Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

Существенной характеристикой движения является покой. На первый взгляд, движение и покой воспринимаются как антиподы. С точки зрения диалектики движение и покой представляют собой единство противоположностей. Понятие покоя выражает моменты стабильности, устойчивости и равновесия в процессе движения. Можно сказать, что покой – это движение, пришедшее, в определенном отношении, в состояние равновесия. Однако в отличие от движения, которое характеризуется абсолютностью, покой всегда относителен. Это означает, что материальные системы могут существовать как относительно неизменные лишь в определенных отношениях, тогда как в других отношениях они движутся, изменяются.

 В мире можно наблюдать  и фиксировать всевозможные изменения,  превращения и переходы объектов, явлений из одних состояний в другие. Чтобы адекватно отразить эти изменения, движение подразделяют на количественные и качественные типы. Количественный тип движения является таким изменением, которое не ведет к превращению структуры объекта, к его новому качественному состоянию. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта, и приводят к образованию новых объектов с новыми свойствами. Такие изменения представляются наиболее сложными. В их структуре выделяют динамическое и популяционное движение.

 Качественный тип движения материи является сущностным признаком процесса развития. Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие может быть нейтральным, прогрессивным или регрессивным.

Прогресс развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы. Прогрессивное развитие – это переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему.

Регрессразвитие, сопровождающееся понижением уровня организации объекта или системы; переход более совершенного к менее совершенному, превращение высшего в низшее. В зависимости от природы изучаемых объектов в философии сложилась традиция выделять различные формы движения материи. С этой целью предпринимались неоднократные попытки их классификации. Наиболее целостную и логически последовательную концепцию форм движения материи разработал немецкий философ XIX в. Ф. Энгельс. В ее основу были положены следующие принципы: каждому уровню материи соответствует своя специфическая форма движения; все формы движения материи генетически взаимосвязаны между собой, низшие формы движения являются основой возникновения высших форм движения; высшие формы движения обладают специфичностью, они не могут быть сведены к низшим формам движения материи. Применив данные принципы к систематизации различных проявлений изменения материальных объектов, Ф. Энгельс выделил пять форм движения: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

 Новейшие достижения  науки позволяют углубить и  уточнить представления о формах движения материи, а некоторые исследователи предлагают по-новому их дифференцировать: движение в неживой (абиогенной) природе; движение в живой (биогенной) природе, движение социально организованной реальности – общества. Предлагается выделить такие формы движения материи, как психическая, географическая, технологическая и другие, что, по мнению ряда авторов, позволит более целостно отразить многообразие развивающегося мира.

 В процессе вечного  движения и развития многочисленные материальные системы меняют свои состояния, взаимное расположение, форму и т. п.

       Процессуальная  характеристика существования объектов  и явлений, их координаты, величина, последовательность изменений и    т. д. выражаются с помощью  понятий пространства и времени.  Пространство и время являются всеобщими (универсальными) формами бытия материи. Не существует предметов и явлений, которые находились бы вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе, вне движущейся материи.

Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование (рядоположенность) и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Время – форма бытия (или атрибут) материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены их состоянии.

В ходе исторического осмысления пространства и времени сложились два принципиально противоположных подхода к их пониманию: субстанциальная и реляционная концепции (от лат. relatio – отношение).

Первая концепция допускала  существование пространства как  некоторой пустоты, не связанной  с материальными предметами. При  этом считалось также, что время  представляет собой самостоятельную  сущность, не связанную с материей и пространством. В некотором  смысле материальный мир заключен в абсолютном пространстве, как в замкнутой комнате, в которой безотносительно ко всему протекает абсолютное время. Такую точку зрения отстаивали Демокрит, Галилей, И. Ньютон. Например, в теории атомизма Демокрита существует представление о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. Другими словами, под «пустотой» Демокрит понимал пространство. Пространство в атомизме – это вместилище атомов, а время хранительница событий. Окончательные штрихи в формирование субстанциальной концепции пространства и времени внес И. Ньютон. По его мнению, пространство – это пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. Таким образом, пространство и время наряду с материей признавались самостоятельными сущностями, или субстанциями.

