Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)
n:justify;text-indent:25pt;line-height:14pt">Раздражимость и чувствительность – элементарные формы упорядочения биологической информации. Жизненные процессы во всех своих проявлениях предстают как информационные отношения.

Психическое отражение – способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Формирование психики осуществлялось параллельно с морфофизиологическим прогрессом (появлением центральной и периферической нервной системы), в результате которого у живых организмов появляется способность к более полному освоению жизненных ресурсов.

Основными механизмами психического отражения выступают рефлексы. На такую особенность психики впервые  обратил внимание Р. Декарт. Теория  безусловных и условных рефлексов (разработанная И. М. Сеченовым, И. П. Павловым и П. К. Анохиным) рассматривает генетически закрепленные программы жизнедеятельности (инстинкты, «автоматизмы») в качестве безусловных рефлексов, фиксирующих видовой опыт адаптации. Индивидуальный опыт приспособления к изменяющимся условиям среды, связанный со способностью к обучению, выступает как совокупность условных рефлексов.

Социальное  отражение связано с возникновением сознания.

Сознание – высшая форма психического отражения. В отличие от психики животных, сознание наделяет человека способностью предвидения отдельных последствий своих действий, характера и направленности развития природных и социальных процессов. Основой исторической перестройки психики и формирования сознания  стал труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между обществом и природой, благодаря чему относится к условиям своего существования не в качестве лишь активного биологического существа,  а как социально-исторический субъект, способный менять и корректировать внешние факторы.

Рассмотрение сознания в  качестве социальной формы отражения  предполагает, что его возникновение  является результатом не только длительного  процесса психобиологической эволюции, но и социокультурогенеза.

Социокультурная эволюция сознания условно включает в себя три этапа:

1. доязыковая стадия (около 5 млн. л. н. 40 тыс. л. н.) период формирования базовых структур мышления человека (архетипов коллективного бессознательного, механизмов ассоциативно-образной переработки информации), появления отдельных элементов морально-нравственных отношений между первобытными людьми (табу), становления религиозного и художественного сознания на основе ритуального действия и магических практик.

Сознательный опыт первобытного человека крайне ограничен, накапливается  и обобщается очень медленно, в  течение тысячелетий.  Поскольку  сознание воспринимает мир через  чувственно-телесные модальности движения, осязания, обоняния, постольку первобытная  «духовность» опирается на чисто  физическое, мускульное напряжение членов всего коллектива в ритуальных действиях. Чувственно-телесный образ мира не дифференцирован, не расчленен. Ассоциации, выстраиваемые по принципу пространственно-временной  смежности, не позволяют разделить  саму вещь и ее образ, объект и его  свойства.  Каждая из вещей имеет  своего символического двойника, воспроизводимого в магическом обряде (в виде образа, идеальной проекции), который создает  «вторую реальность».

 Закономерным результатом  данного этапа является переход  от ритуального действия/образа  к слову-символу;

2. языковая стадия, соответствующая этапу архаической культуры, характеризуется возникновением языка и способности отражения мира в знаково-символической форме. Основой семиосферы (знаковой среды) является язык, с помощью которого из действительности обособляются и наделяются значением те или иные объекты или процессы. Символы и знаки языка становятся заменителями инстинктов, что в свое время позволило Э. Кассиреру определить человека как символическое животное. Благодаря способности сознания порождать символы и оперировать ими, становится возможным накапливать и сохранять значимый коллективный опыт. Таким образом, сознание приобретает дополнительные функции «социальной памяти»;

3. логико-понятийная стадия, на которой осуществляется переход «от мифа к логосу» (85 вв. до н. э.), связана с кристаллизацией в сознании определенных норм и структур – законов логики, которые образуют своеобразный каркас правильного мышления. Люди начинают активно оперировать не только чувственными образами, но и понятиями, в которых фиксируются уже не случайные, а наиболее существенные свойства реальности. В этот период появляются первые целостные системы рационально-теоретического знания.

Итак, сознание – социальная форма отражения, интегрирующая  все его последовательно возникающие  в процессе эволюции природы и  общества черты.

8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта

С точки зрения современной  науки сознание неразрывно связано  с деятельностью мозга, однако историческая реконструкция позволяет выявить  различные варианты интерпретации  этой связи. Достаточно широкий спектр мнений по вопросу о том, существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений, заключен между двумя полюсами.

