Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

Одной из форм духовной жизни общества является наука, которая представляет собой  сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых  знаний о природе, о социальной и духовной реальности. Результаты научной деятельности можно рассматривать как форму общественного сознания. Начиная с эпохи Античности задача науки заключалась в том, чтобы объяснять мир. В Новое время с появлением машинного производства предназначение науки усматривалось в преобразовании объективной действительности. В условиях научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу. Сегодня наука призвана ориентироваться не на одну технику, а на самого человека, на развитие его интеллекта и творческих способностей. Если в предыдущие эпохи наука функционировала как отдельная часть социального целого, то теперь она пронизывает своим влиянием все сферы общественной жизни.

15.5. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества

Состояние западноевропейской культуры второй половины ХХ в. принято характеризовать термином «постмодернизм». Большинство исследователей солидарны во мнении о том, что постмодернизм сформировался в русле художественной культуры и впоследствии распространился на религию, политику, философию и науку. Возникновение постмодернизма явилось своеобразной реакцией на модернизм, отрицавший традиционные ценности и способы художественного выражения. Для постмодернизма характерна идея демократизации культуры, занижение значимости высших ценностей, а также идея ироничного отношения к предшествующим культурным идеалам. Тем не менее можно говорить о том, что одновременно постмодернизм переосмысливает и заимствует во многом наследие классической культуры прошлого. Современное художественное творчество использует различные стили и жанры, отличается плюралистичностью взглядов. Вместе с тем следует отметить, что многие особенности, характерные для постмодернистского искусства, присущи не только ему, но и общей культурной парадигме современности. Она отличается неопределенностью, открытостью, фрагментарностью, отказом от авторитетов, поверхностью, многовариантностью толкований, маргинальностью, стремлением к диалогу и полилогу, обращенностью к материальности, конструктивизмом, в котором используется иносказание, фигуральный язык. Все это обязывает делать вывод о том, что современная культура находится в кризисном состоянии, поскольку произошло рассеивание, инволюция ценностей и человечество не в состоянии найти определяющий принцип в своем развитии. Искусство больше не репрезентует реальность, а только трансформирует ее; не создаются новые художественные формы, они лишь варьируются и повторяются. Однако нельзя сказать, что современная культура полностью утратила традиционные ценности.  В настоящее время все еще сохраняют актуальность образцы классической культуры. И в первую очередь потому, что в них идеалы представлены конкретно и отчетливо; выражены яркие образы нравственного и безнравственного, прекрасного и безобразного. Именно в произведениях классического искусства выражены универсальные общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение.

Постмодернизм можно рассматривать как этап, способствующий созданию почвы для формирования новых ценностей и критериев во всех сферах культуры, так как он вносит новый опыт владения своими и чужими культурными ценностями, способствует интеграции различных культур, выработке целостного мировоззрения и формированию единой культуры человечества.

Новейшей  тенденцией в социокультурном развитии мирового сообщества является активизация культурного диалога. Это понятие обозначает связи и отношения, которые формируются между разными культурами. Культурный диалог имеет различные вариации. Типичными из них являются обмен хозяйственными навыками и производственными технологиями, политические связи, межгосударственные отношения, взаимодействие лингвистических, художественных и религиозных аспектов культуры.

Можно выделить несколько уровней культурного  диалога:

  1. Этнический, складывающийся между локальными этносами.
  2. Межнациональный, характерный для отношений различных государственно-политических структур.
  3. Цивилизационный, основанный на встрече принципиально разных культурных систем. До ХХ в. у человечества не было общей судьбы. Локальные культуры существовали изолированно и часто не подозревали о наличии других культурных систем. В настоящее время ситуация изменилась. Впервые в истории благодаря техническим достижениям и средствам массовой коммуникации устанавливается контакт между разными континентами, и события, происходящие на каждом из них, сразу же получат отклик во всем мире. Единство исторического процесса проявляется в создании экономических и культурных связей, демократизации общественной жизни, интеграции науки и образования. Это, в частности, проявляется  в сближении западной и восточной культур. Особенностью первой из них является ориентация на прагматичное, рациональное постижение действительности, делается акцент на активное социальное действие, проповедуются индивидуальные формы духовной жизни. Восточная культура, напротив, отличается традиционализмом, имеет созерцательную направленность. Личностное начало растворено в безличном абсолюте, присутствует отказ от деятельного участия в общественной жизни. Сегодня можно говорить о взаимном скрещивании различных элементов этих культур. В странах Востока пересматривается отношение к естественным наукам. Запад в свою очередь начинает активно использовать достижения восточной медитативной психологии, склоняется к антиперсонализму.

