Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

В науке важной процедурой является выбор методов,  который  должен осуществляться на основе принципа соответствия приемов, способов изучения того или иного предмета его характерным  особенностям. Главное  предназначение любого метода  заключается в  обеспечении приращения достоверного знания.

С позиций философского понимания  классификации методов, они могут быть разделены: 1) на философские (диалектика, метафизика), имеющие предельно широкую область применения и представляющие собой  совокупность самых общих принципов; 2)  общенаучные, применяемые для решения  лишь определенного  класса проблем во всех сферах  научных исследований (системный, кибернетический, информационный, синергетический и другие подходы); 3) конкретно-научные методы, определяющие принципы, порядок, последовательность познавательных действий в той или иной научной дисциплине. Существует также традиционная классификация, включающая методы эмпирического и теоретического исследований, а также общелогические методы.

К методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, эксперимент, сравнение,  описание, измерение.

Наблюдение – метод познания, заключающийся в целенаправленном изучении предметов и явлений в их естественных связях и условиях. Различают непосредственные и опосредованные наблюдения. Наблюдение всегда организуется на основе определенной идеи, гипотезы,  концепции, а отбираются только те его результаты  (факты),  которые либо подтверждают, либо опровергают исходные идеи. Интерпретация результатов наблюдения также осуществляется при помощи  определенных теоретических положений.

Эксперимент – такой метод исследования, когда изучаемые объекты, процессы целенаправленно изменяются или же  преднамеренно создаются определенные, контролируемые условия их существования с целью выяснить те или иные свойства, особенности, связи этих объектов и процессов. Как и наблюдение, научный эксперимент всегда направляется определенной идеей.

Сравнение – метод познания, заключающийся в выявлении сходства или различий в совокупности однородных объектов или аналогичных характеристик одного и того же объекта на разных  ступенях его развития.

Описание – метод исследования, который состоит в фиксировании данных наблюдения и эксперимента с помощью естественного и искусственного языков, или же в форме схем, таблиц и т. д.

Измерение – метод установления количественных характеристик изучаемого объекта, процесса с помощью средств нахождения числового значения их параметров в принятых единицах.

К методам теоретического исследования относятся: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Формализация – метод познания, состоящий в отображении содержания знаний в знаково-символической форме (формализованном языке), что позволяет установить структуру и закономерности представленной, таким образом, части реальности.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся не требующие доказательства положения (аксиомы), а из них все остальные утверждения этой теории выводятся логически, посредством доказательств.

Гипотетико-дедуктивный  метод – метод познания заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения, сопоставимые с эмпирическими фактами.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод исследования, заключающийся в движении мысли от исходной абстракции (неполного, неточного знания об отдельных сторонах объекта) к целостному, всестороннему воспроизведению объекта в более полном и точном знании.

К общелогическим методам относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, моделирование.

Анализ – метод разделения объекта на составные части и их изучения относительно целого.

Синтез – заключается в соединении ранее выделенных для изучения элементов предмета в единое целое в целях получения нового, целостного знания.

Абстрагирование – метод познания,  состоящий в мысленном отвлечении от некоторых свойств изучаемого предмета с одновременным выделением  интересующих исследователя свойств.

Обобщение – совокупность мыслительных процедур, заключающихся в установлении общих свойств и признаков предметов.

Идеализация – метод мысленного конструирования абстрактных (идеализированных) объектов,не существующих в действительности, и материальная форма реализации  которых невозможна («идеальный газ», «точка», «абсолютно черное тело» и др.).

Индукция – метод познания, заключающийся в движении мысли от констатации единичного (фактов, опыта) к выявлению их общего свойства и обобщению в выводах, правилах.

Дедукция – движение процесса познания от общих положений, правил о свойствах изучаемых объектов к заключениям частного характера, касающихся либо частей объекта, либо отдельных объектов, некоторых их свойств.

Индукция и дедукция взаимодополняют  друг друга.

Моделирование – метод исследования, суть которого состоит в создании и изучении модели, заменяющей изучаемый объект, с последующим переносом на сам объект полученной информации.

10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания

В истории развития науки  формирование новых знаний происходило  и происходит во взаимосвязи двух тенденций – дифференциации  (появление новых объектов и направлений исследований,  образование новых научных дисциплин) и интеграции (объединение  объектов и предметов исследований, синтез знаний о них,  образование «стыковых» дисциплин). Дифференциация научных знаний играет особую роль в период возникновения науки в целом  и каждой отдельной науки. Интеграционные  процессы выступают характерной особенностью развития  современной науки, для которой  определяющим является целостный подход в решении научно-технических, экологических, социально-экономических и других проблем.

Дифференциация – превращение зачатков научных знаний в частные науки, внутринаучное формирование новых направлений познания и,  как следствие, новых дисциплин – началась на рубеже XVI – XVII вв. Единое ранее знание разделялось на философию и науку. Наука приобретала черты специфической системы знания, социального института и духовной формы деятельности. Философия дифференцировалась на онтологию, гносеологию, этику и др. Наука как целое разделялась на частные науки, среди которых формировалась наиболее развитая, классическая механика, становящаяся лидером естествознания. Последующая дифференциация научных знаний, обусловленная внутренней логикой исследований и практическими потребностями общественного развития, привела к появлению «стыковых» наук – биохимии, биофизики, химической физики,  физической химии, геохимии, биогеохимии. В XIX–XX вв. осуществлялся активный процесс дифференциации биологического, химического, физического знания.

Например, в русле развития биологического знания формировались генетика, микробиология, молекулярная биология,  цитология и другие науки.

Интеграция – объединение наук и научных дисциплин, их методов в XX–XXI вв. обусловила возникновение и развитие новых научных направлений, общенаучных областей научных знаний – кибернетики, общей теории систем, системотехники, биотехнологии, генетической инженерии, общей теории безопасности, социальной экологии и многих других, которые служат решению крупных практических проблем.

Активное участие в  интеграции знаний принимает и философия.  Возрастание роли техники  в жизни  общества, превращение ее в сложную, развивающуюся систему, массовость технической деятельности, противоречивый и масштабный характер природно-экологических  и социальных последствий ее  применения обусловили  появление новых областей исследованиях техники – философии техники, технетики,  социальной оценки техники.

Комплексное решение проблем  социально-экономического развития, создание новой техноструктуры, инновационная  стратегия в сфере технологии, построение экономики знаний на основе соединения образования науки и  производства, злободневность задач  устойчивого развития общества во взаимодействии с природой, соответствующая подготовка специалистов в системе высшего  образования  требуют  синтеза  естественно-научного, гуманитарного и технического знания.

В этих условиях процесс  дифференциации и интеграции  научных  знаний становится все более регулируемым для целей удовлетворения  важнейших  потребностей  общества, его выживания в условиях ухудшения естественных экологических условий и роста зависимости от расширяющейся техносферы.

10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении

Классическая  наука  зародилась в XVI–XVII вв. как результат научных исследований Н. Кузанского, Дж. Бруно,   Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Ф. Бэкона, Р. Декарта. Однако решающую роль в ее  возникновении сыграл Исаак Ньютон (1643–1727 гг.), английский физик, создавший основы  классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел. Он сформулировал три основных закона механики, сконструировал  математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движения небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисления в качестве языка описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона  явилась классическим образцом  дедуктивной научной теории.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"