Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
Существуют модели периодизации истории развития техники, которые коррелируют с процессами, выражаемыми в понятиях: «доиндустриальное», «индустриальное», «постиндустриальное» развитие.
В доиндустриальную эпоху техника развивалась в рамках ремесленного искусства. Техника существовала в замкнутом сообществе людей в виде конкретных умений и навыков. В этом обществе технические секреты передавались от отца к сыну или от мастера к своему ученику. Основной фигурой ремесленно-цехового производства являлся мастер.
В Новое время на основе машинного производства
старая организационно-техническая структура
производства коренным образом изменяется.
На смену мастеру приходит инженер, который
не только обеспечивает оптимальное
функционирование технических устройств,
но и создает (конструирует) технические
новшества на основе последних достижений
науки и техники. Инженер является ключевой
фигурой в новой технико-технологической
системе общества. Его функции не только
расширяются, но и одновременно приобретают
узкий специализированный характер. Это
функции технолога (организатора) производства,
инженера по эксплуатации оборудования
(практические процессы), инженера-исследователя
Впервые термин «философия техники» был введен Э. Каппом в 1877 г. Огромный вклад в исследование феномена техники внесли Фр. Дессауэр, Э. Чиммер, А. Дюбуа-Реймон и др. Анализом различных аспектов философии техники также занимались М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Н. А. Бердяев, X. Йонас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и русский инженер П. К. Энгельмейер, один из родоначальников философии техники в России. Ими были сформулированы различные подходы к осмыслению предмета философии техники. Приведем лишь основные. Так, например, Ф. Дессауэр развивал гносеологический и культурологический аспекты анализа технических наук. Экзистенциальную составляющую исследовали М. Хайдеггер, К. Ясперс и X. Ортега-и-Гассет. Этическими и нравственными вопросами техники занимались К. Ясперс и И. Кесслер. Эсхатологичекую проблематику техники анализировал Н. А. Бердяев. Социально-политические проблемы техники и теорию технологического детерминизма разрабатывали американские ученые Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, З. Бжезинский, Э.Тоффлер.
В ХХ в. интерес к проблемам техники во многом усилился. Это объяснялось ростом ее роли и значимости в развитии современного общества. С 1960-х г. философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины, поскольку техника оказывается решающим фактором экономической, научной, политической сфер жизни общества, определяет состояние экологических отношений с природой, а также контуры будущего человечества с учетом глобальных проблем современности. Актуальным также становится анализ феномена техники и перспектив ее развития в постиндустриальном обществе.
В философской литературе термин техника может использоваться как в узком, так и в широком значении. В первом значении она понимается как совокупность технических систем, произведенных человеком на основе методов инженерной деятельности. Во втором, техника выступает как комплексный технический подход в построении и функционировании человеческой деятельности: промышленной, научно-исследовательской, военной, медицинской, коммуникационной, управленческой и т. д. Объединение этих подходов позволяет более полно представить технику в единстве следующих аспектов:
– как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
– предельная техническая система «техносфера», в которой техника приобретает самостоятельное значение и противостоит природе;
–- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации;
– совокупность технических знаний – от специализированных (технических) до теоретических.
В современных условиях особую значимость приобретает понятие технологии. Технология в узком понимании сводится лишь к методу (способу или приему) создания какого-либо продукта. В широком смысле в технологию необходимо включить не только систему артефактов социума, но и всевозможные технические процедуры, процессы, орудия, машины, технические приспособления и многое др. Под технологией понимается совокупность последовательных операций по целенаправленному использованию техники. Уровень технологии всегда соответствует уровню и степени развития самой техники. Исторически техника и соответствующая ее технология базировались на ручном труде, далее опирались на машинное, а затем и на автоматизированное производство.
На первом этапе техника выступает преимущественно в виде инструментов, которые расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. При этом человек являлся материальной основой технологического процесса.
На втором этапе основой технологического процесса становится машина. Теперь человек дополняет возможности самой машины и выполняет функцию ее технологического компонента.
На третьем этапе человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи. Он выступает в роли контролера, организатора автоматизированного производства и творчески использует свои способности. Определяющую роль играют не физические возможности человека, а сила его интеллекта, организационные способности и знания.