Основная идея реляционной концепции сводилась к тому, что пространство и время не являются особыми самостоятельными субстанциями, а представляют собой неотъемлемые атрибуты (формы) бытия материи. Этих взглядов придерживались Аристотель,                  Г. Лейбниц, Г. Гегель. Реляционные представления о пространстве были связаны с именем Аристотеля, который полагал, что пространство представляет собой совокупность естественных мест, занимаемых материальными системами. Г. Лейбниц считал, что пространство и время есть не что иное, как особые отношения между объектами и процессами и независимо от них существовать не могут. Несколько позже Г. Гегель указывал на то, что материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики движущейся материи.

В результате бурного развития естествознания в начале ХХ в. реляционная концепция стала находить все больше научных подтверждений своей состоятельности. Таким весомым аргументом стала теория относительности, созданная (1905, 1916 гг.) немецким физиком А. Эйнштейном. В этой теории доказывается непосредственная связь пространства и времени с такими характеристиками материи, как масса и движение. Ученый показал, что под влиянием полей гравитации, созданных скоплениями материи, пространство искривляется, а течение времени замедляется. В тоже время, пространственно-временные параметры объектов зависят и от скорости их движения. При скорости движения объекта, близкой к скорости света, его линейные размеры заметно уменьшаются, а течение времени замедляется. Таким образом, реляционная концепция пространства и времени является более глубокой и точной. Она раскрывает диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость пространства, времени, движения материального объекта.

К специфическим свойствам пространства относятся: трехмерность, однородность (равноправие всех его точек) и изотропность (равноправие всех его направлений). Характерным специфическим свойством времени является его одномерность, однородность (равноправие всех моментов времени) и необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

Объективное существование  неоднородности пространственно-временных отношений во Вселенной логически допускает наличие качественной специфичности пространственно-временных характеристик не только в микро-, макро- и мегамире, но и в неживой, живой природе и обществе.

В современных концепциях естествознания углубляется представление  о том, что зарождение нашей Вселенной началось более 20 млрд. лет назад. Точкой отсчета принято считать момент фазового взрыва физического вакуума как особого состояния материи. В космологии этот начальный момент был назван моментом «Большого взрыва», который вызвал возникновение и функционирование первых элементарных частиц. В процессе эволюции материальный мир развивался в направлении постоянного усложнения своей пространственно-временной организации. Из квантов появилась плазма, атомы, молекулы, макротела, затем возникли звезды, системы планет, сгустки галактик и Метагалактики.

Различные уровни организации материи характеризуются качественно специфическими пространственно-временными свойствами. Так, в неживой природе на уровне микромира специфика пространственно-временных параметров обусловлена свойствами квантового объекта. В живой природе особенности пространства и времени в значительной степени обусловлены асимметричностью ее объектов, необратимостью процесса эволюции.

В развитии живых систем формируются не только особенности их пространственной организации, но и складывается механизм биологического времени, который регулирует течение всевозможных биологических процессов. Здесь уместно говорить о так называемых «биологических часах». Именно они выполняют функцию регулирования биогенных систем, обеспечивают адаптацию, «включение и выключение» основных биохимических реакций, поддерживающих жизнь. Время в живых системах ассоциируется с понятиями циклов, ритмов, периодов и т. д., которые отражают смену дня и ночи, времен года, часовых поясов, продолжительность светового дня, осуществляют синхронизацию внутреннего биологического времени с внешним – астрономическим.

С возникновением социально  организованной материи (общества) на нашей планете пространственно-временное устройство реальности стало приобретать новые, качественно специфические особенности. В целом эти особенности обусловлены деятельностью людей, их исторической практикой. Социальное пространство – это сложное системное целое. Оно включает в себя разнообразные компоненты, такие как объекты живой и неживой природы, технические системы, архитектуру, городские агломерации, социальные связи и отношения и многое другое. Все это можно обозначить термином «вторая природа», или искусственная среда. Социальное пространство отражает соотношение, структурность и протяженность общественных систем.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"