Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

В структуре диалектики выделены три  закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания  отрицания (двойного отрицания).

Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностей играет особую роль, так как раскрывает источник развития и движения, поэтому В. И. Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Таким источником являются внутренние противоречия, которые представлены как результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними. Всякое развитие представляет собой разрешение противоречия и в то же время возникновение новых противоположностей, новых противоречий. Такая точка зрения в истории философии принадлежит Гераклиту,       Н. Кузанскому Г. Гегелю и др. Важнейшими категориями закона являются: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Для целостного рассмотрения развивающихся явлений и предметов  недостаточно вскрыть только причину  их развития. Необходимо показать саму динамику этих изменений, т. е. с чего начинаются изменения и во что выливаются. Такую задачу решает второй закон диалектики – закон перехода количественных и качественных изменений, который раскрывает характер процесса развития, внутренний механизм движения, пути и формы перехода от старого к новому через категории «качество», «количество» и «мера». Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом, т. е. новое качество порождает новые количественные изменения. Потому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет важное методологическое значение. Он ориентирует познающего субъекта на описание явлений в соответствии с четкой последовательностью: качество – количество – мера. Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мышления) осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.

Вышеприведенные законы тесным образом связаны и дополнены содержанием третьего закона диалектики – закона отрицания отрицания. Он раскрывает направленность и преемственность процесса развития и показывает куда, в каком направлении происходит развитие. Из основных положений закона, следует, что каждая последующая фаза развития любого объекта отрицает предыдущую, таким образом удерживая и сохраняя все необходимые положительные моменты последней. В этом проявляется преемственный характер диалектического отрицания. Закон характеризует не циклический или круговой характер развития, а спиралевидный, который повторяет предшествующий этап, но на более качественно высокой ступени его развития. Главные понятия данного закона – «диалектическое отрицание», «отрицание», «снятие». Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в качественно измененном виде. В целом в совокупности с основными понятиями это закон отражает объективную необходимость поступательного развития с учетом их относительной цикличности и повторяемости.

В истории развития философской  мысли развивались и противоположные  диалектике взгляды и подходы  в осмыслении и интерпретации  бытия. Такие взгляды получили название альтернативы диалектики. К таким возможным вариантам можно отнести: метафизику, «негативную диалектику», софистику, эклектику, догматизм и синергетику. Однако последнюю следует рассматривать не как альтернативу, а как детализацию основных диалектических механизмов саморазвития и конкретизацию законов, принципов и категорий диалектики.

Синергетика возникла в ХХ в. как новый междисциплинарный подход, основанный на теории самоорганизации систем. Основаниями для развития синергетических идей стали новые реалии в организации и развитии материи. Это факты, которые свидетельствовали о том, что в мировой динамике развитие имеет нелинейные, многовариантные, многопричинные характеристики, в которых чрезвычайную роль играет случайность. Основателями и разработчиками синергетики являются Г. Хакен, И. Пригожин (бельгийский ученый русского происхождения) и И. Стенгерс. Современные представления о системно-структурной, пространственно-временной и динамической организации мира указывают на то, что мир представлен в виде сложнейшей иерархии систем. Такие системы способны обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией и находиться в состоянии, далеком от равновесия. Дальнейшая эволюция (развитие) открытых систем, как правило, проходит путем их прогрессирующего усложнения. Эти представления были положены в основу понимания и интерпретации самоорганизации материальных систем.

Разработчики этого междисциплинарного подхода привели в качестве основных принципов синергетики следующие  положения:

а) невозможность жесткой  обусловленности (детерминации) тен-денций развития (эволюции) сложноорганизованных систем;

б) созидательный потенциал  хаоса (случайности) самодостаточен для  возникновения новых организационных  форм;

в) сложные системы потенциально имеют многовекторный харак-тер развития (альтернативность сценариев).

г) целое и сумма его  частей – не равнозначны, они качественно  различные структуры;

д) неустойчивость системы  является условием и предпосылкой для  стабильного и динамичного развития – именно такие системы более  способны к самоорганизации.

Таким образом, методологическое значение синергетики заключается в том, что ее научные положения обогащают теорию диалектики и углубляют наши представления о развитии и динамике Универсума. Синергетическая картина мира дает новые аргументы, укрепляющие позиции диалектического мировоззрения.

ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ  ПРИРОДЫ

6.1. Природа в контексте философского и научного анализа

Понятие природы является одним из важнейших философских  понятий, осмыслению которого придавалось  особое значение на протяжении всей истории  науки. Задолго до появления науки  как самостоятельной отрасли  знания создавались натурфилософские системы, в которых понятие природы  занимало центральное место, однако недостаток знаний о законах развития природы приводил к ее пониманию  на основе умозрительных посылок  без опоры на достижения о ее строении и свойствах. Поэтому теоретические  представления о природе основывались не на обобщении данных науки, а непосредственно выводились из общефилософских положений, что приводило к утрате предметной области науки.

