Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

Основные признаки государства: 1) территория; 2) отделение публичной  власти от общества; 3) суверенитет; 4) исключительное право на издание законов; 5) монополия  на взимание налогов и сборов с  населения; 6) наличие права; 7) монополия  на легальные вооруженные силы.

 В истории социальной  философии в понимании природы  и функций государства сложились  две наиболее значимые точки  зрения:

а) классовая, при которой  государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм);

б) функциональная, при которой  государство рассматривается как  необходимый механизм регуляции  и координации усилий, распределения  благ и ресурсов (концепция общественного  договора    Дж. Локк, Т. Гоббс, Т. Парсонс, Г. Алмонд).

Для отражения особенностей устройства и функционирования государств в социальной философии используется понятие «форма государства». Под формой государства понимается единство трех основных компонентов:

а) формы правления, т. е. способа организации и порядка образования верховной государственной власти, (монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские и т. д.);

б) формы государственного устройства, т. е. территориально-организационная структура государства (унитарные, федеративные и конфедеративные государства);

в) политический режим, т. е. совокупность приемов и методов  осуществления  и сохранения власти, (демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства).

При демократической форме политического  устройства формирование органов государственной  власти происходит на основе всеобщего  избирательного права. Демократическое  государство обеспечивает реальное равенство граждан, которые несут  ответственность за свои действия независимо от социального положения перед  законом. Основным принципом осуществления  власти является разделение властей. Данный принцип препятствует злоупотреблению властью одной из них. В авторитарном государстве, несмотря на формальное признание за индивидом гражданских прав и свобод, они по существу не соблюдаются. В ХХ в. появились новые формы авторитарной власти, такие как фашизм и тоталитаризм (впервые феномен авторитарной власти был исследован Х. Арендт в ее работе «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.)). Основное отличие авторитарного государства от тоталитарного заключается в том, что первое существенно ограничивает свободу личности, тогда как тоталитарное не допускает ее вообще. Согласно идеям Х. Арендт, тоталитарными являлись нацистский режим в Германии и сталинизм в Советском Союзе. Арендт показала тоталитаризм в качестве аномийной, т. е. патологической, формы развития обществ модерна. В качестве таких отклонений и аномалий ею были указаны массовые тоталитарные движения, тоталитарный вождизм, тоталитарная идеология и пропаганда, террор, всевластие тайной полиции, концлагеря. Критически анализируя тоталитарное государство, Арендт выделила следующие его фундаментальные характеристики:

1. Тоталитарное общество – это бесклассовое массовое общество автомизированных индифферентных изолированных индивидов, а не структурированная система классов.

2. В бесклассовом массовом тоталитарном обществе основной формой политической организации выступают тоталитарные движения, требующие от своих членов тотальной и безусловной преданности. Такое требование вытекает из притязания тоталитарных идеологий на то, что новая организация охватит в должное время «весь род человеческий». В силу этого в качестве механизмов оформления тоталитарного движения Арендт называет пропаганду и организацию, при этом пропаганда основана как на насилии, так и на потребности индивида в личной самоиндентификации с другим, а организация основана на вождизме и анонимности власти.

3. Характеристиками тоталитарного сознания являются цинизм и доверчивость, при этом чем выше иерархический уровень, тем более цинизм перевешивает доверчивость.

4. Тоталитаризм порождает «государство перманентной нестабильности», суть которого заключается в том, что, с одной стороны, правитель должен утвердить иллюзорный мир движения в качестве объективной реальности, а с другой стороны, не позволить этому новому миру превратиться в новую стабильность. Именно из-за его стремления реализовать такой двусмысленный проект обычно ставится задача завоевать мировое господство, и это как минимум, что в итоге приведет к нестабильности.

5. В тоталитарном государстве реальная власть начинается там, где начинается секретность (например, тайная полиция). Таким образом, агенты тайной полиции – это единственный правящий класс, чьи стандарты и ценности определяют типы социальных практик в обществе.

6. Стремление к тоталитарному господству неминуемо приводит к пренебрежению правами человека, уничтожению его как юридического лица, а затем и как физического (например, концлагеря).

Таким образом, тоталитарное общество является массовым обществом, и его социальная организация  не является результатом разового захвата  власти какой-то политической силой, а  представляет собой аномийное развитие массы, выраженное, в первую очередь, в закате национального государства и формировании массовых национальных идеологий на этнорасовой или классовой основах. Тоталитарное общество, по выражению Арендт, представляет собой «луковицу»: внешнюю оболочку составляют фасадные организации сочувствующих, потом слой тоталитарного движения, затем идет слой элитных подразделений этого движения, главным из которых является тайная полиция, и в центре находится вождь. Государство превращается в фасадную организацию, выполняющую только одну функцию: создает видимость нормального общества.

