действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена. Для этого в процессе познания необходимо отталкиваться от некоторых интуитивно ясных фундаментальных истин, из которых на основе дедукции (позволяющей осуществить восхождение от общего к частному) разум должен выводить все необходимые следствия.
Заслуга в разработке третьего гипотетико-дедуктивного метода принадлежит Галилею. Научный опыт также рассматривается им в качестве ключевого звена в исследовании природы, однако сущностью всякого эксперимента Галилей считает рациональный анализ. Теоретические предположения разума (гипотезы) предваряют эксперимент и лежат в основе его рациональной организации, поскольку ставят вопросы, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Особое значение Галилей придает дедуктивно-математическому осмыслению результатов опыта, в силу чего его метод и называется гипотетико-дедуктивным.
В целом философы данного периода способствовали превращению науки из кустарного промысла в организованное, планомерное производство знаний.
2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории
(К. Гельвеций, К. Лессинг)
Для философии и культуры XVII–XVIII вв. характерен познавательный и социальный оптимизм, т. е. убеждение в том, что развитие науки дает человеку огромную власть над природой и способствует искоренению социальных противоречий, которые являются пережитком феодализма и могут быть ликвидированы с помощью рационального регулирования социальных процессов. Философы этого периода видят свою главную задачу в искоренении невежества и предрассудков (которые есть корень всех несчастий и зла в любых его проявлениях), в воспитании и образовании людей, т. е. в просвещении разума. Основной принцип просветителей: чем больше мы способны объяснить мир и самих себя с рациональных позиций, тем эффективнее можем управлять историей в наших собственных целях. Формирование данных идей было обусловлено необходимостью теоретического и ценностно-мировоззренческого осмысления революционных событий в Европе конца XVII – первой половины XVIII вв. (время ранних буржуазных революций в Англии и Нидерландах). Просветительское движение сначала возникает в Англии, затем распространяется во Франции, которая становится его центром, в Германии и других странах Европы.
Английские просветители (Т. Гоббс и Дж. Локк) разрабатывают концепцию «общественного договора». Согласно ей, государство и общество, а также принципы их организации выступают в качестве «искусственных, договорных образований» в противовес трактовке происхождения общества как божественного установления (А. Августин).
Представители Просвещения обосновали основные идеи концепции «общественного договора»: идею правового равенства (т. е. необходимости подчинения всех людей одним и тем же юридическим нормам при естественном несходстве – социальном, возрастном, половом – различных индивидов); идею верховенства закона над всеми ветвями государственной власти; идею «естественного права» (в качестве основных неотъемлемых прав человека рассматриваются право на жизнь, свободу и собственность, на продукты своего труда), которые легли в основу современной концепции правового государства.
Индивиды объединяются в государство при помощи «общественного договора», без которого они не способны к мирному сосуществованию, поскольку по своей природе «человек человеку волк» (Т. Гоббс), т. е. изначально индивиды эгоистичны и нацелены лишь на собственную выгоду. Это состояние «войны всех против всех» исключает совместную деятельность и не дает гарантий индивидуальной безопасности. Для того чтобы их получить, человек (как существо разумное) отказывается от части своих возможностей для достижения общего блага. Взамен общество гарантирует ему защиту его «естественных» прав. В обществе устанавливается принцип «свобода одних заканчивается там, где начинается свобода других», реализация которого обеспечивается законом.
Идея главенства закона, получившая обоснование в концепции «общественного договора», однако не исключает вероятность беззакония, так как остается свобода для толкования и применения законов. По мнению Дж. Локка, для того чтобы исключить или ограничить подобную возможность, необходимо создать систему противовесов на основе принципа разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (суды, армия) и «федеральную», в ведении которой находятся отношения с другими государствами (король, министры).