С развитием естественно-научных представлений о природе ее философская интерпретация сводилась к обобщению позитивных фактов науки, что обедняло философское исследование природы. Наиболее отчетливо такая позиция нашла отражение в позитивизме, который сознательно отказался от обсуждения метафизической проблематики. В отличие от этого философское осмысление природы ориентировано на теоретическое обобщение историко-философского и естественно-научного материала, позволяющего определить содержательные аспекты понятия природы.

Философские и научные  подходы в осмыслении природы  имеют общие черты, поскольку  они, выступая формами духовной деятельности, ставят своей задачей построение теоретических моделей природных  явлений и способов их доказательства, ориентированных на получение истинного  знания о природе и ее законах. Вместе с тем философия и наука  изучают природу по-разному, в соответствии со своими задачами. Информация о природе рассматривается с учетом методологических и теоретических оснований данных областей знания и выражается с помощью специального языка – философского или научного.

Философия рассматривает  природу как целостную систему, которой присущи универсальные  закономерности. Наука изучает отдельные  фрагменты природы, уделяя внимание строго фиксированной предметной деятельности. Так, отдельные фундаментальные  науки ставят своей задачей выявление  общих законов неорганической и  органической природы, уделяя внимание анализу изучаемого объекта через  призму своей науки, отвлекаясь от других свойств, присущих объекту. Наука создает  определенные картины мира – физическую, химическую, биологическую и др., философия воссоздает образ природы  в целом. В науке выявление  сущности изучаемого объекта происходит на основе построения его теоретической конструкции путем выделения отдельных фрагментов природной реальности.

Главная задача философского поиска – выявление сущностных характеристик  природы как целостной системы, установление всех связей и отношений, присущих данной системе. В этом смысле природа означает все, что существует независимо от сознания людей, все сущее  в бесконечном многообразии его  свойств. По этой причине понятие  природы выступает как синоним  Вселенной, материи, бытия, объективной реальности. В наиболее часто употребляемом смысле под природой понимается совокупность объективных условий, возникших на планете Земля, необходимых для жизнедеятельности человека и человечества. Однако уже со времени становления теоретического мышления, природа понималась как синоним общего понятия об объекте его сущности. Следствием такого понимания природы явилась ориентация теоретической деятельности на постижение природы вещей.

Если наука изучает  природу как объективную реальность, то философия рассматривает ее в  системе отношений «природа – общество – человек», в чем находит выражение отношение человека к природе как специфический способ проявления человеческой свободы. Философия рассматривает природу в онтологическом, гносеологическом, праксиологическом и аксиологическом измерениях.

Онтологическое основывается на признании тесного взаимодействия природы и человека при сохранении специфики своего бытия. Эта взаимосвязь носит достаточно сложный характер: с одной стороны, природа является условием существования человека и в то же время она выступает как нечто внешнее, противостоящее ему; с другой стороны, человек как природное существо возник на определенном этапе развития жизни и функционирует по определенным законам. Изучение природы в онтологическом аспекте является одной из основных задач как науки, так и философии, рассматривающих развитие природы на различных этапах ее эволюции. Специфика философского анализа состоит в выявлении степени воздействия человеческой деятельности на природу, и каким образом результаты деятельности согласуются с объективными закономерностями эволюции природы.

Взаимодействие человека с природой носит как непосредственный, так и опосредованный характер. Непосредственное взаимодействие осуществляется  на основе обмена веществ с окружающей средой. Опосредованный характер связан со спецификой бытия человека в мире и проявляется в том, что человек не только адаптируется к природным условиям, но и  преобразует их в процессе деятельности в соответствии со своими целями и задачами. В этом состоит праксиологическое отношение человека к природе, посредником которого выступает материальная и духовная культура. Степень преобразования природы зависит напрямую от наличия тех или иных средств и орудий труда на различных этапах человеческой истории. Вместе с тем для достижения гармоничного взаимодействия общества и природы недостаточно наличия только технических и технологических средств в современных условиях, важно и создание адекватного образа природы. Образ природыэто совокупность основополагающих представлений о природе, дающих ее описание и объяснение, систему оценок природного мира, а также способы освоения и преобразования природной среды. Образ природы хранится в культуре и является своеобразной матрицей, кодирующей не только знания о природе, но и определенный тип отношения общества к ней. В культуре может храниться множество образов природы, однако в массовом сознании, как правило, доминирует какой-то один, определяющий характер отношения человека и природы.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"