Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

Постнекассическая наука, формирующая  синергетическую  картину мира, не исключает методы, рациональную роль и практическую значимость классической и неклассической науки,  коль скоро  объективно существуют простые и  сложноорганизованные системы. Однако подобные объекты не исчерпывают  всего разнообразия явлений действительности, поэтому знание их специфики не может считаться общезначимым,  но является  необходимым для решения различных проблем жизни общества. Постнеклассическое, неклассическое и классическое научные знания образуют взаимодополняющие структуры, что является условием дальнейшего развития науки и роста ее практической значимости.

10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании

В истории развития науки  можно выделить две взаимосвязанные, переходящие друг в друга тенденции. Это – эволюционный процесс сравнительно медленного накопления знаний, подтверждения и углубления сложившихся теорий, объяснительных схем, формирования картины мира при опоре на существующие нормы и идеалы науки,  становления стиля научного мышления, утверждения философских оснований  научного познания.

Вторая тенденция заключается  в появлении новых объектов науки и, соответственно, разработке новых методов познания, построении теорий, не согласующихся с прежними образцами объяснения и описания явлений, принципами построения научной картины мира  и т. д.

В результате происходит смена  доминирующей совокупности научных  знаний, образцов решения конкретных исследовательских задач, методов, построения программ исследований и  др., т. е. осуществляется смена старых научных парадигм согласно выводам  американского философа Т. Куна и начинается создание новых, лучше объясняющих вновь полученные научные факты. На их основе складываются новые научно-исследовательские программы. Подобные изменения в науке часть исследователей называет научной революцией.

В более конкретном и глубоком понимании научными  революциями  считаются такие  этапы  в развитии науки,  которые связаны с перестройкой исследовательских стратегий,  обусловленной изменениями, в том числе и оснований науки. К этим основаниям   относятся идеалы, нормы и методы исследования, научная картина мира, стиль научного мышления, философские идеи и принципы.

Перестройка оснований науки, а значит, и научные революции  могут быть вызваны двумя основными  причинами. Во-первых, в силу внутренней логики развития отдельной дисциплины, когда в ней появляются факты, складываются проблемы, фиксируются  свойства изучаемых объектов или  же появляются объекты, которые не находят  объяснения в рамках данной дисциплины, не вписываются в существующую картину  мира. Во-вторых, научные революции могут начинаться на междисциплинарном уровне в результате перенесения идеалов и норм одной науки в другую, что приводит к открытию новых явлений, объектов, созданию новых программ исследований, образованию новых научных дисциплин.

Различают две разновидности научных революций: 1) изменяется научная картина мира, а идеалы и нормы остаются  прежними и 2) изменяется картина мира, идеалы и нормы,  а также философские основания науки.

По масштабам воздействия  на состояние науки различают  глобальные и локальные научные революции. Глобальные научные революции приводят к изменению базисных принципов всех основных наук, что объясняется появлением новых объектов и направлений исследований, ведет к возникновению новых научных  дисциплин. К таким  революциям  в науке относятся соответствующие сдвиги, вызвавшие сначала  появление  классического естествознания, затем  дисциплинарно-организованной науки,  вслед за ней  произошли  коренные сдвиги  в научном познании, повлекшие за собой формирование неклассической науки с ее картиной мира, объектами и познавательными принципами. На основе ее проблемного поля начала  складываться постнеклассическая наука.

Локальные революции заключаются в изменении объектов  исследования, методов, идеалов и норм, а также специализированной картины мира в рамках отдельной отрасли знания. К таким  революциям относится революция в биологии, вызванная открытием  структуры  ДНК Уотсоном и Криком в 1953 г.

Существуют также частнодисциплинарные революции,  связанные с открытием новых явлений в рамках отдельного научного направления или дисциплины, значение которых не выходит за пределы исследовательских задач дисциплинарных областей.

Первая глобальная научная революция произошла в XVII в. в Европе. Ее результатом стало возникновение классической  науки  и классической  механики, затем и физики.

Вторая глобальная  научная  революция  охватила период времени начиная с конца XVIII в. и заканчивая первой половиной XIX в. Она означала переход классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений к дисциплинарно организованной науке (биологии, химии, геологии и др.), хотя при этом идеал классического естествознания   не претерпел существенных изменений.

Третья глобальная научная революция продолжалась с конца XIX в. до середины XX в. Ее главным признаком было появление неклассического естествознания с его характерными особенностями.

Четвертая глобальная научная революция, начавшаяся в 70-е гг. XX в., выразилась в рождении постнеклассической науки, объектами которой стали исторически развивающиеся системы, а их неотъемлемым компонентом  является сам человек как объект и субъект познания одновременно.