С этого этапа начинается процесс объединения науки и технологии. Он запускает механизмы научно-технического прогресса и стимулирует развитие научно–технологических революций, что приводит к ускоренной перестройке всего технико-технологического базиса общества. Этот процесс можно представить так: от «революции пара» к «революции электричества», а от нее к современным технологиям: нанотехнологиям, IT-технологиям, генно-инженерным и другим направлениям развития современных технологий.
14.2. Происхождение техники
В настоящее время существует целый ряд гипотез о происхождении феномена техники. Остановимся на некоторых из них.
Биологическая или натуралистическая гипотеза. Согласно этой гипотезе, у семейства высших приматов зубы и когти не были приспособлены к охоте и потреблению крупных травоядных животных. Поэтому для биологической адаптации потребовалось изготовление и использование режущих, колющих и скребущих камней. Это явилось причиной эволюционного увеличения и усложнения мозга (цефализация) высших приматов, что обусловило развитие навыков изготовления орудий. Данный подход был разработан Б. Поршневым и рядом других исследователей.
Трудовая гипотеза. Техника появляется как в результате процесса поступательного совершенствования человеческой деятельности, так и развития системы общественных отношений. Она выступает, с одной стороны, как система развивающихся предметов и средств, а с другой, как материальный субстрат общественных отношений. Замещение естественных органов человека искусственными артефактами и замена человеческой силы на силу природы отражает процесс закономерного развития техники. Освоение и развитие природы каждым последующим поколением людей составляет основу всей человеческой истории. Авторами этой идеи были немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс.
Культурологическая гипотеза. Феномен техники и ее возникновение в первую очередь связаны с развитием культуры, начало которой восходит к таким ее формам, как игра, культ, фантазия, миф, магия и всевозможные обряды.
Волевая гипотеза. Техника является результатом организации кооперативной и планомерной деятельности больших масс людей, которая направлена не столько на создание самих инструментов, сколько на способы обращения с ними. В основе становления техники лежит стремление людей реализовать личную и коллективную волю властвовать над природой и управлять законами ее развития. Подобный взгляд развивали немецкий философ О. Шпенглер и американский социолог Л. Мэмфорд.
14.3. Природа технического знания
Техническое знание является одной из разновидностей многообразных форм человеческого знания. Все формы знания отражают общую черту – стремление к постижению истины посредством проникновения в глубины непознанного, овладения тайнами природы. Однако техническое знание имеет особые, специфические черты.
Предметом технического знания являются закономерности трансформации естественных систем в разнообразные средства человеческой деятельности. Техническое знание имеет сложную синтетическую природу. В нем получили отражение как естественные, так и искусственные объекты или артефакты. Особенностью этого вида знания является практическая направленность на решение инженерно-технологических, инженерно-конструкторских, производственных задач. Техническое знание является связующим звеном между опытным знанием и знанием теоретическим.
Техническое знание эвристично, оно наделено высоким творческим потенциалом. Техническое творчество непосредственно связано с интуицией как особым психологическим состоянием в форме озарения, открытия. В современных условиях статус специальной методологии решения поисковых задач, развития технического творчества имеет концепция так называемого «мозгового штурма», или «мозговой атаки». Углубилась методология «проб и ошибок», появились другие способы решения технических проблем. Это, в свою очередь, позволяет моделировать и постоянно совершенствовать созданные артефакты исходя из потребностей человека. Техника есть направление изменения развития природы в соответствии с нуждами общества. Современные исследователи философии техники сходятся во мнении, что техническое знание обладает сложной системной организацией. В отличие от естественных и социальных объектов все системы техники имеют искусственную природу. Техногенные объекты способны оказывать непосредственное (прямое) влияние на развитие социума в отличие, например, от теоретических, концептуальных положений науки. Требования общества к техническому знанию определяются, прежде всего, степенью простоты и надежности в обслуживании техники, требованиями постоянного мониторинга устойчивого состояния технических систем. Не менее важным параметром определения практической пригодности технического знания является обеспечение экономичности, долговременности и эргономичности эксплуатации технических систем.