Таким образом, если в прошлом культуры отличались большей замкнутостью, то в настоящее время они становятся более открытыми для взаимодействия с другими культурами. Это во многом обусловлено процессом формирования общечеловеческой цивилизации. Однако можно говорить и о сохранении уникального своеобразия каждой культуры. В этой связи следует отметить, что любая культура существует как исторически сложившаяся система, обладающая своими традициями, ценностными установками. Субъектом культуротворчества могут выступать как отдельный человек, так и социальная группа, нация, человечество в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники /                  Э. Агацци.– М., 1998.

2. Барулин, В. С. Социальная философия: учебник /                       В. С. Барулин. – М., 1999.

3. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп.  – М., 2007.

4. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов /              В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко; под ред. В. В. Ильина. – Ростов н/Д., 2001.

5. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учебник / В. Г. Горохов. – М., 2007.

6. Евлампиев, И. И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И. И. Евлампиев. – М., 2002.

7. История философии: учебник / под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.

8. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996.

9. Мир философии. В 2 - х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. – М., 1991.

10. Мыслiцелi  i асветнiкi Беларусi. – Мiнск, 1996.

11. Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. – М., 1997.

12. Панарин, А. С. Философия политики / А. С. Панарин. – М., 1994.

13. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с англ. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. – М., 2001.

14. Тоффлер, Э. Третья волна  / Э. Тоффлер. – М., 2002.

15. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.

16. Философия: учебник / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2007.

17. Философия: учеб. пособие / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2006.

18. Философия: Учебник для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1995.

19. Философия техники в ФРГ: пер. с нем. и англ. / сост. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова. – М., 1989.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………..

3

РАЗДЕЛ  I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………..

 

5

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ  ФЕНОМЕН……………………………………….…………………...

 

5

1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы………………………………………………

 

5

1.2. Происхождение  философии,  ее предмет, структура и функции………………………………………………………….

 

11

1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии……………………………………………………..

 

16

1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии…………………………………………………………...

 

20

1.5. Универсалии культуры  и философские категории. Язык философии. ……………………………………………………...

 

21

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ………………………………………………….........

 

26

2.1. Философия Древнего  Востока……………………………..

26

2.2. Античная философия………………………………………

27

2.3. Философия Средневековья  и Возрождения………………

36

2.4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (Ф.  Бэкон, Р. Декарт,                 Г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии………………….

 

 

 

41

2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (К. Гельвеций,                                К.Лессинг)………..........................................................................

 

 

 

 

45

2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)………………………

 

 

49

ТЕМА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………...

 

56

3.1. Особенности классической  и неклассической философии Европы…………………………………………………………...

 

56

3.2. Иррационализм философии  А. Шопенгауэра,                   С. Кьеркегора, Ф. Ницше……………………………………….

 

60

3.3. Основные черты марксистской  философии (К. Маркс,   Ф. Энгельс)……………………………………………………....

 

63

3.4.  Эволюция марксистской философии XX в. (Д. Лукач,   Л. Альтюссер). Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Политическая философия в постмодернизме                         (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф). Советский марксизм-ленинизм…………………………………………………………

 

 

 

 

 

66

3.5. Исторические формы  позитивистской философии: классический  позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер,  Дж. Милль), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос,                    П. Фейерабенд и др.) ……………………………………………

 

 

 

 

69

3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский и др.), лингвистический (Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)………………………………………………………………..

 

 

 

72

3.7. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти) и экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр,      А.Камю)……………………………………………………….....

 

 

77

3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм          (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.) и неопротестантизм            (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.)………………………..

 

 

79

3.9. Философские направления второй половины XX в.: герменевтика (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр), структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан,       М. Фуко и др.), философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.)……………………………..

 

 

 

 

82

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ  БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………………………………..

 

 

85

4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения……………………………………………………..

 

85

4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси…………………………………………....

 

86

4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения………………..…

 

89

4.4. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия ………………………………………….

 

100

4.5.  Русская философская мысль на рубеже XIX–XX вв……

102

РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ………………………………..

106

ТЕМА 5. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ………………………..

106

5.1. Понятие метафизики  и изменение ее статуса в  историческом развитии философии……………………………

 

106

5.2. Онтология как философское  учение о бытии…………….

