Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
Творчество Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) представляло собой попытку примирения идеалистической и материалистической линий в философии. Аристотель устранил тот разрыв между идеей и чувственно воспринимаемыми вещами, который наметился в трудах Платона. В основе бытия, по мнению философа, находится первоматерия, элементы которой – огонь, вода, земля, воздух – составляют объективно существующие вещи. Любая вещь является результатом различных сочетаний этих элементов. Вместе с тем единичное бытие представляет собой соединение материи и формы (эйдоса). При этом материя рассматривается как пассивное начало, возможность существования предметов. Например, из меди можно сделать шар, статую и т. д. По отношению к отдельному предмету сущностью всегда выступает форма (шаровидность применительно к шару). Форма в своей сущности является активным началом, поскольку определяет переход от материи к действительности и тем самым составляет смысловое содержание вещи. Таким образом, Аристотель считал, что вне чувственно воспринимаемой формы предмета объективно нигде не существует. В этой связи познание сущности вещи, т. е. формы, начинается с чувственного опыта. Только обобщив чувственные впечатления о предметах, человек может обнаружить то общее, которое является сущностью природных процессов. Это позволило философу выделить критерии научного познания: доказательность, способность объяснять, единство знаний.
Тем не менее в учении Аристотеля сохраняются элементы идеализма. В частности, мыслитель указывал на то, что причиной всеобщего движения и изменения является первое движущее начало, или божество (ум), находящееся за пределами космоса. Это начало неподвижно, является единственным и вечным.
Философ большое внимание уделял проблемам мышления, заложил основы формальной логики. Он сформулировал закон тождества, закон исключения противоречия и закон исключения третьего. На основе законов логики Аристотель построил учение о силлогизме, т. е. о сосчитывании высказываний.
Определенное внимание уделял Аристотель вопросам развития и организации общества. Сущность государства усматривал в политическом сообществе людей, соединяющихся для достижения определенного блага. Идеальным считал то общество, которое опирается на частную собственность. При этом философ отвергал не только чрезмерное богатство, власть, но и чрезмерную бедность, отказ от материальных благ. Основу уравновешенной и благополучной жизни видел в умеренности, рассудительности и мудрости. Однако эти добродетели не являются врожденными, а формируются в результате воспитания. Аристотель стремился найти путь гармоничного взаимодействия человека и общества, сущность которого заключается в том, что индивид должен ограничивать свои эгоистические устремления, ориентироваться на общественное благо, но в то же время государство должно содействовать процветанию своих граждан.
Аристотель впервые построил классификацию наук. В натуралистическом духе он разрабатывает физику, космологию, ботанику, зоологию, психологию, этику, риторику, закладывает основы того воззрения на природный мир, которое являлось господствующим вплоть до XVII в. Тем самым деятельность Аристотеля представляет собой вершину в развитии античной философии, она имела большое значение для последующего развития философских систем.
В конце IV в. до н. э. обнаружился кризис греческой рабовладельческой демократии, что вызвало глубокие изменения в духовной жизни. Основной проблемой философии становится проблема выживания отдельного человека в новых условиях, обращается пристальное внимание на этические вопросы. Представители скептицизма – Пиррон и Секст Эмпирик – отвергали познаваемость мира. Они утверждали, что весь мир выступает во всем многообразии своей текучести, в нем нет ничего постоянного, поэтому подлинное знание является недостижимым. Тот, кто многое познал, должен воздерживаться от суждений и оставаться невозмутимым.
Эпикурейцы видели свою задачу в том, чтобы указать человеку пути, ведущие к счастью, т. е. к свободе от телесных и душевных страданий. Их нравственным идеалом выступает атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости, которое достигается через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог. Началом и концом счастливой жизни является душевное и физическое удовольствие. Страданий можно избежать только через правильное понимание удовольствий и благоразумие.
Стоики – Зенон Китийский, Плутарх, Сенека, Марк Аврелий – считали, что в дестабилизированной социальной среде человек может спастись только бегством от реального мира. Нравственный долг мудреца – это подчинение необходимости судьбы, перед которой все бессильны. Они пытались найти точку опоры в чувстве собственного достоинства, в отрешенности от внешнего мира – апатии. Не видя возможности изменить окружающий мир, стоики проповедовали принцип самосовершенствования, который выражался в том, что человек должен быть выше страданий и обстоятельств и жить во внутреннем согласии с собой и природой.
