Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
В буддизме, который с течением времени стал мировой религией, была сформирована оригинальная этическая концепция. В ее основе находилось учение о страдании, сопровождавшим человека всю жизнь. Цель буддизма заключалась в том, чтобы указать путь самосовершенствования личности, который ведет к освобождению от мирского страдания и обретению душевного покоя.
Китайская философия не ставила своей задачей приобретение новых знаний. Ее цель заключалась в том, чтобы сберечь существующую мудрость. Обращалось внимание не на анализ вещей, а на выявление их ценностной значимости. Процесс познания был связан с эстетическим восприятием и стремлением к воплощению в реальную жизнь нравственных норм. Этим объясняется связь философии с проблемами обыденного опыта. Наиболее влиятельными философскими школами Древнего Китая были конфуцианство, даосизм и легизм. Конфуцианство было ориентировано на поиск таких этических, политических и социальных ценностей, которые способствовали бы процветанию государства. Этот идеал возможен лишь при условии поддержания традиций и нравственном совершенствовании людей. Социально-политическая проблематика получила дальнейшее развитие в легизме. В этом учении отстаивалась мысль о том, что для процветания государства нужны не столько нравственные качества людей, сколько справедливые законы и власть. Основополагающим принципом даосизма является «недеяние», сущность которого сводится к отказу от целенаправленной деятельности, чтобы приобщиться к гармонии космоса – дао.
2.2. Античная философия
Античная
философия представляет собой совокупность
философских учений, развивавшихся
в древнегреческом и
1. Натурфилософский. Это период с VII по VI в. до н. э. Для него характерен интерес к поиску первоосновы мира, создание космологических моделей, проблема единства и множественности.
2. Классический. В V–IVв. до н. э. в философии совершается поворот к гносеологической проблематике, этической и социально-политической тематике, особую актуальность приобретает проблема человека.
3. Эллинистический. В IV до н. э. – V н. э. обнаружился кризис рабовладельческой демократии, что вызвало глубокие изменения в духовной жизни. Ведущей темой становится проблема выживания отдельного человека в новых социальных условиях.
Начало греческой философии
Наряду с материализмом в Древней Греции имели место и идеалистические тенденции. Первой идеалистической философией стал пифагореизм Основателем этого учения был Пифагор (вторая половина VI в. до н. э.). Пифагорейцы занимались изучением количественных свойств и закономерностей природы. По их мнению, именно число является сущностью вещей. Они выявили, что количественно определенный интервал находится в основе музыкальных тонов. На этом основании они разработали учение о космической «гармонии сфер», что впоследствии привело к возникновению математического символизма и мистики чисел.
Крупным событием в развитии античной философии можно считать учение Гераклита из Эфеса (около 544–549 гг. до н. э. – год смерти неизвестен). Динамизм общественной жизни, утверждение демократического строения государства-полиса привели Гераклита к размышлениям об изменчивости природы и общества. Причину этой изменчивости философ усматривал в борьбе противоположностей – «всеобщем логосе». Все существующее, по его мнению, переходит из одного состояния в другое, в мире нет ничего неподвижного. Возникновение и исчезновение, бытие и небытие, жизнь и смерть связаны между собой, переходят друг в друга. Одновременно Гераклит считал, что мир един, не создан никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Гераклит видел источник движения в борьбе противоположных начал, обосновывая при этом идею единства и неразрывной связи борющихся противоположностей. Философ признавал познаваемость мира и считал, что познание окружающей действительности осуществляется с помощью органов чувств. Однако логос как всеобщая закономерность природы не может быть познан путем чувственного восприятия. Истинное знание логоса достигается через мыслительную деятельность человека.
Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс), напротив, акцентировали внимание на моменте устойчивости. Они противопоставили неустойчивому чувственному миру мир единого и неподвижного бытия и тем самым предложили новую стратегию философского мышления, которая предполагала отказ познания мира с помощью органов чувств. Ведущий мыслитель этой школы Парменид (вторая половина VI – начало V в. до н. э.) считал, что бытие можно познать только с помощью разума. Более того, по мнению философа, чувственному восприятию человека доступно все изменчивое, временное, а то, что является вечным и неизменным, доступно только мышлению. Вечность у элеатов тождественна истине. Подлинное бытие неподвижно, имеет форму шара и открыто чистому мышлению.
Совершенно
иной подход в понимании бытия
представлен в учении атомистов. Один из представителей
этого учения Демокрит (около 460–370 гг. до н. э.)
признавал первичность материи и познаваемость
окружающей действительности. Мир он представлял
как вечную и бесконечную реальность,
которая состоит из неделимых и неизменных
частиц-атомов и пустоты. С точки зрения
Демокрита, атомы и пустота представляют
собой два неразрывных первоначала, из
которых образуются все чувственно воспринимаемые
предметы. Философ рассматривал материю
как постоянно движущиеся в пустоте атомы,
которые отличаются друг от друга лишь
внешними чертами,
т. е. формой, величиной, порядком. Количество
атомов безгранично. Их различные сочетания
в единстве с пустотой образуют вещи и
весь материальный мир в целом. Демокрит
признавал познаваемость мира с помощью
чувственного восприятия, однако подчеркивал,
что оно ограничено, поскольку не все явления
можно исследовать с помощью органов чувств.
В этом случае действительность можно
постигать рациональным путем.