1. Сознание – единственная достоверная реальность, в то время как материальный мир – лишь его порождение. Подобная установка, возникающая в рамках субъективного идеализма, получила название солипсизма. В целом идеализм признает абсолютную независимость мышления (сознания) от материи, в данном случае от человеческого тела, мозга. 

2. Сознание не существует как качественно специфическая реальность. Подобная позиция характерна для физикализма – широкого научно-философского течения, объединяющего ряд направлений, которые отождествляют сознание и физические процессы в головном мозгу. Его сторонники признают право на существование только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий» (могут быть выражены на языке физики). В частности, в рамках неопозитивизма на основании того, что понятия «память», «мотивация», «мышление» (выражающие процессы, протекающие в сознании) без потери объяснительной силы могут быть раскрыты в физических терминах, осуществляется попытка представить «сознание» и «духовность» в качестве  устаревших слов обыденного языка. Данные слова используются для обозначения того, чему современная наука просто не может дать объективного определения.

Позиция вульгарного материализма (К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер) в середине XIX в. позволяла рассмотреть сознание как феномен, целиком сводимый к физиологическим процессам, происходящим в мозге человека. Головной мозг предназначен для производства мысли подобно тому, как желудок совершает пищеварение, а печень вырабатывает желчь.

В настоящее время доказательная  основа физикализма включает в себя известные факты: успехи в моделировании  «искусственного интеллекта», генетическую обусловленность ряда характеристик  психики человека, связь типов  мышления с работой полушарий  мозга.

В качестве промежуточных  вариантов интерпретации связи  сознания и мозга, идеального и материального  можно рассматривать следующие  концепции.

Теория  интроекции Р. Авенариуса (вторая половина XIX в.) исходит из идеи о том, что мозг не является органом мысли, а мысль не является функцией мозга. Утверждать, что мышление осуществляется в мозгу, – это недопустимая интроекция (вкладывание) в мозг того, что там не находится и находится не может. С точки зрения Авенариуса, мышление осуществляется вне мозга.

Гилозоизм (XVII в.) формирует представление об универсальности сознания в качестве атрибута материи, признает ее всеобщую одушевленность. Приписывая материи во всех ее формах способность к ощущениям, гилозоизм представляет собой попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

3. Диалектико-материалистический подход, с позиций которого сознание – функция мозга, т. е. совокупность идеальных процессов и явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. И. Введенского и других ученых доказали единство физиологического и психического при одновременной нередуцируемости этих процессов друг к другу.

Специфика сознания заключается  в том, что оно идеально по своей  природе. Идеальное – образ действительности в сознании (отражение действительности в субъективных формах деятельности сознания и воли человека). Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности. Это содержание представляет собой мир чувств, идей, мыслей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего индивида, ни других людей. Идеальное существует только будучи вплетенным в материальное, в систему нейрофизиологических структур и процессов, в физическое взаимодействие человека со средой. Так, например, высота или ширина, или плоскость не существует отдельно от вещей; цель и план деятельности имеют смысл только в отношении к самой деятельности. Таким образом, сознание есть «инобытие» материального. Оно переводит материальное путем отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии.

В целом, с позиций современной  материалистической философии, сознание вторично по отношению к материи  по происхождению, физиологической  основе и содержанию так же, как  образ вторичен по отношению к  оригиналу.

Развитие мозга (цефализация), обеспечившего возможность сознания, протекало в процессе длительной эволюции живой природы. Представление о цефализации и ее характере положено в основу открытия Д. Дана, смысл которого заключается в следующем: начиная с геологической эпохи кембрия, когда у живых организмов появляются зачатки нервной системы, идет медленное, без «откатов» назад, усовершенствование нервной системы, в частности головного мозга. В дальнейшем в ходе эволюции роль мозга, регулирующего целесообразное поведение животного, все больше возрастает.

Современной наукой мозг человека рассматривается как сложноорганизованная и саморегулирующаяся система, качественное своеобразие которой определяется функциональной специализацией ее областей:  зрение связано с затылочными  долями полушарий мозга, слух – с  височными, а интеллектуальная деятельность – с лобными долями. Выяснена и роль самих полушарий мозга  в структуре человеческой психики: левое полушарие связано с  абстрактно-логическим мышлением и  отвечает за речь, логику, счет; правое полушарие воспринимает мир на языке  образов, ассоциаций, эмоций.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"