Особую этическую позицию занимали киники, которые считали, что основу счастья и всех добродетелей составляют пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства и телесных удовольствий.
В III
в. начался экономический и политический
кризис Римской империи, что привело к
упадку во многих областях культуры, в
том числе и философии. В это время возникает неоплатонизм
на фоне распространения эклектических учений, стремившихся сочетать в
себе различные элементы древних философских
систем. Виднейший представитель неоплатонизма
Плотин (205–270 гг.) взял за основу учение
Платона о первичности мира идей и вторичности
материального мира. Источником всего
существующего философ признавал единое
божественное первоначало. Все остальное
– духовные сущности и предметы – являются
результатом эманации (истечения) из этого первоначала.
Плотин выделяет три вида эманации: 1) дух,
содержащий в себе прообразы всего существующего;
2) мировая душа, создающая материю; 3) материя,
которая превращается в конкретные вещи.
По мнению Плотина, человек состоит из
души и тела. Смысл жизни человека заключается
в слиянии его души с божественным первоначалом.
Но это возможно лишь в состоянии мистического
экстаза, когда душа получает возможность
освободиться от всего чувственного. Неоплатонизм
оказал большое влияние на становление
христианской идеологии и развитие средневековой
философии.
Таким образом, античная философская мысль определила духовные ценности западной культуры. Именно в недрах античной мысли сформировались основные проблемы философского знания, заложены основы логики, гносеологии, онтологии, эстетики, этики, антропологии и т. д.
2.3. Философия Средневековья и Возрождения
Эпоха Средневековья
– период европейской истории, занимающий
промежуток времени с V по XVI в. Однако
процесс становления
1. Теоцентризм. Считалось, что именно Бог является главным предметом философских размышлений.
2. Креационизм – это представление о том, что мир сотворен Богом из ничего.
3. Идея откровения. Проблема познания трактовалась как откровение: познать истину, сущность божественного можно только через веру. Отрицалось рациональное постижение мира.
4. Средневековый антропоцентризм. Человек рассматривался как образ и творение Бога. Согласно христианскому вероучению, человек занимает центральное место в природе, возвышается над ней. Именно в недрах христианства зародилось представление о том, что человек – венец творенья и царь природы.
5. Символизм – стремление находить скрытое значение того или иного предмета или явления.
6. Провиденциализм – представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами.
В целом философия Средневековья, в отличие от античной, утрачивает самостоятельный статус и превращается в «служанку богословия». Другими словами, ее задачей становится стремление рационально обосновать христианские догматы.
Средневековая философия в своем развитии прошла два этапа: этап патристики и этап схоластики. Патристика (от лат. рatres – отцы) охватывает период с II по VIII в. – это время становления христианской догматики. Основные представители данного направления – Тертуллиан, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Ориген, Августин Блаженный и др. Первоначально патристика существовала в форме апологетики, т. е. защиты христианских догматов от язычества. При этом всячески утверждалась несовместимость религиозной веры с античной философией. Начиная с III в. предпринимались попытки приспособить неоплатонизм к обоснованию христианства. Отцы церкви занимались проблемами сущности, происхождения добра и зла, души и тела и т. д. Одной из наиболее важных тем стала проблема соотношения веры и разума; в данном случае за верой закреплялось приоритетное значение.
