Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины

В общефилософском смысле проблема истины шире, чем проблема истинности знания. Можно говорить об «истинной дружбе», «истинных  ценностях», «истине человеческого  существования» и т. д. Такое –  онтологическое – понимание истины можно обнаружить у Платона, который  понимал истину как отдельную  «идею» и одновременно как характеристику бытия «идей», другими словами, в  его учении она отождествлялась  с неким подлинным измерением реальности, которое для своего обнаружения  не нуждается в человеке и его  познавательных способностях. Принципиально  иное понимание задает гносеологический подход, с точки зрения которого истина представляет собой свойство не бытия, но знания.

Исторически первой и самой  распространенной трактовкой является восходящее к Аристотелю классическое понимание истины как соответствие наших знаний о действительности самой действительности. Впоследствии эта концепция получила название «корреспондентской теории истины».

Корреспондентская теория истины долгое время доминировала в научном познании и является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако она опирается на ряд предпосылок, которые сами по себе достаточно проблематичны. Понимание истины как соответствия между знанием и действительностью предполагает, во-первых, что адекватное отображение предмета в сознании возможно в принципе, что подвергают сомнению различные виды агностицизма, во-вторых, что это соответствие может быть установлено, т. е. сознание способно выходить за собственные пределы и сравнивать действительность с собственным ее образом, в-третьих, что существует некий безошибочный критерий, позволяющий фиксировать соответствие и несоответствие между знанием и реальным положением дел. Проблемный характер этих предпосылок фиксировался уже в рамках классической и со всей очевидностью проявился в неклассической философии, сформулировавшей ряд альтернативных подходов к пониманию истины – когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины.

Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.

Прагматическая  концепция истины (от греч. pragma – дело, действие) в наиболее четком виде представлена у представителя прагматизма У. Джемса, с точки зрения которого мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и реализации которых добивается человек. Вопрос о действительном положении дел безотносительно наших практических потребностей в данном случае не имеет смысла. В марксистской теории познания которая в целом опирается на корреспондентскую концепцию истины, также присутствуют элементы прагматистского подхода, так как важнейшим критерием истины провозглашается практика.

Конвенционалистская концепция истины (от лат. conventio - соглашение). В своем понимании истины сторонники этой концепции (А. Пуанкаре, Р. Карнап, К. Айдукевич и др.) исходят из предпосылки, что то, что в науке опознается как «факт» во многом является теоретическим конструктом, то есть сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, пони- мание истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.

ТЕМА 10. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ  

И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

10.1. Понятие и роль науки в обществе

Наука (от греч.episteme, от лат. scientia) – сфера и особый вид познавательной деятельности людей, основанные на допущении существования реального мира, в котором явления и процессы закономерно организованы, доступны познанию  с помощью органов чувств и мышления, обобщаются и упорядочиваются в виде определенных систем аргументированных знаний.

Наука включена во все сферы  человеческой деятельности, она является важной частью отношений людей. Особенно велика роль ее в образовании. Научная картина мира, методы науки, существующие научные дисциплины, научное мировоззрение обусловливают содержание и направленность образования. В системе высшего образования наука является основой профессиональной подготовки специалистов и формирования зрелой личности, способной решать разнообразные проблемы  общества. Развитие науки влечет за собой изменение профессионального содержания образования. Без постоянного обновления научных знаний, развития познавательной деятельности студентов технических вузов невозможно эффективное применение современной техники и технологии, непрерывное их совершенствование и внедрение новых достижений, что особенно важно в условиях  Республики Беларусь, избравшей путь инновационных, высокотехнологичных преобразований всех важнейших отраслей производства. Быстрое обновление техники и технологии как мировая тенденция  формирует единые стандарты образовательных практик во всех странах мира, что требует овладения студентами навыками самообразования на основе новейших достижений науки и продолжения этого процесса на протяжении всей жизни. Естественные, технические, гуманитарные науки и философия в их единстве приобщают студентов вузов к высшим ценностям: истине, добру, красоте, справедливости. Они формируют ответственность, достоинство, творческую активность, стремление к познанию, организованность и другие качества, необходимые интеллигенции для выполнения своей роли в обществе.

