Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
Особо следует подчеркнуть, что философия развивается во взаимодействии с наукой, имеющей первостепенное значение в сохранении жизнеспособности современного общества.
Древнегреческая философия фактически представляла собой поле объединения существующих в то время научных знаний, выступала их синонимом. Уже в античности во взаимосвязях философии и науки наметились три важнейшие тенденции, обусловившие их дальнейшее взаимозависимое развитие.
Во-первых, на состояние науки оказывал воздействие натурфилософский подход, основу которого составляли догадки и предположения, не подтвержденные опытными исследованиями, в силу этого соответствующее знание имело умозрительный характер.
Во-вторых, происходил процесс дифференциации наук, отделение их от философии как единственной аккумулирующей структуры познавательной деятельности. От философии отделились физика, астрономия, медицина. Этот процесс продолжался в эпоху Возрождения и в Новое время. В результате возникли классическая механика, биология и химия. Одновременно шел процесс разграничения сфер исследований частных наук и философии. Однако частные науки оперировали в основном эмпирическими данными, а философия в своих теоретических разработках обходила опытные данные науки, что вело к противопоставлению этих двух направлений познания и способствовало продолжению существования натурфилософского подхода.
Дифференциация областей
научных исследований, усиливающийся
разрыв и противопоставление теоретического
и эмпирического знания, односторонность
натурфилософского и
Позитивистский разрыв науки
и философии фактически выражал
требование их отождествления. Однако
философия и наука не могут
быть тождественными. Полем проверки
истинности философских положений
и выводов является не узко понимаемый
опыт и даже не знания, подтвержденные
в отдельной части мира, а историческая
практика на длительных отрезках времени
или даже за всю историю, культура
в целом, включая и естествознание,
общие структуры
Философия и наука имеют
сходство в том отношении, что
выстраивают знания, свои выводы в
логически доказательной
Хотя философия и опирается на науку и ищет в ней подтверждение своих принципов, законов и категориальных обобщений, она не сводится к совокупности научных знаний, а выражает в своих теоретических конструкциях, повторим, самые общие, существенные свойства всех тех областей реальности, которые исследуются различными науками.
Наука, стремясь к получению
истинного знания, не только дифференцируется,
избирает все новые неизученные
фрагменты реальности, но и интегрируется,
соединяет разнообразные
В-третьих, тенденция плодотворного взаимодействия философии и науки зародилась еще в натурфилософской традиции (идея атома, идея гелиоцентристской системы и др.). Дифференциация знания, отделение от философии естественных наук стимулировали процессы уточнения специфики их предметных областей, акцентировали внимание части исследователей на познании единых принципов существования различных областей мира, изучаемых отдельными науками, способствовали поиску новых направлений взаимодействия философии и науки, разработке теории и методологии научного познания, соединению эмпирического и теоретического направлений научных поисков, осмыслению философских оснований развития науки.
Позитивистское разграничение
В своем развитии, начиная от возникновения, философия опирается и одновременно воздействует на искусство как форму художественно-эстетического познания и представления сущностных связей, гармонии и красоты мира в художественных образах.
1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
Напомним, что предметом философии являются самые глубокие, сущностные связи, свойства и тенденции человеческого бытия, включая отношение к миру и обществу. Однако философия формирует свой предмет, а человек с ее помощью познает себя, общество и мир в целом не непосредственно, а опосредованно – путем рефлексии над практикой , культурой и выявления ее универсалий или тех категорий, форм мышления, в которых зафиксированы наиболее общие представления о бытии человека, общества, мира, их связях.
В универсалиях культуры аккумулирован исторический опыт поколений людей по осмыслению в целостной, обобщенной форме тех явлений действительности, с которыми человек соприкасается в своем бытии и от которых зависит его жизнь. Это выступает важнейшей причиной эмоциональной окрашенности универсалий культуры, ибо человек не только осмысливает, но и переживает события, реальность своего существования.
Универсалии культуры связаны
между собой в различных
Среди категорий культуры можно выделить группу базисных, универсальных категорий, в которых выражены атрибутивные (неотъемлемые, существенные, необходимые) свойства явлений (объектов, процессов, связей и др.) мира. Эти характеристики реальности выявляются и познаются в историческом развитии практической деятельности. Они постоянно, многократно повторяются в различных способах освоения мира, сил природы на протяжении жизни всех поколений людей и фиксируются в их сознании в качестве необходимых знаний, форм мышления, выступающих условием достижения важнейшей цели познавательного, практического, ценностного отношения к миру – сохранения жизни. К таким универсалиям, формам мышления относятся категории пространства, времени, движения, вещи, отношения, количества, качества, меры, причинности, необходимости, случайности, свойства и т. д.
Исторически сложилась также группа категорий (универсалий) культуры, выражающих свойства субъекта деятельности, его отношения с другими субъектами, включая общество в целом, ценности жизни, сущность и структуру общения, этическое и эстетическое измерения совместной деятельности и др. Это категории: человек, общество, труд, добро, красота, долг, совесть, справедливость, свобода, вера.
В каждую историческую эпоху категории культуры наполняются новым содержанием, выражающим специфические особенности практической деятельности, знания о мире, обществе, самом человеке.
Универсалии (категории) культуры характеризуют место человека в мире, в системе социальных отношений, особенности, суть и значение духовной жизни, ценностные ориентации, смысл существования человека и т.д.
Осмысливая сущностные свойства культуры в виде ее универсалий, философия осуществляет их предельное обобщение, придавая им статус форм или категорий философского мышления. Категории (от греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы представления в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
Благодаря философской рефлексии над универсалиями культуры складывается язык философии как функционирующая и развивающаяся совокупность ее категорий.
Философские категории выступают в качестве инструментов мышления, применимых для познания самых глубоких сущностных связей любой сферы реальности. Использование философских категорий в научном познании направляет деятельность исследователя на раскрытие необходимых, закономерных свойств и связей объектов науки, достижение истинного знания о них.
При помощи языка философии
человек имеет возможность
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
2.1. Философия Древнего Востока
Понятие философия Древнего Востока включает в себя философские учения Индии и Китая. Философия этих стран сохраняла тесную связь с религией и мифологией, отличалась традиционализмом и созерцательностью. Особое внимание уделялось идеалу нравственного совершенствования личности, поэтому основной идейной установкой стал отказ индивида от активной деятельности, предполагавшей преобразование природы и общества.
Для древнеиндийской философии характерно представление о том, что весь мир и личность тесно взаимосвязаны. Человек должен вести аскетический образ жизни, соблюдать принцип «недеяния», заниматься самоанализом и самоуглублением. В философии Древней Индии выделялось два направления – ортодоксальное и неортодоксальное. Первое из них представляло собой философские школы, которые основывались на авторитете Вед – священной книги индусов, излагавшей смысл обрядов и верований. Второе направление представляло учение, критически относившееся к Ведам. На основе этих двух традиций сложились философские системы Древней Индии – веданта, санкхья, йога, вайшешика, миманса, джайнизм, буддизм и др. Их главными понятиями стали сансара, карма и нирвана.