В V в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти аристократии пришла власть рабовладельческой демократии, что обусловило потребность в людях, владеющих ораторским искусством, способных ориентироваться в различных вопросах политической жизни. Некоторые из них становились учителями риторики, нередко связывавших технику политической и юридической деятельности с общими вопросами философии. Впоследствии этих людей стали называть софистами – учителями мудрости. Они отстаивали личную независимость человека в собственных взглядах и его приоритет по отношению к окружающей действительности. В сущности отличительной чертой их мировоззрения стал релятивизм, нашедший яркое выражение в словах Протагора: «Человек – мера всех вещей». Софисты утверждали право человека смотреть на мир сквозь призму своих интересов, а не следовать каким-либо требованиям и традициям. Они не признавали общих добродетелей, абсолютизировали субъективность моральных ценностей, что влекло за собой нравственный произвол и цинизм.
Релятивизм софистов был отвергнут Сократом (469–399 гг. до н. э.), который настаивал на объективности гносеологических и этических норм, обусловленных устойчивостью и незыблемостью космического порядка. Основное внимание философ акцентировал на проблеме человека, его отношениях с общиной, обществом, законом и богом. Для древнегреческой культуры было характерно понимание человека как микрокосма, в котором отражается весь мир – большой космос. Сократ впервые указал на отличие человека от природы. С его точки зрения, душа – это способность к самопознанию, анализу своих действий. Отличительная черта души – разум, который представляет собой способность логически мыслить. Ему противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Страсти влекут к неумеренности и тем самым способны нарушить равновесие души. Разум – это источник самообладания, власти человека над собой. По мнению Сократа, свободным можно назвать только того, кто в состоянии управлять страстями.
Этические принципы у Сократа сливаются со знанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Таким образом, по мнению философа, никто не грешит сознательно, зло совершают по незнанию и только подлинное знание помогают достичь блаженства и жизненного счастья. Отказываясь от познания внешнего мира, Сократ проповедует сосредоточенность человека на самопознании, обнаружении добра в душе.
Сам
процесс познания человека Сократ рассматривал
как составную часть
Таким образом, вопросно-ответный метод, ирония, майевтика, признание своего незнания являются составными частями понятийной (субъективной) диалектики Сократа. В этом смысле диалектика есть искусство организовывать процесс познания, ее смысл заключается в умении правильно задавать вопросы.
Метод Сократа был впоследствии развит его учеником Платоном (428–348 до н. э.). Диалектика им рассматривалась как умение ставить вопросы, давать ответы, как умение превращать единичное в общее и наоборот. Одновременно Платон выступает родоначальником логически согласованной системы объективного идеализма. Он впервые сформулировал положение о том, что все объекты материального мира имеют свою идею. Все идеи существуют до предметов и выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения. Каждая вещь возникает благодаря внедрению идеи и разрушается, когда идея ее покидает. По мнению Платона, идеи существуют независимо от сознания человека и недоступны органам чувств. Идея – это прообраз каждой отдельной вещи, или эйдос. Вещь – это несовершенная копия идеи, а идея – недосягаемый образец для вещи. Мир идей – иерархически организованная система, которую венчает идея Блага. Последняя ничем не обусловлена и является порождающим началом. От Блага происходят остальные идеи во всем их многообразии. Мир идей не подвержен воздействию времени, он вечный и неизменный в отличие от чувственного материального мира.
По Платону, душа человека состоит из трех частей. Первая часть – разум, вторая – воля и благородные желания, третья – влечение и чувственность. В зависимости от того, какая из этих частей души преобладает, человек стремится к возвышенному и благородному либо, напротив, к низкому и безобразному. Душа причастна к миру идей, т. к. до своего воплощения в человеческое тело она свободно его созерцала. Вселившись в тело, она стремится вспомнить тот мир добра и красоты, из которого вышла. Таким образом, процесс познания – это припоминание душой идеального мира. Человек вынужден, правда, отталкиваясь от чувственного опыта, формулировать общие тезисы и понятия.
Исходя
из иерархии типов человеческих душ,
Платон предписывает, какими должны быть
общество и государство. Идеалом
социальной справедливости Платон признавал
обобществление собственности. При
этом идеальное политическое объединение
состоит из трех сословий, каждому
из которых соответствуют свои моральные
качества. Мудрость принадлежит философам,
поэтому они должны управлять
государством. Мужество и храбрость
– добродетель воинов. Их задача
– охранять закон и порядок.
Трудолюбие присуще земледельцам и
ремесленникам. По мнению Платона, все
добродетели носят врожденный характер;
высшая добродетель – справедливость,
сущность которой заключается в том, что
каждый человек должен заниматься тем,
к чему предназначен от рождения. В идеальном
государстве все граждане, независимо
от занимаемого положения, обязаны подчиняться
закону. Индивидуальная свобода человека
признается в той мере, в какой она необходима
государственному целому. Кроме того,
в таком государстве нет места искусству
и свободной науке, поскольку они отвлекают
от истины и способствуют моральному разложению.
Платон создает классификацию форм государственного
устройства. Он выделяет «правильные»
формы:
1) аристократическую монархию; 2) аристократическую
республику;
3) идеальное государство. Регрессивными
формами, по мнению философа, являются:
1) тимократия (власть, основанная на военной
силе); 2) олигархия (власть, опирающаяся
на торговлю); 3) демократия (власть толпы);
4) тирания.