Культурная функция науки  в вузе проявляется в формировании студента в качестве  субъекта деятельности и познания. А технологическая  ее функция заключается в соответствующей  интеллектуальной «обработке и возделывании»  человека, развитии его способности и потребности в постоянном творческом поиске.

В современном обществе наука  выполняет роль важного фактора  рационального управления. Она требует ответственности за последствия использования научных открытий и реализации научных программ для удовлетворения потребностей общества. В условиях современного экологического кризиса наука ведет поиск путей рационального, экономного использования природных ресурсов, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также исследует возможности и предлагает рекомендации гармоничного (коэволюционного) взаимодействия общества и природы. Первостепенное значение науки заключается также в обеспечении безопасности жизни человека в техногенной и естественной природной среде, а также в сохранении здоровых  условий жизни и природы в целом. Современная наука нацелена на открытие новых источников энергии и разработку информационных технологий, от которых зависит будущее цивилизации. Востребованность науки объясняется еще и возрастанием зависимости перспектив существования человека на планете Земля от научных прогнозов природных и социальных процессов, в том числе негативных, катастрофических. Поэтому в состав функций науки включаются также описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, на основе открываемых ею законов. Степень заботы науки о будущем человечества обусловливает возможности его выживания в техногенном мире. Ведущая роль науки  в современном обществе объясняется закономерным становлением современной экономики, основанной на знаниях, т. е.  экономики знаний.

В решении этих проблем  объединяются функции  науки как  системы знаний, как деятельности и как социального института.

10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт

В качестве социального явления  наука включает в себя три составные частисистему знаний; деятельность по их производству; социальный институт. В некоторых учебных пособиях по философии указывается также на статус науки как производительной силы и формы общественного сознания.

Все отмеченные аспекты науки  тесно взаимосвязаны. Наука как система знаний представляет собой целостное, развивающееся единство всех ее составных элементов (научных фактов, понятий, гипотез, теорий, законов, принципов и др.). Эта система постоянно обновляется благодаря деятельности ученых, и на сегодняшний день наука состоит из более чем 14 тыс. различных предметных дисциплин. Наука как деятельность выступает в виде организованного процесса производства достоверных знаний, осуществляемого специально подготовленными для проведения исследований людьми – учеными. Иными словами, наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука как система знаний является результатом творческой, научной деятельности. Система знаний складывается из множества отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание, обществе – общественные (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельные группы составляют  технические науки и математика. Каждая группа наук имеет свое внутреннее деление.

Наука как социальный институт представляет собой совокупность специфических организаций, учреждений, союзов, школ, творческих групп, временных формирований, которые занимаются прогнозированием, организацией, осуществлением, контролем исследований, фиксацией и распространением (внедрением)  научных знаний.

В последние десятилетия  во многих странах проводится активная работа по формированию системы инновационных  структур науки (парков высоких технологий, инновационных университетов, научных  центров, технополисов и др.), что  вызвано возрастанием интеграционных процессов в системе наука  – образование – производство в целях создания энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также  конкурентоспособной  продукции.

Как  социальный институт наука возникает в XVII в. в Западной Европе. Решающими причинами обретения наукой статуса социального института явились: возникновение дисциплинарно организованной науки, рост масштабов и организованности практического использования научных знаний в производстве; формирование научных школ и появление научных авторитетов;  необходимость систематической подготовки научных кадров, появление профессии ученого; трансформация научной деятельности в фактор прогресса общества, в постоянное условие жизни социума; образование относительно самостоятельной сферы организации научного труда.

Превращение науки в производительную силу обусловлено  постоянно расширяющейся тенденцией взаимозависимости развития исследовательской,  внедренческой и производственной деятельности, заключается в росте экономической эффективности применения научных знаний,  в прогрессивном обновлении техники и технологии на их основе, увеличении  производительности труда и улучшении качества  продукции.

Как форма общественного  сознания наука представляет собой  отражение реальности в системе  знаний.

10.3. Специфика научного познания

Научное познание имеет свои особенности,  или критерии, которые  отличают его от других форм познания (искусства, религии, мифологии, философии, обыденного познания и др.).

К таким особенностям относятся следующие:

1. Основной задачей (целью) научного познания является обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), а также законов самого процесса познания, мышления и др. Открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений является основным признаком науки, главной ее чертой.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"