Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

Человек как биологическое  существо в полной мере зависит от природы, поскольку он вышел из животного  царства в ходе длительной эволюции. Вследствие этого человек и общество связаны с природой множеством разнообразных  связей, характер которых определяется климатическими условиями, составом почвенного покрова,  атмосферного воздуха, гидрологическими условиями, наличием полезных ископаемых и множествами других факторов. Иными словами, для обеспечения нормальной жизнеспособности человека ему необходима определенная среда обитания, которая включает в себя совокупность условий, элементов и факторов. Среда обитания – это не только естественная природная среда (климат, свет, воздух, вода, почва, пища, флора и фауна и др.), но и все то, что создано и создается в процессе человеческой деятельности.

В широком смысле среда  обитания включает все природное  окружение на планете, космическое  пространство, оказывающее влияние  на живые организмы, в том числе  и на человека. На всех этапах человеческой истории зависимость человека от природы постоянно изменялась и  была обусловлена наличием средств  и орудий труда для обеспечения  его жизнедеятельности.

В более узком смысле среда  обитания включает совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, оказывающих влияние на человека. Иными словами, среда обитания складывается из совокупности абиотических факторов (атмосфера, гидросфера, литосфера), биологических условий (все сложные  взаимоотношения между живыми организмами, изменение среды в результате их жизнедеятельности) и социальных явлений, определяющую роль в которых  играет производство материальных и  духовных благ.

Необходимым условием существования  общества является природная среда  обитания, которая представляет собой  сложное образование, включающее естественную природу, которая не подвержена влиянию человеческой деятельности, и искусственную среду, созданную в результате этой деятельности.

Естественная  среда выступает как внешние природные условия, с которыми так или иначе взаимодействуют люди, и как внутренние качества индивидов, обусловленные их биологической природой.

В процессе трудовой деятельности люди  вовлекают в орбиту своего существования  все новые и  новые элементы внешней природы, организуя среду обитания, в том  числе и естественную, и по мере развития общества в сферу человеческого  существования вовлекается все  большее количество природных элементов. В итоге возникает весьма парадоксальная ситуация: стремление человека освободиться от внешней зависимости от природы оборачивается все большей зависимостью от нее. Будучи вовлеченной в сферу человеческой деятельности природа претерпевает существенные изменения, которые оказывают обратное воздействие на человека и общество.

В ходе преобразования естественной среды обитания человек создает  «вторую» или искусственную природу, обнажая свою экологическую незавершенность, суть которой состоит в том, что многие из предметов, созданных человеком, не включаются в круговорот естественных процессов. К примеру, различного рода синтетические материалы не разлагаются на составные части, образуя горы мусора и отходов.

Помимо природной среды, в обеспечении жизнедеятельности людей важную роль играет социальная среда, включающая существующие естественные факторы, относительно независимые от человека, и искусственные, представляющие продукт человеческой деятельности. Социальная среда включает также все сложные взаимоотношения, которые складываются между людьми в сфере материального и духовного производства.

В структуру общественных отношений входят производственные отношения, в которых человек  проявляет и утверждает себя  как родовое существо, вступая  в определенные отношения с другими  людьми. Согласно К. Марксу,  в процессе производства люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Общественные отношения не сводятся только к производственным отношениям, а включают многочисленные отношения по национальным, религиозным, политическим, культурным и многим другим признакам. Все эти отношения образуют общество,  в котором существует человек, живет в нем и создает его. Социальная среда, определяемая характером естественных отношений как взаимодействие между людьми, включает трудовые (производственные) и межличностные отношения, место проживания людей (село, город, регион), культурные и духовные составляющие, образующие общую совокупность человеческой среды.

Среда обитания, таким образом, включает совокупность естественных и общественных условий, необходимых для жизнедеятельности и развития человека. Разумеется, человек зависит и от природного окружения, физически и духовно связан с ним, и потому его существование определяется  наличием необходимых жизненных условий.

Понимаемая таким образом  среда обитания является процессом  и результатом взаимодействия общества и природы, завершающегося созданием необходимых условий для жизни человека и общества. Она представляет особую гиперсистему, структурными уровнями которой выступают природа и общество. Интегральными элементами этого суперсложного образования являются эволюционное развитие природы и вектор человеческой деятельности, направленный на ее преобразование.

Начало такому пониманию  взаимодействия общества и природы  было положено В.И. Вернадским в 1926 г. в книге «Биосфера». Понятие биосфера имеет многозначную трактовку, однако его наиболее общее определение означает особую оболочку Земли, в состав которой входят живые организмы и среда их обитания. Границы распространения жизни простираются в пределах литосферы до 10 км, атмосферы до 30 км и гидросферы до нижних слоев океана до 13 км.

Основополагающей идеей  учения о биосфере Вернадского явилось  обоснование теснейшей взаимосвязи  неорганической и органической природы.

В своем учении  о биосфере Вернадский раскрыл исключительную значимость постоянно идущего процесса  синтеза  и разрушения органического  вещества на земной поверхности, обосновал, что все остальные явления  биосферы связаны с этими процессами и определяются ими. В результате  синтеза образуются сложные органические соединения, богатые энергией, которые в процессе разложения распадаются на исходные минеральные вещества, и этот процесс сопровождается высвобождением большого количества энергии.