Научным революциям принадлежит  решающая роль в обновлении и быстром  росте новых научных знаний, в качественном изменении представлений о мире и человеке, в обеспечении жизнеспособности рода Homo sapiens.

10.9. Роль науки в развитии техники. Этика науки и социальная ответственность ученого

Понимание роли науки в  развитии техники напрямую связано  с представлением о том, что есть техника. Существуют различные определения  техники, но среди их множества можно  выделить два главных, которые взаимосвязаны  по своему содержанию и социальному  статусу. Во-первых, техника определяется как искусство, мастерство, умение, способность человека к созидательной деятельности. Во-вторых, техника понимается как совокупность искусственно созданных  механизмов, система орудий труда, машин, служащих цели осуществления человеком продуктивной деятельности. Фундаментальное свойство техники выражается в принципе преобразования. Техника есть то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя и общество. Основная социальная функция техники заключается в конструировании и реконструировании  предметной реальности.

Развитие современной  техники в двух отмеченных выше значениях, в первую очередь, зависит от развития науки. Наука является основополагающим фактором совершенствования навыков, умений, профессионального мастерства в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Технические новшества во втором значении  понятия техники так же базируются на развитии научно-технических знаний. Благодаря разработке новейшей ресурсо- и энергосберегающей техники, созданию новых конструктивных материалов, высокопроизводительных машин, средств связи и т. д., общество стремится экономно использовать природные ресурсы, сокращать вредные выбросы в окружающую среду, экономить время и силы для производства необходимых благ. Научные знания, являющиеся источником создания новой, конкурентоспособной техники, приобретают  первостепенное значение  в определении  перспектив развития общества.  В настоящее время особенно важное значение  имеют информационная техника и технология, нанотехника, биотехнологические направления научно-технического прогресса, генетическая инженерия и другие.

Биотехнология, генетическая инженерия, электронно-вычисли-тельная, информационная техника являются приоритетными  в социально-экономическом развитии Республики Беларусь и повышении  благосостояния ее народа. В этой связи  актуальными для Беларуси являются  и соответствующие направления  развития науки.

Вместе с тем влияние науки и техники на благополучие и здоровье людей, перспективы человеческой цивилизации и решение проблем социально-экономического развития общества, экологические условия жизни, состояние природной среды, является противоречивым, несет с собой не только позитивные результаты, но и опасные разрушения. К тому же достижения науки и техники напрямую используются  для уничтожения людей в войнах. Поэтому существует проблема предупреждения возможных последствий практического применения научных знаний и создаваемой на их основе техники, а также возрастает роль социальной ответственности ученых,  производящих знания, создающих технику и участвующих в принятии решений о их использовании с той или иной целью.

В связи с постоянным возрастанием  роли науки в жизни  общества, зависимости от нее перспектив существования  цивилизации, сохранения природных  условий жизни людей и т. п. в  самом научном  сообществе и в отношении к науке  со стороны общества в целом складывается совокупность моральных норм, регулирующих исследовательскую деятельность ученых и различные аспекты  системы их отношений, которая получила название этики науки.  Термин «этика науки»  употребляется также в значении предмета  философии науки и общего науковедения, изучающего закономерности этического регулирования научной деятельности.

Как совокупность моральных  норм, регулирующих поведение  ученых этика науки включает  в свою структуру следующие аспекты: 1) отношение к научному знанию, главными характеристиками которого является творческая свобода в познавательной деятельности и ответственность за истинность и объективность полученных знаний, сформулированных научных положений и выводов;  2) отношение ученых друг к другу, в котором первостепенное значение имеет свобода выбора общения, научной коммуникации, а также ответственность в плане поддержания  духа доброжелательности, объективности, непредвзятости, критичности и т. д. в оценке научных достижений другого; 3) отношение к обществу и государству, выражающееся в праве заниматься научной деятельностью в соответствии со своими способностями, участвовать в разработке актуальных проблем науки, имеющих первостепенное значение для благосостояния общества и государства. Сообщать о важных результатах  своей деятельности,  добиваться их признания, оценки и применения в различных социальных, государственных проектах, предвидеть последствия практического использования полученных результатов, отстаивать приоритет народа и государства в конкретных научных достижениях; 4) отношение к самому себе, включающее свободу выбора средств и методов, способов организации творческой работы, направления деятельности, способствующих самореализации,  обеспечению личной продуктивности в исследовательской деятельнос-ти, творческому, профессиональному росту, что должно быть сопряжено с ответственностью за достоверность полученных знаний, их актуальность, общественную значимость, включать критическую, объективную самооценку своего вклада в науку,  совершенствование личных морально-деловых качеств. 

 

 

 

РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТЕМА 11. ПРИРОДА  СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ  ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ФИЛОСОФИИ

11.1. Специфика социальной философии. Основные подходы

к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм и др.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"