109

5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке…………………………………….............

 

111

5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)………………….

 

114

5.5. Диалектика как философская  теория развития…………...

121

ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ……………………………….

127

6.1.Природа в контексте  философского и научного анализа…………………………………………………………...

 

127

6.2. Системно-эволюционная  парадигма в современном естествознании  и формирование нового образа  Природы………………………………………………………….

 

 

131

6.3. Природа как среда  обитания……………………………….

135

6.4.Социально-экологическая стратегия природопользования

140

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ……………….

145

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ………………………………….………..

 

145

7.1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии………………..

 

145

7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая………………………………………………..

 

 

150

7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке………………………………

 

154

7.4. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)…………………………………………..

 

 

158

7.5. Социокультурные модусы человеческого бытия (социализация, деятельность, коммуникация и др.)…………..

 

162

ТЕМА 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА …………………………………….

 

166

8.1. Проблема сознания и основные традиции его исследования в классической (субстанциализм, функционализм) и постклассической (экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая стратегии) философии……………………………………………………….

 

 

 

 

166

8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания.........................................................................................

 

 

 

171

8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта………......

 

 

174

8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное……………………………….

 

179

РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ….

185

ТЕМА 9. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА………………………..

 

185

9.1. Специфика познавательного отношения к миру. Теория познания, ее предмет и основные проблемы…………………..

 

185

9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания………………….

 

186

9.3. Общая характеристика неклассической теории познания... ……………………………………………………….

 

189

9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм……………………………………………………...

 

192

9.5. Структура познавательного процесса……………………..

194

9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины……………………………………………………………

 

198

ТЕМА 10. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ И  СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС……………………………….…

 

199

10.1. Понятие и роль науки в обществе………………………..

199

10.2. Наука как система знания, как деятельность и социальный институт…………………………………………...

 

201

10.3. Специфика научного познания…………………………...

203

10.4. Структура и формы научного познания…………………

204

10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности……………..

 

207

10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания……………..

 

210

10.7. Особенности классической, неклассической,  постнеклассической науки в ее историческом становлении…

 

211

10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании…………………………………………........................

 

217

10.9. Роль науки в развитии техники. Этика науки и социальная ответственность ученого…………………………..

 

219

РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………........

222

Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии……………………………………………………..…

 

 

222

11.1. Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм и др…………..……………………………………..

 

 

 

222

11.2. Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты……………………………………...

 

229

11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность...................................................................................

 

234

ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………………………………......

 

239

12.1. Феномен власти и политики……………………………...

239

12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней………………………………………

 

242

12.3. Гражданское общество и правовое государство………...

245

12.4.  Политические технологии в современном обществе…..

247

12.5.  Классические и неклассические модели геополитики…

252

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики……………………………………………………........

 

254

13.1. Общество в его историческом развитии, антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы…………………………………...

 

 

254

13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества………………………………………………................

 

256

13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики……

258

13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире………………………………………

 

 

264

ТЕМА 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации…………………………………………………….

 

270

14.1. Понятия техники и технологии…………………………..

270

14.2. Происхождение техники………………………………….

274

14.3. Природа технического знания……………………………

275

14.4. Научно-технический прогресс. Оценка  роли и места техники в развитии  общества…………………………………..

 

276

14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование  информационного общества…………….........

 

279

14.6. Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники…………………………………………………………...

 

 

281

ТЕМА 15. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ…………………………….

284

15.1. Понятие культуры, ее структура и функции…………….

284

15.2. Основные подходы к анализу  культуры…………………

286

15.3. Динамика культуры, единство и многообразие форм культурно-исторического процесса……………………………

 

288

15.4. Духовная жизнь общества………………………………...

291

15.5. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества……………………………………………

 

294

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..

297

 

 

 

 

 

Учебное издание

Водопьянов Павел Александрович

Бурак Петр  Михайлович

Карканица Оксана Александровна

Кожич Наталья Михайловна

Барковский Павел Владимирович

Подручный Михаил Викторович

Оришева Ольга Феликсовна

Сидоренко Ирина Николаевна

Криворотько Виктор Васильевич

 

ФИЛОСОФИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Учебно-методическое пособие

 

Редактор

Компьютерная верстка

 

Подписано в печать           Формат 60x841/16

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная

Усл. печ. л.    Уч. изд.  л.

Тираж  экз.   Заказ        .

 

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"