При этом  обменные реакции, протекающие между живой и неживой природой, характеризуются исключительной интенсивностью и масштабностью. Живые организмы оказали и оказывают существенное влияние на состав  атмосферы, гидросферы и литосферы, на перераспределение химических элементов, создание почв, образование минеральных соединений и другие процессы земной поверхности. В результате аккумуляции солнечной энергии зелеными растениями на протяжении длительной геологической истории происходило образование полезных ископаемых – каменного угля, нефти, торфа, горячих сланцев, сапропелей, почвенного гумуса.

В формировании и развитии биосферы  велика роль бактерий и  низших водорослей, способствующих разрушению горных пород, накоплению в тех или  иных регионах химических соединений. Живое вещество оказывает существенное влияние  на все основные характеристики биосферы и, по словам В. И. Вернадского, охватывает и перестраивает все химические процессы биосферы, представляя собой мощную геологическую силу, растущую с ходом времени.

Все основные биогеохимические  функции обеспечивают поддержание  динамического равновесия в биосфере за счет сохранения постоянства химического  состава атмосферы и гидросферы, направленности геологических процессов, относительного постоянства климатических  условий, образования биохимических  продуктов в ходе эволюционного  процесса.

В свете этих представлений  живое вещество, преобразующее все  процессы на земной поверхности, носит  поистине глобальный характер и вполне сопоставимо с геологическими факторами, а нередко и превосходит их. Оно предстает как важная часть  целостной системы, отражающая качественно новое состояние земной поверхности.

Современные представления  о влиянии живого вещества на формирование биосферы, об условиях и неравномерности  распространения жизни, о вещественно-энергетическом составе биосферы легли в основу понимания биосферы как многокомпонентной  целостной системы, обладающей высоким  потенциалом самоорганизации и  способностью к эволюционным изменениям. Биосфера, таким образом,  является результатом исторического взаимодействия неживого и живого вещества, которое появилось на определенном уровне развития природы. Ее возникновение означало появление нового, более высокого уровня самоорганизации природы. Активная, преобразующая роль живого вещества привела к возникновению нового типа динамической  устойчивости, обеспечившего ускорение эволюционного развития природы.

Следующей ступенью эволюции природы стало появление человека, наделенного разумом, и формирование на этой основе ноосферы – сферы разума. Понятие «ноосфера» используется в целом ряде эволюционных концепций для обозначения разума как особого природного явления. В 1927 г. его впервые использовал французский философ Э. Леруа. Новыми смыслами оно наполнилось в учениях П. Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского. Данное понятие является базовым для построения ноосферных концепций, основополагающая идея которых состоит в  признании того, что разум возникает в результате непрерывного развития материального мира и постепенно становится ведущим фактором этого развития. Разум человека рефлексивен, благодаря чему человек не просто преобразует природу в соответствии со своими потребностями, он осознает результаты своей деятельности, результаты материального воплощения своих проектов. Именно поэтому Тейяр де Шарден, например, считал личность наименьшей структурной единицей ноосферы, формирование которой происходит значительно позже по сравнению с появлением человека. Тейяр де Шарден начальной точкой ее формирования признавал «неолитическую революцию», а В. И. Вернадский – начало ХХ в., когда уже не осталось территорий, не освоенных человеком.

В понятии ноосферы содержится идея материального единства мира. Человеческий разум рассматривается  здесь не просто как результат  природной эволюции, но как сама эволюция, представленная в другой форме. Это означает, что современное  состояние природы определяется состоянием разума.

В ходе эволюции живой природы  биосфера превращается  в ноосферу как общая закономерность мегацикла  развития жизни.  Ноосфера представляет собой высший этап развития природы, результат совместной эволюции общества и природы, направляемой человеческим разумом. В условиях превращения  человеческой деятельности в глобальную геологическую силу именно разум  должен обеспечить стабилизацию условий  жизни на планете. Достижение этой цели возможно при условии совместной, взаимосвязанной эволюции общества и биосферы, представляющей суть коэволюционной стратегии. Термин коэволюция в широком смысле означает со-развитие, согласование, взаимозависимое или сбалансированное, сопряженное развитие. Его широкое распространение связано с представлением, что эволюционирующие системы неживой, живой, социальной и искусственной природы образуют новую сложную и противоречивую целостность, в которой они взаимозаменяются, трансформируются, сосуществуют, взаимозависимо развиваются и благодаря этому способны сохранить свою автономию и возможность воспроизводства. Иными словами, коэволюция выступает как механизм, обеспечивающий возникновение нового качества в становлении самоорганизации систем, их кооперирования в более общую целостность.

6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования

Стратегическим направлением выхода цивилизации из экологического кризиса является радикальный пересмотр  сложившегося мировоззрения, изменение  ценностных ориентаций по отношению  к природе и регулятивов человеческой деятельности на основе утверждения  новой парадигмы мышления. Это, в  свою очередь, связано с формированием  культуры нового типа – экологической культуры в сфере общественного сознания, основанной на принципах ненасилия, ответственности, солидарности, толерантности общества в условиях глобализирующегося мира. Господствующая до сих пор установка на покорение природы в условиях мощного антропогенного пресса должна уступить место ее сохранению, поскольку уже сегодня человечество столкнулось с явлениями кризисного характера, угрожающими его существованию. В этих условиях необходимо формировать мировоззрение, основанное на понимании мира, космоса и человека как единой органической целостности, в которой все подсистемы взаимосвязаны между собой и зависят друг от друга. Новое мышление рассматривает человечество как закономерную ступень развития космической эволюции.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"