Кроме теории тоталитарного  общества Х. Арендт, в социальной философии  представлены идеологические проекты  тоталитарного общества Э. Юнгера, В. Зомбарта, К. Мангейма.

12.3. Гражданское общество и правовое государство

Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданское общество», под которым  понимается сфера жизни, подконтрольная государству, т. е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Эти интересы могут касаться экономической, социальной, культурной сфер жизнедеятельности человека. Для реализации данных интересов люди формируют различные институты гражданского общества – разнообразные производственные объединения, создаваемые по личной инициативе, общественные организации, органы самоуправления, независимые средства массовой информации и т. д. Становление эффективных структур гражданского общества характеризуется ростом роли самоуправления в жизни общества, эффективным контролем граждан за деятельностью государства, высокой политической активностью, установлением гражданского мира и социальной стабильности.

Гражданское общество и государство  взаимодополняют друг друга. Без  зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку общественное сознание способно формировать наиболее рациональные формы человеческого  общежития. В силу этого гражданское  общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом  и централизованной государственной  волей. С другой стороны, противодействовать дезинтеграции, социальному хаосу, упадку, способствовать достижению условий  для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.

Исторически гражданское  общество приходит на смену традиционному, феодальному, которое было основано на сословно-иерархической системе отношений, жестко регламентирующей различные стороны жизни индивида. Гражданское общество по своей сути выступает как буржуазное, т. е. его основой является свободный индивид, независимый от власти и форм коллективной жизни. Наиболее существенной предпосылкой свободы является институт частной собственности, формирующий развитое гражданское самосознание.

Г. Гегель, философски осмыслив различие между гражданским обществом и государством, указал на то, что область действия государства – это общие интересы, а гражданского общества – сфера частных интересов.

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных  отношений, которые развиваются  вне рамок и без вмешательства  государства, а также разветвленную  систему независимых от государства  общественных институтов, реализующих  повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Важнейшим элементом гражданского общества является построение и эффективное  функционирование правового государства, т. е. государства, основанного на господстве права. Право, как подчеркивал И. Кант, представляет собой совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. К общим принципам права относятся: справедливость, равноправие, гуманизм, демократизм и др. В праве выражается политика государства, так как правовые нормы издаются государством. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества сформировалась уже в Античности. В учении Платона о государстве недвусмысленно указывалось на то, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, государству приходит гибель. Существенный вклад в разработку правового государства и его развития внесли Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джеферсон, И. Кант,         А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов, Б. Чичерин и др. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой.

В качестве важнейших признаков  данного государства выступают  следующие: господство права, разделение властей, неотчуждаемость прав и  свобод личности, ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью, наличие эффективных форм контроля за государственной властью. В своей  совокупности эти признаки свидетельствуют  о том, что государственная власть должна быть ограничена правом.

12.4. Политические технологии в современном обществе

Важнейшими политическими  технологиями современного общества выступают: политическое сознание, политическая психология, политическая идеология, политические мифы.

Политическое  сознание является формой общественного сознания, в которой отражаются интересы различных социальных групп, их отношение к государственной власти, социально-политической организации данного общества, к другим государствам. Основные компоненты политического сознания: политическая идеология и политическая психология.

Политическая  психология – это совокупность несистематизируемых чувств, настроений, мнений, волевых компонентов, возникающих на основе социально-экономических и духовных условий жизни людей, направленных на утверждение или отрицание существующего общественного строя. 

Политическая  идеология – это теоретически систематизируемая совокупность политических идей, взглядов, теорий, содержащая осознанную оценку социальных отношений и различных целевых программ, направленных на сохранение или изменение существующего общественного строя. Идеология исходит из определенным образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на практические интересы людей и имеет целью манипулирование и управление людьми через воздействие на их сознание. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата и удержания политической власти субъектами политики.

Под идеологией, как подчеркивали классики марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), следует понимать, во-первых, идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов; во-вторых, тип мыслительного процесса, оторванный от действительности и воспроизводящий иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; и, в-третьих, подход к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность. В итоге идеология оказывается иллюзорным сознанием, порождаемым классовым интересом господствующих классов, стремящихся представить его как интерес всего общества.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"