Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
Природные предпосылки обусловили биологические изменения гоминидных существ, однако определяющая роль в антропогенезе отводится социальным факторам.
Социальные предпосылки антропогенеза:
– производство орудий труда и использование их как средств для производства материальных благ. Этот процесс имел, по меньшей мере, два значимых следствия: а) ослабление и разложение инстинктивной основы поведения, снижение непосредственной приспособленности к среде обитания у наших первопредков; б) переход от стратегии приспособления к природе к стратегии ее преобразования. В процессе труда человек познавал не только внешние связи, но и внутренние свойства вещей, их предназначение, развивал свои аналитико-синтетические способности. Результат труда по времени отдалялся от непосредственного трудового акта. Например, освоение участков земли для собирательства, земледелия и т. п. требовало перемещений в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно-следственные связи, воображение, развивалось мышление;
– возникновение мышления, языка, речи. В процессе хозяйственной деятельности посредством языка устанавливаются межчеловеческие связи (за счет появления надгенетических механизмов хранения опыта, формирования культурных традиций), структурируется реальность (она дифференцируется на роды практически значимых предметов – одежду, утварь, кров), что явилось предпосылкой возникновения материальной культуры. В процессе эволюции человеческая речь превратилась в произвольную и искусственную совокупность средств общения и выражения действий, мыслей, оценок, обеспечила способность воспроизводить ситуации прошлого и прогнозировать будущее. Язык выступил эффективным средством организации совместных действий, хранения и трансляции знаний;
– эволюция брачно-семейных отношений. Переход от стада к общине, установление внутристадного мира был связан с возникновением запрета на инцест и другими первичными морально-нравственными табу (запрет на убийство соплеменника; требование помощи слабому). Нравственность оказалась важнейшим фактором антропосоциогенеза, поскольку выступила специфическим механизмом выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Способствуя преодолению индивидуально-эгоистических импульсов в интересах рода, вида, племени и формированию альтруистических форм поведения, она стала основанием человеческой психики и ее первичных социальных проявлений.
В процессе эволюции, таким
образом, жизнедеятельность людей
приобрела сознательно-волевой
С точки зрения современной науки, по мере развития цивилизации биологическая эволюция постепенно утратила ведущую роль, и эволюция человека пошла в направлении совершенствования социальных отношений, коллективного разума человечества, развития нормативно-преемственного, ценностного, многовариантного поведения.
Игровая концепция происхождения человека в качестве основного антропогенетического фактора, источника и основы культуры рассматривает игру. Несмотря на то, что непосредственным образом игра не связана с необходимостью выживания, именно через игру и посредством игры осуществляется развитие человека. Появление специфически человеческой среды обитания не может являться результатом исключительно трудовой деятельности, поскольку в сущностных своих проявлениях культура, как и игра, предполагает свободу самовыражения, творческую импровизацию, избыточность по отношению к материальным интересам.
Игра старше культуры, так как действия игрового характера можно обнаружить уже в животном мире, она постепенно преодолевает биологические границы. По мере становления культуры игровой элемент отодвигается на второй план, уступая место требованиям долженствования, но не вытесняется, а напротив, ассимилируется в сакральной сфере, кристаллизуется в науке и поэзии, правосознании и формах политической жизни, составляя глубинную основу жизни культуры. Такая ассимиляция наиболее наглядно проявляется в сфере языка. За каждым абстрактным словом скрывается метафора, образ, в каждой метафоре обнаружима игра слов, циркуляция смыслов.
7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
Среди наиболее важных проблем философской антропологии особое внимание уделяется проблеме соотношения биологического и социального в человеке. Двуединство человеческой природы (включенность человека в мир общества и мир органической природы) порождает следующие вопросы: а) какое из начал в человеке является определяющим в формировании его способностей, чувств, поведения; б) какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей.
В ходе дискуссий
о соотношении биологического
и социального в человеке
К наиболее влиятельным биологизаторским концепциям XIX–XX вв. относятся:
Расизм исходит из тезиса о том, что основные особенности человека (физические и духовные задатки) определяются его расовой принадлежностью.
Социал-дарвинизм, абсолютизирующий учение Дарвина о естественном отборе и эволюции, рассматривает общественную жизнь в качестве арены борьбы за существование между отдельными индивидами, в которой успеха добиваются наиболее приспособленные.
Социобиология (Э. О. Уилсон и др.) экстраполирует (переносит) выводы, полученные при изучении поведения животных, на человека и ставит вопрос о возможностях и границах применения аналогий между поведением человека и животных. Социобиологами было установлено, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических – поведению приматов: альтруизм, защита местообитания, следование появившимся эволюционно формам сексуального поведения, непотизм (семейственность), означающий приверженность не только родовым, но и внутрипопуляционным образованиям, и, наконец, социализация с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов.
Евгеника – исходит из идеи о том, что социальные добродетели и пороки имеют наследственную природу. В такой трактовке у выдающихся личностей гораздо больше шансов передать по наследству хотя бы некоторые из своих исключительных качеств. Для того чтобы приблизить человечество к нравственному и социальному идеалу, необходимо создать систему дополнительного искусственного отбора, которая: а) поощряла бы размножение наиболее даровитых и ценных индивидуумов; б) способствовала бы очищению популяции от вредных, биологически обусловленных свойств.
В контексте биологизаторских
концепций возникают попытки
не только описания сущности человека,
но и обоснования определенной программы
социальных действий, предполагающих,
например, подчинение и даже истребление
«наименее приспособленных» представителей
человечества. Таким образом, биологические
различия между людьми могут служить
основой для возникновения
Сторонники
В целом в социологизаторских моделях человека социальное оценивается как нечто более высокое и благородное по сравнению с биологическим. Идеологическая основа подобной установки в отношении к природным основам человеческого бытия отчасти была заложена в христианской традиции.
Мировоззренческая важность дискуссий вокруг второй проблемы (о значении в жизни общества биологических или социально обусловленных различий между людьми) определяется тем, что в ходе этих споров не только выдвигаются и подвергаются критике какие-то идеи, но и вырабатываются новые стратегии поведения, принципы коммуникации, способствующие гуманизации взаимоотношений между людьми. Например, сегодня для большинства людей является неприемлемой идея о биологическом превосходстве одной расы над другой, мужского пола над женским. В общественном сознании утвердилось понимание того, что расовые и половые различия – это один из важнейших источников разнообразия и устойчивости человеческой природы.
В настоящее время выделение
в человеке биологического и социального
начал рассматривается и
С другой стороны, некоторые
биологические функции у
Двуединство конкретного человеческого бытия отражается в «зеркале» таких понятий, как «индивид» и «личность».
Понятие «индивид» обладает двумя значениями: 1) каждый самостоятельно существующий организм (биологическая единица); 2) человек как единичный представитель вида Homo sapiens, специфика которого определяется набором генов, обусловливающим анатомо-физиологические данные (группа и резус крови, цвет глаз и т. п.), а также психологические индивидуальные задатки в виде памяти, воли, темперамента. Во втором значении индивид – это обобщенный образ конкретного человека.
Социальная сущность человека выражается понятием личности.