Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
5. Деятельностный подход определяет культуру как совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения и развития общества. Культура выступает как «технология» человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами.
6. Гуманитарный подход акцентирует внимание на совершенство-вании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура в данном случае есть проявление человеческой сущности, она охватывает все стороны жизни человека и представляет собой процесс воспроизводства человека во всем многообразии его свойств и потребностей.
Следует отметить, что все обозначенные выше подходы взаимодополняют друг друга, способствуют более глубокому и целостному представлению о культуре, так как каждый из них уделяет внимание одной из существенных ее сторон.
15.3. Динамика культуры, единство и многообразие форм
культурно-исторического процесса
В истории философии сформировалось несколько моделей детерминации культуры:
1) теория одновекторной эволюции, которая предполагает, что все общества проходят одни и те же этапы культурного развития;
2) теория уникального и неповторимого развития каждой куль-туры;
3) теория многолинейной эволюции, утверждающая, что некоторые типы культур имеют общие черты в своем развитии.
В целом культурная динамика представляет собой процесс, в котором имеются устойчивая и развивающаяся стороны. Устойчивой стороной культуры является культурная традиция. Она обеспечивает накопление и трансляцию человеческого опыта в истории. Именно традиция выступает как основа стабильности социальных систем. Традиция – это не только историческая память, но и непременное условие для развития культуры. Всегда в той или иной степени сохраняется преемственность социального опыта, происходит усвоение результатов предшествующей деятельности. В культуре могут отражаться различия в мировоззрении, системе ценностных ориентаций, поэтому можно констатировать наличие как реакционных, так и прогрессивных тенденций в ее развитии. Динамика культуры обусловлена взаимодействием общества и природы, развитием специализированных сфер деятельности общества (науки, политики, техники, религии, философии, искусства и т. д.), а также взаимодействием различных социальных слоев и институтов. Другими словами, именно инновация способствует выработке новой системы ценностных ориентаций и соответственно новых моделей социального поведения. Следует также отметить, что любая форма локальной специфической культуры отражает всеобщее, общечеловеческое содержание. Можно говорить о взаимопроникновении культур, их синтезном развитии. В этой связи всю мировую культуру можно рассматривать как единство многообразия. Это проявляется в том, что, во-первых, в истории часть локальных культур, существовавших в истории человечества, сохранилась до настоящего времени; во-вторых, достижения культур в различных сферах общественной деятельности становятся достоянием других народов.
На развитие
культуры оказывает влияние уровень
жизни и материальное благосостояние
людей, а также ряд внешних
факторов и социальных условий. Тем
не менее следует иметь в виду, что,
во-первых, материальная обеспеченность
средствами культурного развития создает
условия для овладения культурой, во-вторых, нередко рост материального
благосостояния приводит к деградации
культуры. В этом случае формируется потребительское
отношение к ценностям, так как в условиях
буржуазного общества оценивается в первую
очередь рыночная стоимость объектов
культуры, а не их духовная значимость.
На развитие
культуры оказывает влияние не только
уровень материального
В мировой истории обнаруживается факт большого разнообразия культур. Однако следует признать наличие универсальных тенденций в развитии того или иного народа. При этом всякая культура сохраняет свои специфические черты. Начиная с Нового времени на историческую динамику культуры определяющее влияние оказывает западная культура. Имеется в виду такая ценностная установка, как преобразовательное отношение к окружающему миру. Именно эта идея повлияла на развитие всех стран и всемирную историю в целом. Тенденции культурного развития по-разному проявляются в различных регионах, что связано с неравномерностью исторического процесса. На одной и той же экономической основе могут функционировать разнообразные способы жизнедеятельности культуры. В частности, некоторые народы миновали отдельные общественно-экономические формации. Следует также отметить, что общая направленность культурного развития сочетается с возможностью исторического выбора в зависимости от конкретных условий. Таким образом, закон единства и многообразия мира выступает как фундаментальный закон общественной жизни. Общие процессы индустриализации и межкультурной коммуникации в различных регионах имеют свою специфику. В настоящее время можно говорить о двух тенденциях в развитии культуры, которые тесно переплетаются между собой. С одной стороны, происходит экономическое развитие, направленное на потребительский рынок. С другой, обнаруживается тенденция к реформистским социальным изменениям, к сохранению национальной и культурной самобытности. Нередко подчеркивается приоритет нравственных начал в жизни общества, осуждаются экономический и политический прагматизм.
Отдельно можно говорить о типологиях исторической динамики культуры, которые могут быть построены исходя из различных критериев. Все большую актуальность приобретает типология, основанная на таком признаке, как отношение человека к природе. Выделяют три исторических типа культуры.
1. Доклассический. Для него характерно приспособление человека к природе. Этот тип был господствующим в Европе до XIV в. включительно.
2. Классический. Этот тип начинает формироваться в эпоху Воз-рождения. Его главная особенность – установка на преобразование природы.
3. Постклассический. Складывается в ХХ в., его отличает осозна-ние опасностей в ходе преобразования природного мира, а также формирование новой ценностной установки, направленной на сохранение окружающей среды. Таким образом, постклассическая культура связана с возникновением глобальных проблем, среди которых ведущее место занимают экологические.
Проблема сущностных оснований культуры ставит вопрос о многообразии форм историко-культурного творчества. В этой связи культуру можно классифицировать по:
1. сферам (материальная и духовная);
2. типам (в историческом аспекте: античная, средневековая и т. д.; в этноцивилизационном аспекте (национальные культуры);
3. культурно-страфикационным подсистемам (элитарная, народная, массовая);
4. формам (мораль, право, политика, религия, мифология, искус-ство, философия, наука).