Хотя просветители в целом
придерживаются убеждения, что общественное
устройство должно обеспечивать политическое
и юридическое равенство людей,
однако источники социального
Противоположной точки зрения придерживается Ж.-Ж. Руссо, считающий, что источником неравенства, которое однозначно оценивается им как зло, является цивилизация и появление частной собственности. Если на первой стадии развития человеческого общества (в первоначальном естественном его состоянии) неравенство проявлялось только в природных характеристиках (здоровье, силе, уме), то в ходе усложнения социальной жизни физическое неравенство было дополнено экономическим и политическим. Единственный способ обеспечения равенства – особая организация государства, при которой каждый гражданин полностью отдает свои права в пользу общины, что подрывает основу для эксплуатации. Естественным устремлениям человека больше соответствует деревенская жизнь, поскольку она ближе к природе, а потому, ради сохранения моральной чистоты, стоит отказаться от благ цивилизации. С этих позиций задача философии состоит в том, чтобы создать «естественную» этику, опирающуюся на «веления сердца», и восстановить естественное равенство, нарушаемое цивилизацией.
В целом философия XVIII в. ориентирована не столько на создание новых фундаментальных учений, сколько на популяризацию уже сформировавшихся идей, их углубление и развитие. Если эмпирики и рационалисты XVII в. рассматривали в качестве источников истинного, «просвещающего» знания либо чувство, либо разум, то просветители XVIII в. считали, что для достижения истины необходим синтез этих познавательных способностей. Основная методологическая установка, используемая ими, предполагает, что опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов. Роль разума при этом заключается в установлении связи между различными событиями и фактами, в определении степени истинности знаний, добытых опытным путем. Положенный в основу любого вида деятельности, разум выступает в качестве своеобразной направляющей и контролирующей инстанции. Направляющая роль разума определяется не только его критическими способностями (применимыми в отношении сложившихся форм социального опыта: религии, сословной организации общества, монархической власти), но и конструктивными возможностями, на основе которых может быть создана совершенная общественная система (республиканская форма правления), обеспечивающая свободу и равенство всех людей.
Главными препятствиями на пути разума и прогресса в истории человеческого общества, по мнению просветителей, выступают христианская религия и церковь, опирающиеся на фиктивные представления (например, представления о существовании высших (потусторонних) целей и благ), навязывающие ложные, т. е. «искусственные», ценности. Именно поэтому главной задачей философии просветителей становится стремление направить жизнь в ее «естественное» русло.
Таким образом, в эпоху
Просвещения возникает
Основная идея философов Просвещения состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно, бессмысленно, а в том, что все, что человек делает и чувствует, все, во что он верит, и все, что он созидает, может и должно быть осмыслено разумом. Разум, искореняющий невежество и суеверия, разоблачающий обман, фактически обожествляется. История рассматривается как арена борьбы добра и зла, разумного и неразумного, истинного и ложного. При этом считается, что количество добра постепенно возрастает, а количество зла уменьшается.
2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли
(И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)
Немецкая классическая философия – это период развития немецкой философской мысли середины XIII – середины XIX вв., представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха и др. Она может быть оценена как вершина европейского рационализма, сопряженного с верой в почти безграничные возможности разума.
Наиболее важные достижения немецкой классической философии:
1) обосновано представление о предмете философии, ее роли в культуре и жизни человечества. Философия предстает как строгая наука, как система дисциплин, характеризующаяся высокой степенью обобщенности и абстрагированности, со своим тщательно разработанным категориальным аппаратом;
2) осуществлен поворот к истории как философской проблеме, концептуально поставлен вопрос о смысле человеческой истории, ее характере и закономерностях. История представлена как путь разума, имеющего строгие законы, которые можно исследовать и на их основе управлять развитием общества;
3) создан и разработан диалектический метод.
Основные идеи философии И. Канта
Родоначальником классической немецкой философии считается И. Кант, который обосновал сомнение в способности человека решать все проблемы, опираясь исключительно на собственный разум. В целом в творчестве Канта традиционно выделяют два периода: «докритический» и «критический».
В «докритический» период (до 1770 г.) Кант развил учение о гравитационном взаимодействии Земли и Луны, об историческом развитии космических тел, выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы естественным путем из первоначальной газовой туманности. Благодаря этому Кант сумел создать развивающуюся картину мира, которая не соответствовала враждебной эволюции метафизико-механистической модели мира. Идея развития послужила важным этапом в формировании диалектики как учения о развитии и его внутренних источниках.