Вершиной патристики является творчество Августина Блаженного (354–430 гг.). Он занимался разработкой проблемы бытия, времени, движения исторического процесса. Бог и душа – основные темы философии Августина. Он полагал, что Бог сотворил не только весь мир, но и время. Бог вечен, неизменен, а человек имеет прошлое, настоящее и будущее, иными словами, время оказывается чисто человеческим понятием. Ключевая идея мировоззрения Августина – «познай Бога – через душу и душу – через Бога», т. е. чем лучше человек познает себя, тем ближе он становится к Богу. Этот путь бесконечен, всегда остается нечто непознанное. Самопознание представляет собой размышление над прожитым, над своими чувствами и переживаниями. Однако самоуглубление не есть гладкий путь к божественному откровению, поскольку человеку сложно достичь абсолютной искренности по отношению к себе и Богу. Пределом искренности и правдивости выступает признание собственного несовершенства и неспособности постоянно быть искренним. Это признание является свидетельством достоверности внутреннего опыта. Если в Античности была господствующей установка на изучение человека только извне, то Августин представляет его в моменты прозрений, связанных с определенными обстоятельствами жизни, которые потрясают человека до основания. Он говорит о человеке внутреннем, в душе которого присутствуют структуры, являющиеся аналогами божественной Троицы. Это такие качества, как бытие, познание и любовь. С точки зрения Августина, добродетельным является тот человек, который любит. Любовь возвышает человека и побеждает зло.
Историю Августин мыслит в поступательном движении к нравственному совершенству. Ею управляет Бог, она движется от «земного града», т. е. от языческих царств, к «граду Божьему» – царству Христа. Главную роль в земной жизни играет государство, которое не может существовать без власти и насилия. Оно образуется в результате соглашения людей, объединившихся для определенных целей. Существование справедливого государства невозможно, так как человеческие силы ограничены в организации земных институтов. Государство может стать более совершенным, но при этом оно все равно останется ареной борьбы между добром и злом. Поэтому вся история предстает как противоборство двух градов, не всегда различимое за неупорядоченностью общественной жизни. Исторический процесс завершится вторым пришествием Христа, который будет судить каждого человека за грехи. Борьба между добром и злом завершится за пределами человеческой истории, именно тогда люди обретут состояние «невозможности грешить». Таким образом, вся история понималась как реализация заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества.
Христианское учение о творении тесно взаимосвязано с вопросом о природе зла. Считалось, что зло не субстанционально и не имеет собственных источников существования. В связи с этим Августин утверждает, что зло существует как небытие, отступление от добра, нарушение человеком божественных предписаний.
Творчество Августина Блаженного имело огромное значение для последующего развития философии и культуры. Это связано с тем, что учение этого философа представляет собой целостную и завершенную картину мироздания, которая на протяжении восьми с лишним веков сохраняла свою актуальность.
Этап схоластики (от греч. schola – школа, беседа) VIII – XV в. – представляет собой развитие христианской философии под влиянием идей Аристотеля. Мыслители – Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Росцелин, Оккам и др. прилагали усилия чтобы рационально обосновать веру в Бога. В решении этой проблемы выделилось три направления: номинализм, реализм, концептуализм. Номинализм (от лат. nomina – имена) рассматривал общие понятия (универсалии) лишь как имена – названия предметов. Они не существуют объективно, а представляют собой результат абстрагирующей деятельности мышления человека. Реализм (от лат. realis – действительный) утверждал, что имена реально существуют объективно и являются первичными по отношению к предметам. Концептуализм (лат. сonceptus – понятие) отрицал реальное существование универсалий, но признавал их наличие в сознании людей как особой формы познания действительности.
Попытка преодоления различий номинализма и реализма была препринята Фомой Аквинским (1225–1274гг.). Он выделял универсалии трех видов: до единичных предметов (в божественном разуме), в самих предметах (как общее в единичном) и после предметов (в человеческом разуме). Фома Аквинский выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Философ подчеркивал, что истину можно постичь не только через откровение. К пониманию Бога можно прийти через рациональное постижение мира. Этот путь долгий и запутанный. Тем не менее, то, что человек познает в природе, созданной Богом, не противоречит вере. Таким образом, Фома Аквинский высоко оценивает рациональное познание, но приоритет все равно остается за религиозной верой как более простым и доступным способом познания.
Эпохой Возрождения называют период с XIV по XVI вв., когда начинает расти интерес к человеку, ко всему земному. Происходит гуманизация всех сторон общественной жизни. Рост населения, развитие торгово-денежных отношений, городской жизни, мануфактурного производства повышали самосознание личности. Это существенным образом сказалось и на развитии философии, отличительными чертами которой были антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, антисхоластическая направленность. Основными направлениями философии эпохи Возрождения были гуманистическое, неоплатоническое и натурфилософское.