Многообразие форм и типов культуры существует в едином диалектическом культурном пространстве. Его особенностью является возможность перехода культурных образцов и смыслов из одного континуума в другой.
15.4. Духовная жизнь общества
Как известно, общественные отношения разделяются на материальные и духовные. И если материальные отношения существуют независимо от сознания людей, то духовные формируются в результате сознательной деятельности. Тем не менее, между ними существует тесная связь. Она проявляется в том, что материальные отношения способствуют формированию общественной потребности в создании духовных ценностей. Таким образом, основой духовной жизни общества выступает духовная деятельность, в результате которой создаются научные и художественные произведения, идеологические концепции, религиозные воззрения и т. д. Духовная деятельность всегда направлена на совершенствование всех сфер общественной жизни. При этом, чтобы стать достоянием общества, сформировавшиеся знания должны обязательно опредмечиваться. Следует отметить, что продуктом духовной деятельности являются не предметы как таковые, а тот смысл, который воплощен в социальных объектах и процессах. Духовная деятельность осуществляется специальными институтами, т. е. научными, идеологическими учреждениями, коллективами театров и т.д. После создания духовных ценностей следует их распространение. Например, научные знания распространяются путем чтения лекций, издания книг; художественные произведения тиражируются и т. д. Эффективность воздействия духовных ценностей на сознание людей зависит напрямую от потребности воспринимать и искать эти ценности. Эти потребности формируются в результате повседневной жизнедеятельности и целенаправленного образования и воспитания.
Именно духовная культура (искусство, мораль, научные знания, религия, традиции и обычаи и др.) формируют мировоззренческие ориентиры как отдельного человека, так и целого общества. Мораль выступает одним из способов регламентации отношений между людьми. Эта регламентация осуществляется через совокупность нравственных норм, принципов и правил поведения. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить гармоничное соотношение личного и общественного блага. Особенность морали – это статус «неписанного закона», отсутствие ее юридической закрепленности, что позволяет предотвратить нравственный произвол в различных проявлениях. Если нормы правосознания проводятся в жизнь государственными учреждениями, то нравственные нормы складываются в практике поведения людей, в процессе их общения. Они фактически являются отражением жизненного и исторического опыта. Универсальными нравственными ценностями являются понятия добра и зла, смысла жизни, счастья, справедливости, совести, чести и достоинства. Они пронизывают всю историю человечества, характерны для всех народов и культур, хотя их содержание всячески модифицируется в различные исторические эпохи.
В структуру морали входят моральные принципы, нормы и идеалы. Моральные принципы – фундаментальные представления о должном поведении человека. Основными из них являются принципы коллективизма, индивидуализма, гуманизма, альтруизма и толерантности. Моральные нормы представляют собой конкретные правила поведения человека по отношению к обществу, другим людям, окружающей среде. Нравственный идеал – образец нравственного поведения, который считается в данном обществе наиболее правильным и целесообразным. Нравственный идеал, как правило, имеет конкретно исторический и социальный характер.
Древнейшей
формой освоения человеком действительности
является искусство. Именно в этой сфере
индивид развивается как
Искусство выполняет ряд функций, важнейшими из них являются:
1. Познавательная. Искусство выступает своеобразным способом познания мира.
2. Коммуникативная. Искусство обеспечивает связь между челове-ком и обществом, человеком и предшествующим поколением, человеком и другой культурой.
3. Гедонистическая. Искусство способствует достижению эстетиче-ского удовлетворения.
Классическое искусство ориентировалось на нормативность (соответствие образцу, канону), адекватное изображение действительности. Неклассическое искусство (XX–XXI вв.) основывается на плюрализме эстетических взглядов, равноправном сосуществовании культурных миров.
Органической частью культуры выступает и религия как форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественное. Эта вера является ядром целой совокупности культов и обрядов, в которых воплощаются важнейшие социальные ценности. Посредством определенных обрядовых действий верующие надеются получить помощь от Бога. Столетиями существовало представление о том, что без веры человек не может быть нравственным. В христианстве нравственным идеалом выступает образ Христа, в буддизме – образ Будды и т. д. Религия является сложной социокультурной системой, имеющей свою внутреннюю структуру, состоящей из религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных организаций. Религиозное сознание представляет собой совокупность идей и образов, порожденных верой в сверхъестественное, включая его понимание, а также ответы на вопросы о возникновении мира и человека и др. Религиозная деятельность – строго регламентированные поступки, продиктованные верой в сверхъестественное. Религиозная деятельность может быть культовой и внекультовой. Первая выступает в форме обрядов, таинств, праздников. Вторая включает в себя духовную (производство религиозных идей, систематизация и интерпретация вероучения) и практическую (работа миссионеров, пропаганда вероучения, преподавание в духовно-учебных заведениях) стороны. Религиозные организации – оформленные объединения верующих с профессиональными служителями культа во главе (общины, церкви, секты, деноминации). Социальная роль религии сводится к тому, что она выполняет мировоззренческую, компенсаторную, интегративную, коммуникативную и регулятивную функции. Религия теснейшим образом связана с моралью, искусством, философией. Религия постигает окружающий мир через духовную связь человека и абсолюта, формирует представление о единстве всего человечества. Однако эта форма общественного сознания главным образом связана с репродуктивным элементом духовной культуры, поскольку объявляет вечность и неизменность своих догматов, выступает за сохранение традиций.